Кубик, листок и немного фантазии
Арсений СТАКАНОВ, ng@ng.kz, фото автора
У костанайца Даната Аманова необычное хобби: он играет в настольные ролевые игры
В заголовке перечислено все, что нужно. Поздравляю, с этого момента вы можете начинать играть в НРИ! Что это и почему, попробовав, вы точно разглядите в себе что-то новое, рассказывает данджен-мастер Данат АМАНОВ.
Данат Аманов, данджен-мастер, на своем игровом «рабочем» месте
Немного теории
Расшифровка аббревиатуры - настольная ролевая игра - говорит сама за себя. Это те игры, в которых слово «роль», по мнению Аманова и многих других настольщиков, является ключевым. Суть проста: каждый игрок (а играть может любое количество людей, главное, чтобы было весело) создает себе персонажа с набором нескольких характеристик. После того как все готовы, ведущий (он же данджен-мастер, ДМ, гейм-мастер) начинает повествование, отгораживаясь от игроков специальной ширмой. Обычно на внутренних стенках крепят всякие подсказки к игре, кидают в тайне от игроков кубики для выгодных проверок.
С этого момента игроки перемещаются, если угодно, в книгу или фильм, где от их действий зависит дальнейшее построение сюжета. Все на словах. В течение всего процесса игроки и ведущий обмениваются репликами. Игроки говорят, какое действие хотят совершить, а мастер отвечает им, какие последствия это принесет. Многое в игре решают кубики, но не только простые шестигранники, хотя они тоже есть в наборе, а еще имеющие 4, 8, 10, 12 и 20 граней. Последний, кстати, основной, он и определяет, удастся ли героям совершить задуманное действие успешно или их ждет провал.
Настольных ролевых систем - огромное количество, найдется на вкус каждого. Нравятся «Звездные войны» или «Дюна» - Starfinder (так называется игра), поклонникам Говарда Лавкрафта или фильмов ужасов подойдет «Зов Ктулху», ну а любители фэнтези играют в «Подземелья и драконы» (Dungeons & Dragons, D&D). Это самая популярная игра, ей и занимается Данат в свободное время.
Фэнтези катарсис
В детстве Данат смотрел те же мультфильмы, что и его сверстники, и многим от них не отличался. В начале нулевых произошел катарсис: он увидел трилогию «Властелин колец», главную фэнтези-сагу. Наверное, тогда и были вытоптаны первые шаги в мире D&D. Закончив школу, уехал в Канаду учиться и там впервые увидел, как группа студентов сидит вокруг стола с бумажками, на которых написаны характеристики их героев, кидает разные кубики и весело проводит время.
D&D - игра, в которой удачно выпавший кубик может спасти патовую ситуацию
- В нашем колледже прямо был специальный клуб под D&D, - вспоминает Данат. - Меня это все жутко заинтересовало, но я тогда только начал осваивать язык, из-за языкового барьера мало что понимал. Они мне говорили какие-то непонятные английские игровые термины, я ошалело смотрел. Вернувшись домой, я хотел продвигать это дело, но здесь же никто тогда не знал, что это такое. Мы начали с другом изучать правила, но это целая книга, страниц 300! В «Инстаграме» мы наткнулись на одного парня, который был в теме, он нам разъяснял правила. Можно считать, крестный отец костанайского D&D.
Мы здесь ради веселья
Не стоит пугаться объема правил. Да, существует специальная книга (их даже несколько: отдельно для игроков и для мастера), в которой подробнейшим образом описывается весь фэнтезийный мир. Чисто игровые правила занимают страниц десять: объяснения, для чего нужны характеристики силы, интеллекта, харизмы; как правильно вести бой, использовать заклинания, зачем кубики. Все остальное место занимают описания ландшафтов, пантеона богов, которым могут поклоняться персонажи. Забавно, но факт - описана даже физика падания ледяной глыбы на персонажа. Она его не убивает, а разбивается, соприкоснувшись, и наносит урон.
- В игре важно, чтобы было весело! - объясняет Данат. - На самом деле, все правила - корректируемые в угоду отдельным приключениям. Не хочешь применять расы, пожалуйста, пусть в твоем приключении будут только люди или исключительно эльфы. Потенциальные игроки пугаются этих огромных фолиантов и думают, что D&D - это сложно. Совсем не так. Доверьтесь мастеру, он все объяснит. Свою первую компанию я собрал только 2 года назад, с тех пор играем.
Такими кубиками пользуются игроки в D&D.
У Даната этих компаний даже две: в одной он игрок, а в другой - ведущий. Собираются обычно дома у своего мастера. Данат полушутя говорит, что хотел бы вмонтировать в стол монитор - интерактивную карту - если жена разрешит, конечно. Кстати, многие игравшие с ним замечают, что он прекрасный мастер, который умеет затянуть в мир подземелий и драконов, хорошо отыгрывает неигровых персонажей (то есть тех, которые являются элементом истории) и доходчиво объясняет непонятные моменты в правилах.
Обычно игры проходят долго - в среднем 3-4 часа. Более того, иногда сюжет не может завершиться за одни посиделки, и, чтобы его закончить, игроки могут собираться неделями, месяцами и даже годами. Такие длинные истории очень любит Данат:
- Это удивительно, ты проживаешь со своим персонажем жизнь. Его радости становятся твоими радостями. Вот о чем я говорю, когда прошу от людей отыгрыш. Я обожаю, когда мои игроки говорят: «Мой персонаж может чего-то не знать, но я думаю, он поступил бы так-то». Игроки и мастер поровну делят ответственность за успешность приключения. Это всегда перекидывание мяча. Историю создают игроки, мастер их только ведет по тропке сюжета.
В игре можно практически все. Однажды с Данатом играла девушка, ее отряд приключенцев окружили голодные волки, и она спросила: «Можно их покормить?», Данат ответил, что можно. Ее это привело в чрезвычайную радость.
- Путей исхода ситуации может быть много, смотря, что выберут игроки, - говорит Данат. - Но эта же свобода и опьяняет. Некоторые, осознавая свою вседозволенность, начинают проверять систему на прочность, предлагая совсем нерациональные действия: сжечь таверну, например. Через несколько игровых сессий это проходит, потому что они понимают: акции порождают реакции. И, кстати, не только в игре!
Не только для гиков
Многие посчитают увлечение Даната детскостью, несерьезным досугом. Ошибутся. Аманов работает заместителем директора в КХ «Абиль», которое занимается зерном, серьезный человек в общем. Однако НРИ крепко вошли в поп-культуру западного мира. В D&D, в частности, играют актер Вин Дизель, создатели сериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс, а также продюссер мультсериала для взрослых «Рик и Морти» Дэн Хармон.
- Изначально, когда эти игры только зарождались в 80-х годах, в них играли в основном закомплексованные подростки, помешанные на фантастике и фэнтези, - гики, одним словом. Поэтому, кстати, среди списка навыков, которые нужно проверять броском кубика, есть обман, убеждение и выступление. Они двух слов связать не могли, потому что у них не было социального навыка, они общались в узких кружках таких же, - рассказывает Данат. - Постепенно движение разрослось и сформировало поп-культуру. Хармон даже говорил в одном интервью, что опирается на логику развития характера персонажа в D&D, создавая героев своего мультсериала. Он же, кстати, делал сериал «Сообщество». Там, на мой взгляд, лучше всего описан терапевтический эффект игры. Главные герои помогали толстому неуверенному в себе студенту с помощью игры обрести веру в себя.
Духом едины
Кроме того, это отличный способ проверить людей вокруг себя. Как говорится, друг познается в игре.
- Мой совет начинающим мастерам: экспериментируйте с боем, - говорит Данат. - Нужно располагать врагов не в открытом пространстве стенка на стенку, а как-нибудь поинтересней. Тогда игроки сплотятся. Нет ничего лучше для укрепления команды, чем в начале игры дать им небольшой бой. Они смогут почувствовать друг друга. Но и стоит ограничивать моменты, когда два игрока начинают враждовать: вне стола дружат, а за столом дерутся, нельзя так.
Мастер отгорожен от игроков ширмой, чтобы они не подглядели лишнего
Часто бывает, что игроки устают драться с врагами. Парадоксально, но это достаточно монотонное и рутинное действие, нужно просто постоянно кидать кубики на атаку и урон. Бывает, что люди отвлекаются и не погружены в происходящее, персонаж с легкостью может погибнуть - да, такое возможно в D&D! Данат видел слезы по этому поводу. Но считает, что нельзя идти на поводу у игроков, ведь смерть - это нормальное явление, особенно в игре:
- У мастера нет задачи убить игроков, у него задача - бросить им вызов, испытать их. Такие вот интересные бои, загадки, максимально вовлечь игроков в историю и поощрять их хороший отыгрыш. Это повышает моральный дух каждого и команды в целом. Когда я писал приключение с нуля для друзей, хотя больше люблю читать готовые и добавлять какие-то мелочи, старался учитывать особенности поведения в игре каждого, чтобы всем было интересно.
В массы!
В нашем культурном пространстве это хобби не распространено. Но Данат не теряет оптимизма:
- Проблема не в том, чтобы найти игроков, а в связи между ними. Нам нужно создать отдельное сообщество, группу в социальных сетях, к примеру, которое бы объединило любителей настольных ролевых игр. В среднем, я думаю, в области сейчас наберется человек 200, из них процентов 10 - мастера. Вообще, в деле популяризации очень помогают игротеки, которые изредка проводят мои друзья Алмаз и Настя. В принципе, у людей, с которыми я познакомился там, я сейчас и веду раз в неделю приключение.
Желающих прийти посмотреть - огромное количество. Сейчас это напоминает масонскую ложу: вступление только по приглашению, назад дороги нет. Шутка, конечно. При желании начать играть может каждый, собрав вокруг себя семью или друзей. А люди затягиваются, потому что у них есть возможность попробовать себя в новом качестве. Вы никак не поучаствуете в сюжете своей любимой книги или фильма. А здесь главный герой - вы, и кто знает, к каким решениям и открытиям в себе вы придете.
Материалы номера