Мы не оправдываемся, а объясняем

Галина КАТКОВА

Несколько важных для покупателей уточнений о ценах на яйца

Тема прямо не остывает. Впечатление после субботней ярмарки, что все мы питаемся только глазуньями и омлетами. Но раз продукт признан социально значимым, то и ценообразование на него интересует всех. В начале марта свое пристальное внимание к тому, сколько стоят яйца, обозначило антимонопольное ведомство. А недавно - уже после интервью в «НГ» с крупным производителем этого товара - свою точку зрения решили высказать розничные продавцы. По порядку.

 Срок не вышел

Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по Костанайской области в начале марта известил, что к ним поступают жалобы на то, что растут в цене куриные яйца. Началось это не в одночасье. Было решено изучить товарный рынок.

Тема цен на яйца в последнее время не теряет актуальности / Фото Андрея СКИБЫ 

По результатам анализа, проведенного департаментом, в действиях производителей ТОО «Жас-Канат 2006» и АО «Север птица» усмотрены признаки нарушений подпункта 1 статьи 170 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, выразившиеся в установлении и поддержании согласованных цен при оптовой реализации яйца куриного в четвертом квартале 2020 года, говорится в пресс-релизе ведомства.

СМИ новость разнесли широко и далеко, однако в информациях полно разноголосицы: названные ТОО уже обвиняют в ценовом сговоре, хотя в релизе речь идет о признаках установления согласованных цен. Это все-таки разные вещи.

Ценовой сговор, или картельное соглашение, предполагает прямые договоренности производителей. А установление согласованной цены - один поднял цену, другой на него посмотрел и тоже повысил, независимо от реалий своего финансового положения. И то, и другое, по меркам антимонопольного законодательства, не есть добросовестная конкуренция.

В адрес обеих птицефабрик направлены уведомления о необходимости согласованные действия прекратить. Чтобы отреагировать на эти акты, у бизнеса есть 30 дней. Срок еще не вышел.

Каковы могут быть последствия? Если предприниматели признают, что их действия подпадают под определение согласованных, обещают их прекратить и впредь таким образом не поступать, то ничего не будет, пояснили в ДКРЕМ. Если не признают, то антимонопольная служба откроет расследование и должна будет доказывать, что имеет место не признак нарушения Предпринимательского кодекса, а само нарушение. За него грозит крупный штраф.

«НГ» предложила бизнесу прокомментировать ситуацию, но птицеводы предпочли промолчать. Так что ждем окончания 30-дневного срока.

 Не валите все на розницу   

Напомним, «НГ» недавно публиковала интервью с руководителем птицефабрики «Жас-Канат 2006», в котором он объяснял, почему на предприятии растет себестоимость яиц. Дорожают корма, кроме того, часть 2020 года птицеводы работали без субсидий. Потом их вернули. Но урезали наполовину.

Таким образом, есть экономические обоснования и они прозвучали. А вот голоса розницы в том, что касается ценообразования, как-то до сих пор слышно не было. Торговля обычно о таких вещах не рассказывает. Но не в этот раз. Хозяева небольших магазинов, так называемых «у дома», на днях обратились в «НГ» с просьбой дать им высказаться. Отправной точкой для этого стал телесюжет, в котором было два проблемных для них момента: во-первых, сказано, что маленькие магазины слишком задирают цены на яйца, во-вторых, прозвучала информация, что средняя отпускная цена того же ТОО «Жас-Канат 2006» составляет 38 тенге.

- Люди поняли так, что конкретно мы, мелкая розница, получаем яйцо по 380 тенге за десяток. Приходят и спрашивают: дескать, почему тогда оно у нас стоит 460-480 тенге, - пояснила проблему предприниматель Сара САКИТАЕВА. - Так вот, я хочу сказать ответственно, что нет для нас такой отпускной цены на жасканатовские яйца. Мы приобретаем товар у торговых представителей фабрики по 42 и по 43 тенге, принесли вам накладную в доказательство. Такова оптовая отпускная цена на яйцо категории СО и С1, которое пользуется у покупателей устойчивым спросом.

Хозяева небольших магазинов выяснили, откуда взялась симпатичная средняя цена в 38 тенге. Прайс на товарное яйцо предприятия включает 6 позиций. Первые три рознице хорошо известны - это крупное яйцо, яйцо категорий С1 и С2, хотя последнее, говорят предприниматели, - гораздо менее ходовой товар. Потом идут позиции, помеченные как С2 (360 несорт), С3 (см), насечка (360), их отпускная цена ниже - от 39 до 32 тенге, и это товар более низкого качества. Если все 6 позиций суммировать и разделить, то выйдет 37,8 тенге за единицу товара.

2019 год. Помните такие цены?  / Фото Галины КАТКОВОЙ

- Но яйца с насечкой, например, то есть с трещиной, берет общепит, мы - никогда, это риск, да и не возьмут их покупатели, - говорит Сакитаева, - а цену среднюю в сюжете назвали с учетом всех позиций, смешав фактически розницу и общепит, который может себе позволить брать и несортовое яйцо, и грязное, с насечкой... Честно, я пять лет торгую, даже не знала, что такой товар предлагается.

- Хотели бы еще сказать вот о чем. Что значит - маленькие магазины «слишком задирают цену»? - продолжила тему индивидуальный предприниматель Ярослава ХОРЕВА, - да, мы хотим заработать, прибыль получить. Что в этом недобросовестного, скажите? А у нас все время розницу шпыняют. Если фабрика хочет заработать, это нормально, если торговля, мы плохие. Почему? В моем магазине есть яйцо, на которое накрутка составляет 20%, есть и то, на которое я цену сознательно занижаю, тем более что беру у другого производителя подешевле. Человек волен выбирать. Если с нами за товар рассчитываются безналом, то с учетом оплаты банку за транзакцию у нас остается практически цена, по которой мы сами приобретаем яйцо... В этом бизнесе полно тонкостей и полно проблем. Но, поверьте, мы не будем никогда просто бездумно задирать цены, потому что рискуем потерять своего покупателя.

Предприниматели сказали, что они излагают позицию целой группы, в которую сейчас входит более 160 хозяев небольших магазинов. В редакцию пришли не оправдываться, а дать правдивую информацию. Рассчитывают на то, что люди газету читают внимательно и постараются вникнуть в аргументы, которые они привели.