В грязи по самый бампер...

Евгений ШИБАРШИН

Автомоек в городах много, а помыть машину негде

С приходом теплого времени года у автомобилистов появляется новая забота: своего «железного коня» нужно регулярно очищать от грязи. Одни для этой цели едут на специально оборудованную автомойку, другие чистят машину на территории гаражного или дачного общества, во дворе многоэтажного дома, либо отправляются к ближайшему водоему. Причем вторых, несмотря на вред, который они наносят экологии, в Костанае достаточно много. Почему они выбирают именно такой способ приведения в порядок своего автомобиля?

Грязное это дело

Ответ на этот вопрос, казалось бы, лежит на поверхности: зачем платить на автомойке, если эту операцию можно сделать самому? Да еще и с любовью к собственному имуществу. Что касается тех, кто делает это у речки или озера, - так ведь в семье не без урода. Да и такой ли уж большой урон наносится природе от смыва грязи с кузова автомобиля? Дескать, оторвалась она на какое-то время от матушки-земли, прилипнув к автомобилю, так мы ее и вернем на место, смыв водичкой из ведра.

Вот с этого момента - с нанесения ущерба природе, и начнем наше небольшое исследование. Дело в том, что главный вред для экологии, который может нанести водитель автомобиля, мы привыкли видеть в нефтепродуктах, попавших на землю или в воду. Но специалисты называют и другие факторы, о которых мало кто знает.

- На поверхности кузова автомобиля образуется тонкая пленка из токсичных веществ, которыми насыщен воздух на дорогах, - рассказывает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ. - Во время мойки они вместе с грязью смываются и попадают в окружающую среду.

Кто-то к этому утверждению отнесется скептически. Дескать, живя в городе, мы этим же воздухом дышим каждый день, и еще надо посчитать, не получаем ли мы токсинов от этого больше, чем от смыва автомобильной грязи на землю. К этому утверждению можно было бы добавить: «А сколько всякой гадости на легких у курящих людей?» Говорят, будущим врачам в медвузах показывают заспиртованные легкие человека, который при жизни увлекался куревом. Индивидуальный предприниматель Герман КАРАГОДИН, до недавнего времени делавший свой бизнес на автомойке, предлагает особо скептически настроенной публике посмотреть на то, что остается в сточной яме после мойки автомобилей.

- После недели работы, когда мы скачаем отслоившуюся в сточном резервуаре воду, на дне остается густая масса, пропитанная нефтепродуктами, - рассказывает Карагодин. - Там и масло, и тосол, и бензин, и много чего еще, что можно определить только химическим анализом. Когда представишь, что все это могло оказаться в земле, где-нибудь у реки, становится не по себе.

После таких слов, как не посмотреть, что же творится там, на берегу реки.

«А вам-то что?»

Не раз приходилось слышать, что излюбленное место для мойки автомобилей - берег Тобола возле моста в районе КЖБИ и на Амангельдинском водохранилище. Туда и решили направиться со своим знакомым на его стареньком «жигуленке». Мой добровольный помощник информацию о стихийных мойках на Тоболе подтвердил. Правда, время весенней распутицы уже прошло, дождей тоже давно не было, поэтому особой надежды на результативность нашей поездки мы не питали. И, как оказалось, напрасно. 

Воскресенье. 12 часов дня. Ярко светит солнце, тепло, и почему бы в такую погоду кому-то не привести в порядок свой автомобиль? Правда, когда мы выезжали с территории гаражного общества, особой активности у тамошних автомобилистов не заметили. Лишь одна дамочка, после того как муж выкатил машину из гаража, смахнула с нее пыль специальной щеткой. А ведь говорят, что многие свои машины моют именно в гаражах. Так ведь для этого нужна вода, а где ее тут взять? Вот у реки - это другое дело. В чем мы и убедились, подъехав к мосту в районе КЖБИ.

Поодаль, на заросшем камышом берегу, стояла иномарка, возле которой суетились с ведром два человека. Чуть дальше - еще одна. Подходим к первой. Там оказались вполне симпатичные, приличные на вид молодые люди. Поговорили с ними о том, о сём, похвалили их «Ауди», а потом спросили, дорого ли помыть машину на автомойке? Говорят, не очень, но вроде бы и самим это сделать несложно. Что же касается вреда экологии, то ребята по этому поводу ухмыльнулись и потихоньку начали сворачивать свою работу. Потому что уже ее закончили.

Идем ко второй машине. Здесь оказалась большая компания, хотя с тряпкой возился один. Без предварительной разминки сразу же спросили их: часто ли они моют здесь машину? На что получили соответствующий обстановке ответ: «А вам какое дело?»

В поселке Амангельды рядом с  Амангельдинским водохранилищем  увидели знакомую картину. Спрашивать у водителя, любовно намывающего свое авто на улице, почему он это делает, желания не было. Итак все ясно. Вот его дом, вот рядом водопроводная колонка, и где бы ему еще мыть машину, если на мойку надо ехать в город?

Штраф дороже помывки

Тогда я решил спросить у своего добровольного помощника: где он мыл свои «жигули»? Говорит, что в субботу первый раз ездил на дачу, там и помыл. Причем делает это постоянно. Разрешена ли такая помывка  на территории дачного общества или нет - не знает. Говорит, что так было всегда, еще с тех времен, когда в Костанае мойки были только на автопредприятиях. Так привык и не видит нужды менять свои привычки. Хотя понимает, что добра природе он тем самым не приносит.

Можно много говорить о морали водителей, но ведь должны быть и какие-то официальные правила, за нарушение которых люди подвергались бы наказанию. Государственный инспектор по охране окружающей среды Костанайской области Леонид ФУРЦЕВ говорит, что эта сфера регулируется статьями Экологического и Административного кодексов Республики Казахстан, а также санитарными правилами, установленными Минздравом РК.

- Автомобили можно мыть только в специально отведенных и оборудованных местах, - говорит Фурцев. - У водоемов есть прибрежная водоохранная зона, где не только нельзя мыть машины, но даже воздвигать строения и распахивать землю. По санитарным нормам нельзя мыть машины и возле водопроводных колонок. Что же касается общих требований по охране окружающей среды, то их применяют на землях общего пользования. С землей в частном владении уже сложнее. В частности, мойку машин на территории дачных и гаражных обществ, - а эту практику можно сегодня считать в Костанайской области повсеместной, - можно запретить лишь соответствующей записью в Уставе данного общества.

По казахстанскому законодательству оформлять документы на привлечение к административной ответственности имеют право только инспекторы по охране окружающей среды. В Костанае этой работой сейчас занимаются всего 6 человек, еще 10 - в городах и районах области. В течение прошлого года они только за мойку машин в прибрежной охранной зоне смогли применить штрафные санкции к 100 водителям. За это нарушение законодательство предусматривает штраф в размере до 10 МРП (МРП = 1168 тенге). Для сравнения: помыть кузов и салон автомобиля на мойке стоит около 1 000 тенге.

Начальник отделения дорожной полиции Южного ОВД Костаная Виктор ШЕНГОФ говорит, что с жалобами по поводу мойки не в положенном месте граждане часто обращаются к ним, однако у них прав на оформление штрафа за такого рода нарушения нет. Они в таких случаях должны привлекать инспекторов экологической службы.

А как у них, на Западе?

Представим  невозможное: каждое подобное нарушение будет замечено и человека обязательно накажут. Смогут ли тогда все нуждающиеся воспользоваться построенными в городах автомойками? Особенно в период распутицы.

- Нет. В Костанае всего около 30 моек, и в такой период к нам записывались в очередь на несколько дней вперед, - говорит Герман Карагодин. - Хотя за смену через нас проходило 40-50 машин.

И это при том, что сегодня этими услугами, по его словам, пользуются в основном владельцы новых иномарок.

Как в других странах выходят из положения? Или люди там изначально приучены соблюдать интересы природы?  В Германии, например,  помимо «навороченных» автомоек, очень много обычных площадок, где водитель может помыть машину сам. Правда, за пользование установленным там оборудованием он должен заплатить 3 евро. Такие мойки установлены как возле СТО, так и в жилых районах. Наши специалисты, тот же Карагодин, считают, что у нас частный бизнес за их создание не возьмется. Невыгодно. По причине длинной и суровой зимы такие площадки будут простаивать. Могут ли взять на себя эту обузу гаражные общества? Тоже маловероятно. Да и местная власть вряд ли возьмет на себя такого рода расходы. Хотя, может быть, и надо бы попробовать. Например,  в порядке эксперимента скоопериваться с каким-нибудь гаражным обществом. Ведь когда-то все равно нужно начинать.

А пока инспекторы дорожной полиции останавливают на улицах городов грязные автомобили, читают водителям короткие лекции о недопустимости такой неряшливости, за которой вполне возможно стоит их недисциплинированность, предупреждают и отпускают с миром. Возможно, кто-то и устыдится прочитанной ему морали. Только большинство из них поедут не на автомойку, а к ближайшей водопроводной колонке.

ОПРОС 

Почему водители моют машины не в установленных местах?

Леонид ФУРЦЕВ, государственный инспектор по охране окружающей среды Костанайской области:

- По причине низкой общей культуры наших людей. К тому же услуги специальных автомоек для многих водителей дорогие, их зарплаты не хватает, чтобы пользоваться мойками регулярно. Да их  еще и очень мало. Поэтому там выстраивается очередь в 5-6 человек и, учитывая, что на каждого надо тратить около одного часа, приходится долго ждать. Я вижу выход в повышении доходов населения, чтобы люди могли позволить себе тратить деньги на такую услугу, как мойка автомобиля.

Виктор ШЕНГОФ, начальник отделения дорожной полиции Южного ОВД Костаная:

- Откровенно говоря, я даже затрудняюсь ответить на этот вопрос. Вроде бы моек в городах сейчас построили много, да и плата там я бы не сказал, чтобы такая уж и большая, тем не менее, действительно, грязных машин на улицах по-прежнему много, да и в специальных рейдах, которые мы проводим совместно с областным управлением охраны окружающей среды, тоже выявляется много нарушений. Складывается впечатление, что люди даже не понимают, что наносят вред природе. Я связываю это с недостатками в культурном воспитании.

Валерий НОВИКОВ, директор областной автошколы, член Евразийского альянса автомобилистов:

- Я считаю это большим безобразием. Самое обидное то, что люди прекрасно понимают, что мыть машину на берегу реки вредно для природы, но делают это. Скорее всего, кому-то назло. Выход - в усилении контроля. Вряд ли кто-то будет возмущаться, если инспектор дорожной полиции оштрафует водителя, не выполняющего санитарные нормы, как нарушителя дорожного движения. Если на какое-то время установить постоянный пост у Тобола, то хотя бы речку спасем.

Геннадий САВЕЛЬЕВ, старший преподаватель кафедры «Технический сервис» КГУ:

- В качестве первой причины я бы назвал несоответствие размера оплаты за мойку машины самому характеру услуги. Она должна стоить дешевле. Водитель старого «Москвича» (а это чаще - пенсионер) на эти деньги лучше купит 10 л бензина. Вторая причина заложена в характере нашей общей культуры: водитель едет мимо водоема, вспоминает, что его автомобиль грязный, и тут же решает его помыть. Выход я вижу в строительстве альтернативных площадок для мойки. Хотя бы в гаражных кооперативах и при всех СТО. Можно это делать и на территории платных автостоянок. Во всяком случае развитые страны идут именно по этому пути. Там ведь на АЗС можно бесплатно подкачать шины.

Александр МАКЛЮК, начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная»:

- У нас вообще еще не привыкли, что за услуги, которые нам оказывают, нужно платить. Поэтому и в данном случае предпочитаем  лучше помыть машину самим. Ведь это бесплатно. Я тоже делаю так. Но во дворе своего собственного дома. Я понимаю тех людей, у которых невысокие доходы, и они не могут тратиться на мойку. Что касается вложения бюджетных денег в развитие этих услуг, то государство отдало эту сферу частному бизнесу, а по казахстанскому законодательству бюджетное финансирование частных предприятий запрещено. Да и наше государство пока не готово развивать такого рода услуги. Для этих целей придется создавать коммунальное предприятие, оно наверняка будет убыточным, а нам сегодня не хватает бюджетных средств и на другие, тоже очень важные цели.