Бастовали водители, мерзли пассажиры

Георгий ГОВОРОВ, Арсений СТАКАНОВ

Как Костанай пережил два дня без 25 автобусов и что в это время делали власти?

 6 февраля появилось первое реальное подтверждение того, о чем шептались в автобусах уже больше месяца: водители валидаторами недовольны и готовы с ними бороться. В Интернет выложили коллективное видеообращение, в котором говорилось о грядущей забастовке городских автобусов. За выходные потушить недовольство властям не удалось, а утром понедельника заложниками противостояния оказались сотни горожан, которые не дождались своих рейсов.

10 февраля некоторые водители все еще запускали пассажиров через среднюю дверь / Фото Георгия ГОВОРОВА

 Понять, простить и поддержать!

Водители потребовали установить им заработную плату с окладом, снять ответственность с них за неработающий валидатор и функции кондуктора. Затронули они и увеличение стоимости проезда за наличный расчет.

- Искренне просим у жителей города Костаная извинения за предоставленные неудобства! - сказали водители. - Просим понять, простить и поддержать нас! Ваша поддержка очень нужна нам в данный момент.

О забастовке в горакимате знали заранее, но, похоже, в то, что водители выполнят обещанное, не верили. 4 февраля на брифинге о внедрении на общественном транспорте дифференцированного тарифа заместитель акима Костаная Ануарбек КАСИМОВ заявил на вопрос корреспондента «НГ», что «забастовка водителей - под большим вопросом». Тогда же власти обозначили и свою позицию: перевозчики работают по договору, на линии выходить обязаны, а если воспротивятся документу, то получат ответ «в рамках закона». Угроза не дала желаемого результата.

 Причина бунта одна...

Водители скрывают прибыль, поэтому отказываются работать с электронной системой оплаты. Об этом заявил руководитель отдела ЖКХ акимата Костаная Наурзбай МУСИН, комментируя отсутствие на маршрутах автобусов ТОО «Костанайавтотранс». Вывод озвучили спустя 9 часов после начала забастовки.

 Наурзбай Мусин обвинил бастующих водителей в сокрытии доходов / Фото Георгия ГОВОРОВА

Мусин сообщил, что не вышли на линии 25 автобусов. Повторится ли такое и завтра, чиновник не знал, но конкретизировал слова Касимова, пригрозив перевозчику штрафными санкциями и расторжением договора. Руководитель отдела ЖКХ привел расчеты, согласно которым водители могли скрывать реальный пассажиропоток, а часть прибыли присваивать.

- У меня есть данные об итогах работы с валидаторами за 3 месяца, - пояснил он. - С 1 по 30 ноября 2020 года в Костанае автобусами перевезено всего 898 000 человек. В декабре ситуация изменилась, потому что вырос пассажиропоток до 1 102 975 человек. В январе перевозчики обслужили 1 204 210 человек. В январе количество человек с наличной оплатой сократилось, зато в 2,5 раза увеличились случаи оплаты проезда банковскими картами. И популярность мобильного приложения, к чему мы шли, выросла в 10 раз (подробные данные в таблице - «НГ»). Что мы видим? Видим, что компания AlemPay проводит всю необходимую работу. Система работает, работает в пяти направлениях. Мы видели опубликованные в СМИ видеоролики, прозвучало недовольство водителей. Вчера прошли встречи со всеми перевозчиками с участием акима Костаная.

По словам Мусина, у всех водителей на встрече с акимом Костаная были идентичные вопросы. Первый: работа установленных в автобусах РОS-терминалов, которые не являются валидаторами.

- Почему они политизировали этот вопрос? - спросил Мусин и сразу дал ответ: - Водителями ТОО «Костанайавтотранс» выдвинуты требования не поднимать оплату наличкой до 150 тенге. Есть в ответ аналитика. ТОО «Жарык Жол-1» одним из первых перешло на работу с РОS -терминалами. По количеству маршрутов они практически идентичны. В «Жарык Жол-1» безналично расплатились 945 человек каждый автобус в день, наличка через терминал проведена на 10 494 человек. В общем это 11 439 человек. Делим на количество маршрутов и получаем средний пассажиропоток каждого автобуса - 544 человека. Такая же аналитика и у ИП Брунер. А вот у ТОО «Костанайавтотранс» другие цифры. Безналичной оплатой у них воспользовались 1 133 человека. Мы видим, что спада у него нет. Терминал работает. Люди, кто хотел, расплатились карточкой, SMS или другим способом. Весь вопрос - в наличной оплате. Всего железные деньги использовали 5 человек. Не тысяча и не десять тысяч, а 5 человек! Тем самым водители в день укрывают 800 000 тенге в среднем. Представьте, сколько это в месяц.

Отдел ЖКХ направил руководству ТОО «Костанайавтотранс» уведомление о том, что очень грубым нарушением, согласно договору, считается ситуация, при которой график движения нарушен на 70%.

- Хочу обратиться к бастующим водителям! - сказал Мусин. - Может быть, они одумаются и завтра выйдут на линии. По маршруту № 7 сегодня вышел только 1 автобус. Если эта компания не решит вопрос самостоятельно, то мы решим вопрос за них. Это либо расторжение договора, либо другая предусмотренная законом санкция.

- Среди требований также было внедрение должности контролера, чтобы водители занимались только управлением автобусом. Как вы оцениваете это предложение? - спросил корреспондент «НГ».

- Это вопрос к работодателю, а не к заказчику, - ответил Мусин. - Наличие контролера мы можем прописать в договоре после того, как все автобусы будут использовать безналичный расчет. Мы сможем заключить дополнительное соглашение, где будем решать эти вопросы. Завтра вводится дифференцированный тариф, после первых отчетов перевозчиков мы сможем признать абсолютно все маршруты социально значимыми, после чего встанет вопрос субсидий из городского бюджета и возможного внедрения контролеров. На субсидии нами запрошено 195 млн тенге.

Он также отметил, что 31 000 транспортных карт уже проданы, еще 10 000 - в реализации. До 13 февраля должны завести 20 000 карт, этого количества должно хватить всем желающим. А несрабатывающие банковские или транспортные карты - «единичные случаи».

Журналисты попросили директора костанайского филиала ТОО AlemPay Сагадата НИЯЗБАЕВА прокомментировать - как так получилось, что он руководит процессом внедрения электронной системы, являясь одновременно заместителем директора ТОО «Костанайавтотранс», причем именно водители этого предприятия объявили забастовку?

Сагадат Ниязбаев: «Будут субсидии - будут хорошие зарплаты» / Фото Георгия ГОВОРОВА

- Дело ведь не в водителях, - ответил Ниязбаев. - В каждом предприятии есть бастующие водители. Утверждать о том, что зачинщики - это водители ТОО «Костанайавтотранс», неправильно. Мы уже получили уведомление. Надеемся, что завтра водители одумаются и выйдут на работу.

- А когда водители сказали вам, что недовольны проектом? - уточнил корреспондент «НГ».

- В ноябре, - сказал Ниязбаев.

- А какие меры вы тогда предприняли, чтобы не допустить забастовки?

- А какие меры могут быть предприняты... Были разъяснительные работы. Будут субсидии - будут хорошие зарплаты. У каждого человека осталось свое мнение. Мы ни с кем не планируем расторгать договоры или увольнять, потому что заменить их мы не можем. У всех перевозчиков есть огромный дефицит кадров.

- Ранее вы планировали вводить карточки разных цветов. Вы отказались от этой идеи?

- Мы не отказывались. Почему это произошло? Карты для пенсионеров и детей выпускает Казпочта. Это они приняли решение, что будет одна карта синего цвета. Так получилось, что у нас тоже синие карты. Если бы мы брали все категории граждан, то да, мы бы сделали разные цвета.

- Вас такое сотрудничество с Казпочтой устраивает?

- Давайте все-таки говорить, что Казпочта - наш партнер.

- Устраивает или нет?

- Нас устраивает. Для нас это выгодно.

Сагадат Ниязбаев тоже не смог дать точного ответа на вопрос, выйдут ли завтра водители на линию или нет. Что делать в таком случае костанайцам, ни перевозчик, ни руководитель отдела ЖКХ не знают.

 Коллапс, которого нет

9 февраля забастовка продолжилась. Утром во вторник в акимате вновь заверили, что ситуация не критична.

- Мы больше с водителями не общались, - сообщил «НГ» Ануарбек Касимов. - Утром я проехал по городу, не видел транспортного коллапса, другие перевозчики перекрывают эти же маршруты. В ТОО «Костанайавтортанс» мы направим уведомление и будем действовать в соответствии с законом.

В соцсетях чиновнику возражали. Жительница Костаная Наталья ШИЛЯЕВА рассказала свою историю, как она боролась с «коллапсом, которого нет».

- Хочу кратко рассказать о том, как я отвожу и забираю ребенка из сада, - написала она. - Мы живем на улице Козыбаева (ближе к центру), а детский сад номер 14, который посещает моя дочь, находится на улице Дружбы. Раньше мы ездили на автобусе 22-го маршрута, но вот уже около года этот автобус ездит не чаще одного раза в день, а недавно его вообще отменили в связи с низкой заполняемостью. Наступил очередной морозный понедельник. Мы были готовы к тому, что автобусы утром ходить не будут, поэтому вызвали такси. В обычные дни такси обходилось нам в 600 тенге, но в этот понедельник ценник взлетел до 1 100. Домой я шла пешком, также пешком шла забирать ребенка из сада, а назад мы поехали на такси за 700 тенге. Вторник, 9 февраля, начался так же: вызвала такси, стоимость которого составила 800 тенге, назад шла пешком. После 17.00, прождав безрезультатно автобус на остановке около Казпочты хоть какого-нибудь маршрута, чтобы уехать в сторону мясокомбината, с толпой замерзших людей, я уже подумывала отправиться пешком, хоть и очень замерзла. И вдруг к остановке подъехала на машине девушка с мамой и предложила подвезти людей совершенно бесплатно в сторону КСК.

Такие жалобы на автобусы и благодарности помогающим водителям легковушек поступили в редакцию «НГ» десятками.

 Проверили на себе

С 9 февраля вступило в силу еще одно нововведение - дифференцированный тариф, который увеличивал оплату проезда наличными почти в 2 раза. Пассажиры в большей части на удивление спокойно приняли новые меры. Подавали водителю 80, в ответ следовало короткое замечание: «150 проезд стоит», после чего покорно выискивали копейки.

Объявления о том, как расплачиваться, висят в салонах, но от передней двери их не видно / Фото Арсения СТАКАНОВА

На маршруте № 27 пассажирка, как и положено, зашла через переднюю дверь и подала водителю деньги. Получив сдачу, недоуменно прошла вглубь салона и стала пересчитывать. Через минуту вернулась к водителю.

- Почему вы мне дали сдачу именно так? - спросила женщина.

- Потому что проезд теперь 150 тенге.

-Так, а почему у вас нигде здесь не висит объявление никакое? Откуда я должна знать?

- Женщина, новый тариф в автобусе с этой недели!

- Так я эти 2 дня в автобусе не ездила, отдыхала.

Тем не менее она прошла в салон, видимо, удовлетворенная объяснением. Хотя были случаи, когда пассажиры отказывались подчиняться и выходили на улицу.

К слову, официальное постановление об увеличении платы можно без труда найти в Интернете. Но есть нюанс: про льготы для детей и пенсионеров, которые могут оформлять социальные карты Казпочты до 1 апреля, в документе ничего не сказано.

Итоги по использованию карт уже через сутки подвели власти. По словам Мусина, 9 февраля воспользовались услугами автобусов 56 429 человек. Из них, по данным AlenPay, транспортными картами оплатили проезд 14 175 пассажиров, банковскими картами - 23 534, с помощью SMS - 34, мобильным приложением - 3 480. Общий доход - 4 787 000 тенге.

- У людей есть понимание проводимой работы в данном направлении, идет рост безналичной оплаты проезда, - отметил Мусин. - Также хотелось напомнить, что на этих валидаторах/POS-терминалах установлены 7 видов оплаты проезда. Среди них есть возможность оплатить проезд с помощью QR-code и NRS. Наличной оплатой 9 февраля воспользовались 15 206 пассажиров, из них дети - 2 841, пенсионеры - 5 744. Это итоги первого дня. Ближайшие 10 дней будем анализировать показатели и ежедневно выставлять результаты в СМИ.

Универсальный номер автобуса и QR-код висят почти на каждом маршруте / Фото Арсения СТАКАНОВА

Перед пассажирами, которые предпочитают лишний раз не переплачивать, встает выбор: банковская или транспортная карта? Избравших первый вариант намного больше, чем тех, кто расплачивается AlemPay, но не меньше, чем пассажиров с наличным расчетом.

К слову, развеян еще один миф насчет оплаты в автобусе. «НГ» писала, что пассажир может расплатиться банковской картой не только за себя, но и за тех, с кем едет. Оказывается, нет. Случай из уже описанного 27-го маршрута: в переднюю дверь зашла пара, мужчина хотел расплатиться картой, приложив ее к терминалу. Оплата не прошла - держал не так долго, как требуется. Прикладывает еще раз, терминал одобрительно пикнул. Но нужно оплатить проезд спутнице. Мужчина вновь прикладывает карту, но терминал дает понять, что все операции проведены. Водитель объясняет: нужно доехать до конечной, там терминал обнулится, тогда вы сможете этой же картой расплатиться. Пришлось платить за даму 150 тенге.

 Карты вместе с нижним бельем

Корреспондент «НГ» 9 февраля побывал во всех точках продажи транспортных карт. Они были везде, завозы ежедневные, но разлетаются быстро - ко второй половине дня остаются небольшие стопки, где-то по 30 карт. Напомним, купить их можно в ТРЦ MART, Kostanay Plaza, ЦУМе, «Детском мире» и в ТД «Азия» на ул. Чернышевского.

Хотя в последнем могут возникнуть вопросы. Дело в том, что в первых четырех названных точках карты продают в отделах, связанных с мобильными телефонами. Вот и в «Азии» вы поднимаетесь на второй этаж и привычно идете в отдел сотовой связи. Но карт не найдете, ведь их продают в отделе нижнего белья. Спрашиваем у продавца в этом отделе: не кажется ли ей выбор ее бутика странным?

В ТД «Азия», на ул. Чернышевского, транспортные карты соседствуют с колготками / Фото Арсения СТАКАНОВА

- Вас только это интересует или все-таки зайдете и купите у меня карту? - звучит в ответ.

В этот момент ей позвонили с очередными вопросами о картах и просьбой отложить одну.

- Мы из «Нашей Газеты», проверяем места, где можно карты купить.

- Карты есть, - показывает продавец стопку из 20-30 карт и кладет их в ящик с бельем позади себя, - вот они. Раньше разрешали продавать по 100 штук только, тут был такой ажиотаж! Я не могла заниматься своей непосредственной работой. На днях привезли 500 штук, люди уже стали спокойнее покупать.

Кстати, до недавнего времени в ТРЦ MART стояла табличка примерно такого содержания: «Карт нет, когда будут, не знаем, номеров для справок не даем». Сейчас ее уже нет, ведь картопоток явно увеличился.

Как пояснил на итоговом брифинге 10 февраля Наурзбай Мусин, места продажи были согласованы с акиматом, а с конкретными бутиками договаривалась компания AlemPay.

 Не смогли исполнить обязательства

9 февраля появилось сообщение, что предприниматель Александр БРУНЕР временно взял на себя обслуживание маршрутов №№ 2, 7 и 13, так как ТОО «Костанайавтотранссервис» покинуло рынок перевозок, объяснив это решение «тяжелым финансовым положением». На три маршрута утром 10 февраля вышли 12 автобусов и с каждым днем количество машин планируют увеличивать. Но это временная мера, так как уже готовится новая конкурсная документация.

 9 февраля. 15.40. Центр города. Автобус маршрута № 7 - без пассажиров / Фото Арсения СТАКАНОВА

- Сколько автобусов вы пустили по маршрутам №№ 2, 7 и 13? - спросил на брифинге, проведенном вечером 10 февраля, корреспондент «НГ».

- Маршрут № 7 - два автобуса, маршрут № 2 - два автобуса, маршрут № 13 - восемь автобусов. Интервал увеличился до часа, - ответил Брунер.

Директор ТОО «Костанайавтотранс» 10 февраля письмом извинился перед костанайцами / Фото из соцсетей

Уже после брифинга перевозчиков распространили обращение, подписанное руководителями ТОО «Жарык Жол», ТОО «Туристтранссервис», ТОО «Компания STA», ТОО «Альтаир», ИП Брунер, ИП Муканов и ИП Топоров. Предприниматели просят горожан не беспокоиться и обещают работать без нарушений.

Брунер отметил, что бастовавшие водители пока к нему еще не обращались, но он готов их трудоустроить. На вопрос о том, сколько сотрудников ТОО «Костанайавтотранс» остались без работы, руководитель отдела ЖКХ Наурзбай Мусин ответить не смог.

Бастующие водители в итоге будут вынуждены сменить профессию либо перейти к другим перевозчикам, но уже на их условиях. Как водители отнесутся к такому положению дел, непонятно. За 3 дня забастовки ни один из них так и не вышел на связь с журналистами «НГ».

 

Как оплачивали проезд костанайцы*

Количество пассажиров/Период

Наличный расчет

Банковская карта

Транспортная карта

Мобильное приложение

SMS

Ноябрь

868 387

9 872

24 840

650

50

Декабрь

968 542

47 035

84 815

2 551

32

Январь

950 000

113 008

115 986

25 668

46

* по данным отдела ЖКХ акимата Костаная