Приборы раздора
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ
Но лиха беда начало, как заявил заместитель председателя Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов, в дальнейшем планируется введение обязательной платы за электрическую энергию по дифференцированным тарифам по зонам суток для юридических лиц. В частности, с 17 до 22 часов, когда идет пиковая нагрузка, тариф будет дороже, а с 24 до 06 часов утра - дешевле. «Сейчас мы говорим о субъектах, у которых установлены приборы учета с дифференциациями, - добавил Оспанов. - По другим регионам работа проводится, проблема возникает только с наличием приборов».
Итак, проблем, по мнению руководства АРЕМ, практически нет: поставил прибор - и плати по двум тарифам. Хотелось бы верить. Хотя весь опыт борьбы за двухтарифные счетчики говорит об обратном. Для чего они создавались? Для того, чтобы на практике можно было учитывать потребленную электроэнергию разумно, дифференцированно по системе «день/ночь», с разной ценой. А это, в свою очередь, для того, чтобы производства, имея гораздо более дешевый «ночной» тариф, перевели свою работу со дня на ночь и уменьшили дневные нагрузки, сбалансировали потоки электроэнергии. А это снизило бы риск перегрузок сетей, замыканий, а значит - расходы на ремонты, устранение аварий и тому подобных бед.
Сейчас, когда в стране большие сложности в энергоснабжении, самое время бы так и поступать. Но делается так? Нет! Почему? А потому что энергоснабжающие компании ни в какую не хотят, чтобы так было. И даже решения судов на этот счет им нипочем. И это при том, что сейчас законом обязали всех поголовно обзаводиться всевозможными приборами учета. Всевозможными, но только не двухтарифными счетчиками электроэнергии. Почему так? Почему частные лица открыто препятствуют исполнению Закона «Об электроэнергетике», где возможность таковых дифференцированных учетов прямо прописана?
Почему дозволяется усугублять и без того сложное положение с электроэнергетикой?
А копнуть чуть глубже, тут же выплывет еще один маленький, но очень даже больной вопрос. Ст. 488 Гражданского кодекса предусматривает оплату потребленной электроэнергии по факту ее потребления, по показаниям все тех же приборов учета. А на деле та же энергоснабжающая организация заключает договор с потребителем (юридическим лицом) только при условии предоплаты, то есть беспроцентного кредитования ее потребителем. С какой стати?
Вот целый пласт проблем, проистекающих из этого несоответствия закону. А еще ст. 387 Гражданского кодекса указывает на публичность договора на коммунальные услуги, то есть равенство для всех потребителей. А на деле подход к поставкам электроэнергии физическим и юридическим лицам не одинаков. Вот важнейшие проблемы, граничащие с нарушением закона. И никому, похоже, до них дела нет. Так, видимо, целесообразней, да и спокойнее надзирать.Материалы номера