Ждите и платите, платите, платите...

Галина КАТКОВА

Скандал на железной дороге в Костанае из острой формы перешел в вялотекущую

 Никто не готов разрешить быстро спор между предпринимателями или хотя бы принять для этого временные меры. Никто не берется развести и поставить враждующих в положение «до мая 2020 года», чтобы четко разобраться, насколько законно ведется на станции Костанай конкурентная борьба за локомотивы, пути и вагоны. Никто, хотя клиенты ТОО «Kazcholtrans», от которого они не имеют возможности уйти, адресовали жалобы транспортному прокурору, в антикоррупционное ведомство, в Комитет по регулированию естественных монополий. Результата - ноль.

 Двое и остальные

Три недели назад корреспонденты «НГ» побывали на шумном собрании в отделении дороги. Тогда предприниматели - грузоотправители, экспедиторы, владельцы железнодорожных веток, все, кто кровно заинтересован в своевременной подаче на погрузку и уборке вагонов - хотели одного: уйти от ТОО «Kazcholtrans» к другим операторам локомотивной тяги. К тем, кто не будет ввергать их в дикие простои из-за плохого качества услуг. Собрались, пребывая в точке кипения. Разобраться же пытались давно. Уже упомянутое письмо в инстанции за 45 подписями было направлено еще 22 сентября, а ведь и до того пытались решить проблему.

За три недели, прошедших с бурного собрания в отделении дороги, страсти не утихли / Фото Ксении РЕБИК

Казалось бы, вопрос простой, в Казахстане же рыночные отношения. Однако предприниматели заявляли, а начальник отделения дороги Вячеслав Миронов фактически подтвердил, что уйти от этого услугодателя на данный момент невозможно. Уйдешь - и отгрузки встанут, так как на станции действует схема, два участника которой имеют возможность диктовать условия всем остальным.

Каким образом? На станции Костанай - шесть маневровых районов, 128 подъездных путей, из них 113 ведут к тупикам контрагентов АО «Центр транспортного сервиса». Проще говоря, к этим тупикам можно попасть только по соединительным путям, которыми владеет АО «ЦТС». И вот эта-то фирма и решает, чьи локомотивы могут подавать вагоны, пользуясь ее рельсами. Под это требование подведена документальная база.

 Еще одна встреча

Собрание на станции закончилось обещанием скорой встречи с руководством ТОО «Kazcholtrans» и АО «ЦТС». 27 ноября собрались онлайн - на площадке областной палаты предпринимателей провели заседание совета по защите прав предпринимателей Костанайской области. По словам представителя бизнес-омбудсмена Самата САДВАКАСОВА, в палату предприниматели стали обращаться еще в мае. Жаловались именно на ограничения в выборе оператора локомотивной тяги, которые вытекают из условий АО «ЦТС».

До мая клиенты работали с локомотивами ТОО «Тоболтранс», ТОО «Локомотив», а больше всего с филиалом АО «КТЖ - Грузовые перевозки», то бишь с самой станцией. Всех все устраивало, настаивают предприниматели, а новый оператор им навязан.

- Но вы же все подписали с ним договоры, при этом у каждого из вас есть юрист, который должен был изучить эти договоры на предмет рисков, законности. Есть 5-я и 6-я статьи Предпринимательского кодекса о свободе предпринимательской деятельности, действуют другие законодательные акты, которые запрещают кого-либо принуждать к подписанию невыгодных договоров... Мы живем в правовом государстве, что значит заставили? - спрашивал председатель совета Владимир ШАКУН.

Фото пресс-службы НПП

- Договор мы подписали, потому что владельцы путей разобрали стрелку на пятый район. И сказали, что соберут, только если подпишем договор с ТОО «Kazcholtrans». У всех контракты, обязательства перед клиентами, поэтому подписали, - пояснила представитель ТОО «Транспортно-экспедиционная компания «GLOBUS TRANS» Виктория РАХАЛИЕВА.

 Допуск по регламенту

В свою очередь сотрудники ТОО «Kazcholtrans» настаивали, что никого ни к чему не принуждали и что уйти от них вполне возможно. Вопрос только, к кому. Да и принуждать у них самих необходимости не было. За них все сделало АО «ЦТС».

В палате предпринимателей пытались выяснить, законны ли требования АО «ЦТС» / Фото пресс-службы НПП

По закону РК «О железнодорожном транспорте» эксплуатация подъездных путей осуществляется на основании инструкции о порядке обслуживания, которая утверждается национальным оператором инфраструктуры. В претензионном письме предпринимателей говорится, что до мая 2020 года инструкция, имеющаяся у АО «ЦТС», не запрещала движения по его путям локомотивов разных операторов. А потом АО разработало новую и успешно утвердило ее в Костанайском филиале АО «КТЖ».

Новая инструкция разрешает операторам пользоваться подъездными путями АО «ЦТС» только при наличии допуска от АО «ЦТС», а допуск должен основываться на его же - АО «ЦТС» - регламенте. И все это управляющий директор компании Виталий ЧЕН, который участвовал в заседании совета, объяснил соображениями безопасности и наведения порядка при организации работы на подъездных путях. Даже странно, как много лет подряд на станции Костанай вполне нормально осуществлялись грузоперевозки без участия этого АО.

- А обязанности по обеспечению национальной безопасности вы на себя не возложили? Почему вдруг понадобился новый регламент, да еще ваш внутренний, которому должны соответствовать все? - спросил Владимир Шакун.

На сегодняшний день допуск к работе от АО имеет только ТОО «Kazcholtrans». А например, ТОО «Тоболтранс», услугами которого пользуются крупные производители муки ТОО «Бест Костанай», ТОО «Саламат», не получило допуск. Компания на рынке с 2018 года, имеет неплохие отзывы клиентов. В АО «ЦТС» сделало запрос на допуск 1 октября. Ответ на свое обращение получило лишь 28 октября, он был таким, что потребовался повторный запрос 29 октября, в ответе уже на него 12 ноября от ТОО «Тоболтранс» требовали предоставить для оформления допуска в соответствии с регламентом 14 документов: от копии лицензии до подтверждения того, что фирма не имеет задолженности по налогам, по платежам в пенсионный фонд...

- И что, ваше ТОО «Kazcholtrans» все это прошло? Покажите нам прямо сейчас на камеру все его документы, на основании которых вы ему дали допуск, - возмутился участник встречи, директор ТОО «HoldinG12» Дамир ЖАНАБАЕВ. - И регламент этот покажите. Кем утвержден? Надоело это «бла-бла-бла» везде. Нам завтра что делать, простаивать и платить? Мы на 1 заработанный тенге сейчас 3 тенге теряем. Это бизнес, что ли?

 Разница позиций

Никто, конечно, ничего никому не показал. Последовали призывы к взаимной вежливости и пониманию того, что с обеих сторон конфликта стоит частный бизнес.

- Мы не даем оценки законности инструкции, предусматраивающей получение определенного допуска на проезд по путям, это прерогатива уполномоченных органов, - высказал позицию от лица палаты предпринимателей Самат Садвакасов, - хотя в предоставленных нам материалах имеется ответ АО «КТЖ» о том, что требование о получении согласия на проезд оператора локомотивной тяги не регламентировано нормативно-правовыми актами на железнодорожном транспорте... Мы рекомендуем создать одинаковые для всех операторов локомотивной тяги условия, четко регламентировать получение допуска в АО «ЦТС» и разместить его в свободном доступе.

Интересно, что позиция председателя совета по защите прав предпринимателей отличается от этой. Владимир Шакун как раз заострял внимание на том, а законны ли вообще некие внутренние регламенты частной компании, распространяемые на всех.

- Они его обнародуют, этот регламент, там будет уже требование о предоставлении не 14 документов, а больше... Так далеко можно зайти, - сказал он.

Кстати, тот же Виталий Чен сообщил, что вопрос о размещении регламента в свободном доступе будет решен только после консультации с руководством.

В заседании совета участвовал представитель антимонопольного ведомства. Обещал отреагировать на обращение предпринимателей, которые считают, что АО «ЦТС» ущемляет их предпринимательскую свободу, пользуясь своим положением владельца подъездных путей.

Сухой остаток: протоколы и рекомендации этой встречи пойдут наверх, в головной офис НПП, но быстрых и радикальных мер ждать не стоит. Правда, само ТОО «Kazcholtrans» божится, что кардинально улучшит работу и что в декабре претензий к нему у клиентов не будет.