«Демонтировать или привести в норму»

Георгий ГОВОРОВ

Гражданский активист и «НГ» разбираются, что не так с организацией движения в Костанае

Костанай, хоть и областной центр, но город, по мировым меркам, очень маленький. Тем не менее водители в часы пик уже и у нас застревают в пробках. По мнению гражданского активиста Ильяса САМУРАТОВА, связано это не с ростом населения, а с многочисленными нарушениями на дорогах. Он попытался обратить внимание госорганов на беспорядок, но письменные обращения оставили без должного внимания. Корреспонденты «НГ» вместе с Ильясом проехали по самым показательным местам дорожного бардака и убедились: исправить проблемы, которые чреваты авариями, чиновники могут, было бы желание.

 Тратим нервы и время

Ильяс - водитель со стажем. За руль сел в 17 лет, сейчас ему 41. За два предыдущих года он несколько раз обращался в акимат с предложением навести порядок на дорогах, но каждый раз без особого результата.

За 5 минут возле железнодорожного пути на ул. Мауленова остановились 115 автомобилей

- Когда в Костанае подъезжаешь на автомобиле к железнодорожным переездам, останавливаешься и лишний раз нервы себе портишь, - говорит Самуратов. - Бывает, кто-то сломался, бывает, ты опаздываешь и ждешь, пока каждый впереди тебя притормозит на пару секунд. Ведь я понимаю, что эта проблема не стоит выеденного яйца, это просто вопрос семафора или шлагбаума. Как-то все время я надеялся, что кто-то, акимат или автомобилист, у которого чуть больше свободного времени, исправит ситуацию за меня. Но шли месяцы, а спаситель так и не находился. У меня растет сын. Скоро ему садиться за руль. Хочется, чтобы он уже с этим не сталкивался и ездил по улицам родного города по адекватным правилам.

Первая остановка - возле железнодорожного переезда на ул. Мауленова: здесь тепловоз ведет состав от железнодорожного вокзала через территорию хлебозавода на мелькомбинат.

- Стоит знак «Стоп», поэтому водители обязаны притормозить, - объясняет Ильяс. - Тепловоз загоняет пустые вагоны, потом возвращается, потом приезжает и забирает груз. Тут расстояние небольшое - метров 40, наверное. Потратит он примерно минут 10, чтобы все вагоны проехали. То есть в сутки - не больше получаса. Зачем тогда здесь весь день притормаживать? Каждый водитель здесь фиксирует торможение. Я за 20 лет, что активно езжу по этому участку, всего несколько раз видел этот тепловоз. А если произойдет ДТП? Резко затормозил, врезался, и все - пробка. Здесь должен быть семафор, который бы регулировал движение конкретно в момент движения тепловоза.

За 5 минут, что мы дежурили на этом переезде, мимо нас в обе стороны проехали 115 машин. Но здесь с обеих сторон от переезда хотя бы есть где постоять и подождать своей очереди. Как только эта же железнодорожная ветка доходит до пересечения ул. Летунова и Леонида Беды, водители с одной из сторон рискуют застрять на повороте.

Ильяс Самуратов: «Проблема переезда на ул. Летунова не стоит выеденного яйца»

- Дорога со стороны ул. Леонида Беды особенная в том плане, что идет в горку, - отмечает Самуратов. - То есть машина сюда заехала, водитель отреагировал на знак «Стоп» - в этот момент уже создается небольшая пробка. Водители сигналят, создают друг другу проблемы. Вроде не особо загруженная улица, но все равно есть стабильный поток машин. Причем даже если ты остановишься, то обзор на ветку загораживает гараж. Датчик или шлагбаум решили бы вопрос! Кроме того, должны быть резиновые или бетонные настилы, которые специально укладываются на дороге для проезда автомобилей. Вагон очень много весит и уничтожает асфальт. Если здесь есть ограничения по скорости, то ты должен спокойно проезжать через рельсы. А тут, даже притормозив, нужно аккуратно переехать, чтобы не удариться бампером об асфальт.

Генеральный директор АО «Костанайский мелькомбинат» Логман ОРУДЖЕВ, в ответе на запрос Самуратова выражает уверенность в полном соответствии железнодорожных путей всем нормам и требованиям. Он сообщил, что его фирма как ветвевладелец обслуживает и ремонтирует переезды.

- АО «Костанайский мелькомбинат» обеспечивает исправное содержание участка автомобильной дороги в границах переезда, настилов, проезжей части междупутья переезда, изолирующих стыков, рельсовых соединителей на перегонах, габаритных ворот перед искусственными сооружениями железной дороги, под которыми разрешен проезд транспортных средств, и путевых обустройств в границах переезда, - поясняется в ответе. - Все элементы настила железнодорожных переездов однопутных и многопутных, независимо от места расположения, как внутри колеи, так и с наружных сторон крайних рельсов, при эксплуатации обеспечивают безопасное и плавное движение автомашин со скоростями, установленными на данном участке.

Оруджев также отвечает: национальный оператор инфраструктуры с участием представителей уполномоченных местных исполнительных органов, а также административной полиции ежегодно проводит комиссионное обследование переездов. Пригодность их эксплуатации подтверждается.

- Мы обращались в отдел ЖКХ с просьбой установить на пересечении этих улиц обычные светофоры, но нам отказали, обосновав это целесообразностью, - прокомментировала «НГ» 2 декабря юрист АО «Костанайский мелькомбинат» Ирина ЛИПИТАН. - Хотя они бы лишь помогли нашим сотрудникам выезжать с территории комбината, а на движение поездов они все равно никак не влияют. Насколько я знаю, железнодорожные светофоры и вовсе не устанавливают в черте города. В целом хочу отметить, что обычной остановки на несколько секунд перед переездом достаточно, чтобы пересечь дорогу. Главное - следовать Правилам дорожного движения.

А чтобы водители не жаловались на железнодорожные переезды, в мелькомбинате посоветовали «обратить внимание на альтернативные улицы».

Переезд на перекрестке улиц Дружбы и Бородина не регулируется знаком «Стоп»

Ильяс Самуратов с таким пожеланием явно не согласен: в июне и июле 2020 года он трижды обращался в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная.

- Работы по асфальтированию железнодорожных переездов, а также оборудованию светофорами и звуковыми сигналами не в компетенции нашего отдела, - сообщил в последнем ответе руководитель отдела Наурзбай МУСИН. - Переезды приводить в соответствие нормам должен балансосодержатель. Рекомендуем вам также обратиться в АО «КТЖ».

Самуратов по этому поводу говорит, он обращался к городским властям не потому, что беспокоится за безопасность движения поездов, а чтобы сделать пересечение путей удобным и безопасным для автомобилистов. И заботиться об организации движения автотранспорта - прямая обязанность отдела ЖКХ.

 Насчитал 43, исправили ноль

Если железнодорожные пути все-таки не часто встречаются костанайским водителям, то другая наболевшая проблема в городе - почти повсеместно. Ильяс Самуратов насчитал 43 искусственные неровности (как их принято называть - «лежачие полицейские»), которые не соответствуют стандартам и нормам.

На ул. Валиханова, в границах от ул. Баймагамбетова до ул. Бородина, мы увидели 10 «лежачих полицейских», о которых предупреждает только пара дорожных знаков. Причем охраняют они покой только жителей частных домов - ни школ, ни детских домов, ни больниц на этом участке дороги нет.

На ул. Майлина, напротив департамента государственных доходов, обустроили сразу два «лежачих полицейских» на очень небольшом расстоянии друг от друга. Причем раскинулись они от бордюра до бордюра, хотя, отмечает Ильяс, по правилам, на одной полосе должен быть только один «лежачий полицейский», который не задевает соседнюю полосу.

Дорожный знак возле ДГД - это все, что предупреждает о «лежачем полицейском»

- Знак искусственной неровности стоит, разметки нет, - начинает осмотр Самуратов. - Ограничение скорости должно быть: по правилам, здесь нужно установить знак, который бы указывал, какое расстояние до неровности, а если их две, то должны были указать зону действия. От знака ограничения скорости зависят нормы установки самого «лежачего полицейского», чтобы его можно безопасно пересечь.

При максимально допустимой скорости движения 20 км/час ширина «лежачего полицейского» должна составлять 1 м. Рост максимальной скорости на каждые 10 км/час увеличивает длину на 0,5 м. Мы измерили длину неровностей в районе ДГД - всего метр. Только так в этом районе можно понять, с какой скоростью двигаться автомобилисту.

От длины и высоты искусственной неровности зависит скорость движения автомобиля

Технические требования и правила применения Государственного стандарта РК регламентируют: эксплуатация неисправных или некачественных неровностей не допускается.

- Я просил отдел ЖКХ, чтобы они исправили, но молодой сотрудник мне лишь сказал, что работает недавно и не знаком пока с ситуацией, - вспоминает Ильяс. - Отвечаю, что тогда нужно демонтировать эти неровности, пока сотрудники не изучат правила. Неизвестно, как такие объекты приняли у строителей.

Ширина большинства «лежачих полицейских» в Костанае - 1 м

Такая же ситуация - на ул. Чехова, с двух сторон от школы-лицея № 1. Здесь на обе полосы установлены два «лежачих полицейских» - тоже от бордюра до бордюра.

- Знака ограничения скорости нет. Непонятно, зачем их положили на две полосы, - говорит Самуратов. - Конечно, здесь искусственные неровности необходимы. Спору нет. Но почему нельзя привести все в порядок, это почти центр города. Хорошо, я каждый день здесь катаюсь, знаю, где и как. Но есть и другие водители...

Ради эксперимента пробуем преодолеть препятствие на скорости 40 км/час - это максимум, предусмотренный для искусственных неровностей. Машина подпрыгивает, пассажиры вместе с ней. Ощущение, как будто едем по разбитой сельской тропинке, а не по городской улице.

Конечно, есть и положительные примеры. Ильяс показывает нам переход в районе дома № 22 «Б» по ул. Дружбы. Здесь о «лежачем полицейском» тебя предупреждают сразу три дорожных знака.

- Неровность установлена перед пешеходным переходом, что объясняет, зачем он здесь нужен, - комментирует гражданский активист. - С обеих сторон есть знак ограничения скорости. На каждой полосе - свой отдельный «полицейский». Да, некоторые нарушители объезжают их. Но проблема решается просто: нанесением двойной сплошной. Поставить камеру и штрафовать хулиганов! Единственное нарушение - отсутствие разметки на самом «лежачем полицейском». Но в совокупности мер это уже не так критично. Причем улица-то здесь небольшая, пассажиропоток маленький. Обидно, что на более активных участках нельзя навести хотя бы такой же порядок.

Для борьбы с теми, кто объезжает «лежачие полицейские», нужна двойная сплошная линия

Начальник управления административной полиции ДП Костанайской области Андрей ГРИГОРЕВСКИЙ пояснил «НГ», что это ведомство только отправляет заявки на установку «лежачих полицейских» в отдел ЖКХ, а в акимате, исходя из возможностей, решают, где и что укладывать.

- Обследуем дорогу, если есть необходимость, пишем предписание, - сообщил Григоревский. - К нам люди обращаются, просят установить «лежачие полицейские». Мы население услышали, в частности, возле департамента госдоходов положили их. Теперь они кого-то не устраивают. Всем не угодишь!

 Ждем трагедии?

Уже после возвращения в редакцию Ильяс Самуратов объясняет, что обратился в «НГ» после того, как столкнулся с тотальным молчанием чиновников.

- Два года назад я обратился к акиму города Жакупову, руководителю костанайского филиала АО «КТЖ» Кайдарову, руководителю отделу ЖКХ Тарасову, - рассказал активист. - Первый ушел в отставку, двоих других осудили. В КТЖ мне дали список ветвевладельцев, в отделе ЖКХ и вовсе не ответили на запрос. Просил прокуратуру дать оценку такой деятельности. В мелькомбинате говорят, что я должен обращаться в КТЖ. И так гоняют меня по кругу.

Самуратов обращался к акиму Костанайской области с предложением собрать всех участников ситуации с железнодорожными переездами и выяснить, кто этим вопросом должен заняться. Но этот вопрос в запросе глава региона проигнорировал.

- По «лежачим полицейским» я тоже обращался в начале июня в отдел ЖКХ, каждую из 43 неровностей зафиксировал, сфотографировал, указал координаты, - говорит Ильяс. - Требовал демонтировать неровности или привести в норму. Но без результата. Ответа нет! Я вновь обратился в прокуратуру. С моей точки зрения, я все законные способы исчерпал. Поэтому и обратился в газету.

В «НГ» тоже приходят жалобы на неправильно или некачественно установленные «лежачие полицейские». В прошлом году костанаец Максим Осокин жаловался на искусственные неровности на участке дороги по ул. Садовой, в районе лицея «Озат». На наш письменный запрос редакция получила форменную отписку от руководителя отдела ЖКХ Алексея ТАРАСОВА.

- Искусственная дорожная неровность установлена ГУ «Отдел ЖКХ, ПД и АТ акимата Костаная» по обращению местных жителей, - написал тогда Тарасов. - Основанием и стандартом для установки ИДН является СТ РК СТБ 1538-2007 «Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах». Установка и контроль над проделанной работой относится к компетенции местного исполнительного органа.

Налицо тенденция - проблема не кажется чиновникам острой, пока не произойдет какое-нибудь ЧП. Как, например, было с пешеходным переходом напротив физико-математического лицея, где насмерть сбили школьницу. После трагедии «зебру» убрали. Или можно вспомнить резонансное ДТП в Шамалгане, где поезд врезался в застрявший на путях в пробке пассажирский автобус. Суд над виновными идет до сих пор. На месте трагедии установили новый мост для пешеходов, на него, кстати, выделили 300 000 000 тенге. Неужели для того, чтобы чиновники взялись за организацию безопасного движения в Костанае, нужна новая трагедия?

 Фото Ксении РЕБИК