Дружба народов - главная ценность

Мария МОСТОВАЯ

Какие мысли вызывает номинированный на «Оскар» фильм о трагедии Великой степи

Недавно в онлайн-прокат вышел фильм сценариста и режиссера Марины Кунаровой «Плач Великой степи» о коллективизации и голодоморе 30-х годов в Казахстане. Жюри киномэтров рекомендовало его на престижную премию «Оскар». Не мне, провинциальному журналисту, давать оценку такому произведению. Но как зритель, немало поживший и переживший, имею право высказаться.

Турсын Башенова приняла в степи роды у русской односельчанки

Создатели картины подчеркивают, что опираются на реальные события. И если ее занесут в короткий список претендентов на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке», то, заявляет продюсер Ернар Маликов, «мы сможем многое показать миру».

Нам показывают прекрасную игру актеров, кое-что позитивное и много очень шокирующего: кадры публичной казни тех, кто уклонялся от продразверстки, как обезумевший от горя человек разговаривает с отрубленной головой жены, обозначено и людоедство. Наверно, такой чудовищный реализм почерпнут из архивов, которые создатели изучали два года. Но только ли это содержится в старых документах? Видимо, тут случай, когда каждый видит то, на что нацелен изначально.

Главное, что в фильме просматривается желание посеять недоверие между двумя народами, русским и казахским. Ведь беду титульному населению несут прежде всего комиссар Ермаков, косвенно секретарь Казахского крайкома партии Филипп Голощекин и многие представители нового социалистического строя.

А я вот подумала, что примерно через 8 лет после бедствия началась Отечественная война. На фронтах оказались дети переживших голодомор, который должен был вызвать неприятие всего советского. Но первые же бои показали стойкость и патриотизм народов Советского Союза. Вспомните героическую крепость Брест. Почти половина ее защитников, отмечают историки, составляли казахстанцы.

Шахтер треста «Джетыгарзолото» Асылбек ТУЛЕКОВ рассказывал:

- Уже в 1941 году под Сталинградом я понял, что такое фронтовая взаимовыручка… Под Воронежем в расчет моей гаубицы входили шесть человек. Воротилов был из Горького, Харцхава - из Грузии, Санжаровский - из Белоруссии, Бахишев - из Азербайджана, Фенько и Затонный - с Украины. Мы понимали друг друга с полуслова, и это спасало в боевой обстановке.

Через 40 лет после Победы Петр Санжаровский и Асылбек Тулеков встретились, семьями ездили в гости в Минск и в Джетыгару. А Исламбеку Жукенову к 60-летию Победы на имя президента РК Н. А. Назарбаева из Твери гвардии капитан Иван Пирогов прислал поздравление и воспоминание о том, как разведчик Жукенов в 1944 году под Старой Руссой выполнил трудное задание и еще привел пленного, был награжден орденом Отечественной войны.

Безусловно, война несла гибель, неизбывное горе, но это ни в ком не снижало ответственности за судьбу страны. Жакия ДОСМУХАМБЕТОВ, участник сражения за Москву, говорил:

- Бои были тяжелейшими, потери огромными. Бывало, в окопах мы лежали рядом с мертвыми, прикрывались ими. Но мы защищали свою родину, и это придавало сил.

Фронтовики отмечали, что взаимопомощь, ответственность за того, кто рядом с тобой на огневой позиции, - одна из главных составляющих Победы. Могут возразить: военная обстановка принуждала к взаимопониманию, срабатывал инстинкт самосохранения. Но какое согласие было между разноязычными людьми в мирное время! И мы это не считали даже чем-то особенным.

В 80-е годы во Львовской опытной станции на солидарной основе работало звено операторов машинного доения, семь человек разных национальностей: татарка В. Замиева, казашка Г. Жолманова, мордовка Т. Суродеева, молдаванин В. Тырзу, немка Э. Кольвек, русский А. Чехутский, украинка Г. Волох. Надаивали они от коровы по 3 000 л в год, что было неплохо и по областным меркам, а заработанное делили поровну.

В районе славилось уборочное звено Михаила Симакова, в которое входили Жуматай Клышев и Иван Фот, а помощниками были школьники Сережа Вастьянов, Яша Фот, Балтыбек Суеркулов. Им вручили вымпел Юрия Гагарина. А Симакова пригласили в Звездный городок, где он космонавтам Быковскому, Климуку, Романенко рассказывал о своих старательных хлопцах и для всех привез оттуда сувениры на память.

И тогда, и сейчас мы не только находим общий язык в делах, но и роднимся. Сколько у нас межнациональных семей! Моя родственница Вера Борисенко замужем за Ахметжаном Альпеисовым, знакомый С. Буркулов женат на молдаванке, а молдаванин Г. Зосим - на русской.

Житикаринец Аскар АЛДАШЕВ помог встать на ноги многим сиротам, на своем юбилее он говорил:

- Я в Казахстане, наверно, самый многонациональный тесть и свекор. Казына вышла замуж за азербайджанца Курбанова, есть зять Коломоец, у воспитанника Исмухамбетова жена русская, приемный сын Тайшибаев женат на татарке… А если учесть, с кем создали семьи внуки, наберется больше десятка языков.

Конечно, бытуют у нас анекдоты о каких-то особенностях наций. Мы охотно смеемся, но в трудный час на первом месте - сочувствие, помощь. Гуртоправ Турсын из житикаринского аула Койлыбай в степи приняла роды у односельчанки Нины, оказавшейся далеко от поселка. Пасла скот и услышала крики. Когда малыш родился, Турсын завернула его в юбку, прижала к груди и повела Нину домой. Сейчас тот новорожденный, Анатолий Иванович Гавриленко, уже дедушка, а Турсын-апу до ее последних дней он звал мамой.

Можно привести множество примеров подлинного человеколюбия. Жительница села Забеловка Людмила Львова вырастила, дала образование Куанышу Мендыкулову (с пеленок нянчила), Рае Жунусовой, Наташе Шефер.

В Джетыгаре по соседству жили семьи Фисановых и Байнакатовых, в обеих родились младенцы. Так как одна из мамаш работала по сменам, то маленького Бахчана часто грудью кормила тетя Дуся. Во время войны Евдокия Михайловна Иванова служила оружейницей в авиаполку, дошла до Берлина. Ее возвращение с фронта было большой радостью для Байнакатовых. И до конца жизни эта женщина оставалась мамой для Бахчана и бабушкой для его детей.

Участница войны Евдокия Иванова (1944 год) - названная мать Бахчана Байнакатова

Нельзя умолчать о том, что советская власть не всегда была белой и пушистой по отношению к некоторым народам. Были внезапные выселения, многолетние ущемления в правах. Но примечательно, что на взаимоотношениях простых людей это не сказывалось. Иван Карау с давних пор благодарен совхозным дояркам за спасение их четверых детей, эвакуированных немцев. Осиротевших ребят качало от голода, и женщины на ферме тайком отпаивали их молоком.

Дискриминация народов со временем была осуждена. И вот такой факт: за период от начала освоения целины и до 1984 года в районе были отмечены самой высокой государственной наградой, орденом Ленина, 35 рабочих. В их числе Абрам Зудерман, Аман Рыспаев, Иван Нейфельд, Василий Ткаченко, Магасут Ахуньянов, Алексей Расторгуев и другие.

Мне кажется, что не нужен широкий показ фильма Кунаровой. Сейчас не только в наших степях, но во всем мире достаточно плача из-за коронавируса. Жизнь каждого под его прицелом. Но одновременно у народов растет осознание того, что бороться с большой бедой надо сообща, ведь все мы, по сути, одна большая человеческая семья. А реанимация страшных событий прошлого сейчас будет невольно наталкивать людей на недоверие друг другу.

Критик Камила Габдрашитова, чью рецензию я прочла, настаивает на том, чтобы наконец-то была дана оценка событиям 30-х годов, которые унесли жизни 2,2 млн казахов, а 1,5 млн их вынудили уехать из страны. Ориентиром, похоже, служат политики Украины, которые признали голодомор тех лет геноцидом конкретно против украинского народа. Однако, например, эксперты Организации Объединенных Наций считают, что голод не создавался искусственно, а стал следствием неурожаев, которые охватили многие области России, Украины, Казахстана, Белоруссии. И везде смерть косила людей без разбора.

Взаимопонимание, дружбу разных этносов нельзя навязать призывами идеологов, приказами сверху. И нельзя уничтожить по чьему-то желанию, даже используя бедствия. Это естественное состояние души нормального человека, оно дано самой генетикой и хранить межнациональное доверие надо как зеницу ока.

Фото из семейных архивов