Сначала нужно сотворить мифологему...

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Энтузиасты - о том, что нужно для привлечения туристов с Запада и Востока в наши края

Разговоры о том, как сделать Костанайскую область привлекательной для туристов, ведутся давно. Но дальше разговоров дела не идут. Чем на самом деле можно заманить к нам иностранных граждан?

Измерения показали, что геоглифы могли быть пригоризонтными обсерваториями / Фото Сергея КОЗИНА

Первооткрыватель и исследователь торгайских геоглифов Дмитрий ДЕЙ давно и неоднократно вносил предложения об использовании этих сооружений в качестве туристических объектов. Несколько лет назад даже было решено огородить два самых известных геоглифа: Торгайскую свастиску и Уштогайский квадрат. Правда, предлагаемых Дмитрием смотровых вышек в проекте не предусмотрели, но хотя бы защитить геоглифы от вытаптывания хотели. По сей день не сделано даже этого, а интерес к геоглифам как к туристическим обьектам со стороны властей ощутимо угас. Понятно, что пандемия перечеркнула многие планы, но она же не навсегда. Через пару лет, как считает Дмитрий, когда жизнь войдет в прежнюю колею, туристы вновь активизируются. И что тогда мы сможем им предложить?

Здесь говорили с Солнцем

Хоть у нас и нет гор, океана и роскошной тропической растительности, все же свои интересности в Костанайской области имеются. Здесь открыты 115 геоглифов, большая часть которых расположена в Торгае. Они, конечно, не так знамениты и не так художественно выполнены, как геоглифы Наска, но могут быть очень привлекательными для туристов. Но хорошо бы оценить туристический потенциал геоглифов на научной основе, а не на глазок.

- Для этого сначала необходимо сделать анализ археологического потенциала геоглифов, - объясняет Дмитрий. - Делать его должны, конечно, археологи. Но их у нас мало, они сейчас больше заняты раскопками на Халвае, поэтому детально заняться геоглифами некому. Только в 2014 году археологи сделали описание 60 из 115 геоглифов, но анализа до сих пор нет. Тут такая последовательность: на основе анализа археологического потенциала делается анализ туристического потенциала. Без этого не может начаться разработка региональной программы развития туризма. Заключение археологов о том, что геоглифы - это ритуальные сооружения раннего железного века, привело к тому, что акимат значительно потерял к ним интерес. Теперь геоглифы отошли на второй план. Как привлечь к ним туристов, уже никто не задумывается. Нужна привлекательная мифологема. И у нас есть для нее основания.

Дмитрий Дей считает нашу область довольно перспективной для въездного туризма / Фото Сергея КОЗИНА

Что предлагает Дмитрий? Для начала нужно принять за время строительства геоглифов не железный век, пусть даже и ранний, а неолит. Далее логические построения Дея выглядят так. Геоглифы компактно сосредоточены в Тургайском прогибе. Нужно понять, какая культура так компактно проживала там. Возможно, маханджарская, расцвет которой, по оценкам археологов, пришелся на конец VII-V тысячелетия до нашей эры. Кроме того, территория Тургайского прогиба - это место летнего скопления сайги. Как связаны маханджарцы с сайгой?

- Маханджарцы были все-таки охотники-собиратели, - рассуждает Дмитрий. - На дне их керамических сосудов не находят даже следов животных жиров. То есть мясо в этих горшках никогда не готовили. В их рационе были значимо представлены травы, злаки, грибы, коренья. А мясо они, скорее всего, готовили как шашлык - над огнем, на костре либо завяливали его. Вяленое мясо сохранялось долго и помогало пережить зиму. Мясо сайгаков суховатое и вялится хорошо. О том, что сайгачатина составляла основу зимнего рациона маханджарцев, говорит тот факт, что на их зимних стоянках 76% костей составляют кости сайги. Они специализировались именно на сайгаках. Других таких племен нет. Но на зиму сайга из этих краев уходит. Стало быть, охотиться надо было начинать ранней весной.

И вот тут-то, как полагает Дмитрий, нужен был людям неолита календарь, чтобы ориентироваться во времени. Календари в столь глубокой древности не продавались, их строили. Приметив, что Солнце в течение года изменяет свое положение на небе и, соответственно, перемещаются точки восхода и заката. Если создать постоянные ориентиры для того, чтобы отмечать определенное положение светила на небосводе, можно будет знать точно, когда наступают равноденствия и солнцестояния. Для таких наблюдений древние, за неимением астрономических приборов, начали строить объекты пригоризонтной астрономии. Их находят по всему миру, они уже не вызывают особого удивления. Где-то для строительства пригоризонтных обсерваторий использовали большие камни - мегалиты, как в суперпопулярном Стоунхендже, а где-то приходилось искать другие пути. Из-за отсутствия крупных камней ставить всяческие дольмены и кромлехи - это не степной вариант. Вот и додумались маханджарцы, по версии Дмитрия Дея, делать земляные насыпи, расположенные на определенном расстоянии друг от друга. Сидя в строго фиксированном месте, наблюдатель отмечал восход Солнца в определенном промежутке между насыпями - предположим, это был день весеннего равноденствия. Значит, скоро пойдет сайга и надо вовремя подготовиться к большой охоте.

В последней поездке, недалеко от Уштогайского квадрата, исследователи остановились на чинке - это такие небольшие обрывистые возвышенности, часто встречающиеся в торгайском ландшафте. Рядом бил родник, почва вокруг была весьма прилично гумусирована, это указывает на то, что вода там есть очень давно. Начали рассуждать, как было бы удобно неолитическому человеку устроить здесь кратковременную стоянку: чистая вода для питья, обзор окрестностей приличный, хорошо на степном ветру сушить шкуры. И тут сработал вселенский закон синхронии: беседуя о бивачном потенциале этого чинка, копнули немного в случайном месте и сразу обнаружили каменный отщеп, какие древними использовались в качестве скребков. Не зря же он там лежал. Значит, кто-то им обрабатывал шкуру. Скотоводами маханджарцы не были, так что вряд ли это была шкура коровы. А почему стоянка кратковременная? По сути, засада только на период охоты.

Поездки с лекциями о торгайских геоглифах - одна из форм информирования местного населения / Фото Сергея КОЗИНА

Если сидеть и смотреть в южном направлении, видно реку Сарыозен. Через нее должны были переходить стремящиеся к своим летним пастбищам сайгаки. И сейчас, если сидеть на чинке близ Уштогайского квадрата, за несколько десятков километров видно, как появляются в монотонном пейзаже черные точки - проезжающие машины. А теперь представьте бесчисленные стада степной антилопы, которая к тому же и облака пыли поднимает при передвижении. Не заметить такой объект невозможно, особенно если знать, чего и когда ждать. Вот для этого «когда» и нужны были пригоризонтные солнечные обсерватории.

Дмитрий Дей и его товарищ по всем экспедициям и исследованиям Сергей Козин провели замеры с помощью геодезического инструмента. На 15 объектах Дмитрием и Сергеем подтверждена возможность их использования в качестве пригоризонтных солнечных обсерваторий. Только надо учесть, что за тысячелетия эти насыпи стали ниже, и если поднять их высоту до той, что была прежде, то все становится на свои места.

Где искать корни?

Ну, казалось бы, что дальше? Сидели маханджарцы, поджидали сайгаков, чтобы заготовить мясо на зиму, да побольше. Что в этом такого? Но это только малая часть мифологемы - завлекалочки для туристов.

- Сейчас такой интересный момент, - говорит Дмитрий, - все большую популярность набирает прикладной аспект генеалогии. Идентификация гаплогрупп, передающихся от отца к сыну, позволяет выявить, откуда пришли предки человека. Активно проводятся исследования ДНК древних людей, так выясняют пути их миграций. А тут как раз началась мода на «зов предков», многие хотят знать, где их глубокие корни. На Западе заработки позволяют человеку без особого дискомфорта потратить 150 евро на анализ и узнать истоки своего рода.

Так выглядят геоглифы с земли / Фото Сергея КОЗИНА

Читая публикации по генеалогии, Дей пришел к выводу, что распространение гаплогруппы R1b, носителями которой были в том числе и маханджарцы, свидетельствует о продвижении выходцев из Тургайского прогиба на Запад, а также в сторону Месопотамии и даже Египта. А несли они с собой верования, основанные на солнечном культе.

- В Торгае человек познал Бога, - шутит Дмитрий.- Но, если серьезно, здесь, по крайней мере, одно из мест, где человек научился общаться с Солнцем. Когда Солнце начало говорить с человеком, племена древних людей начали его обожествлять. Солнце стало не просто духом, а чем-то над духами, то есть прообразом высшего божества. Примерно шесть с половиной тысяч лет назад, по геологическим данным, произошла катастрофа, в результате которой воды Аральского моря затопили территорию Тургайского прогиба. Изменились пути миграции сайги, маханджарцам пришлось покинуть обжитые места. Так, я считаю, распространилась не только гаплогруппа R1b, но и солнцепоклонничество. Как мы можем это использовать для привлечения туристов? Играя на той самой моде на поиски истоков своего рода. Мы видим, что 60% западных европейцев - носители гаплогруппы R1b.Опять же, белые американцы - это потомки англичан, ирланцев, шотландцев, тоже носители этой гаплогруппы. И их можно заинтересовать нашими местами.

Дмитрий общается в Сети с европейцами и американцами, которые, сдав ДНК-тест, начали активно искать самые изначальные истоки своего рода. И среди них немало тех, кто не прочь совершить путешествие к местам, где изначальные носители такой же гаплогруппы жили, охотились, отправляли свои культы.

О присутствии гаплогруппы R1b у представителей разных народов - от наших кипчаков до американских индейцев-алгонкинов - Дмитрий может рассказывать часами. А уж о развитии и распространении по миру солнцепоклонничества, произрастающего на почве вполне себе практической пригоризонтной астрономии, и подавно много чего увлекательного можно поведать. Тонны прочитанной литературы и собственные исследования и размышления позволили Дею создать свою картину того лоскута древней истории, который связан с созданием, использованием и забвением геоглифов. Ученые разных направлений наверняка найдут там прорехи, через которые выпадает часть логики. У археологов к его логическим построениям будут свои претензии. Возможно, с ним не во всем будут согласны астрономы. Биологи могут найти уязвимость в привязке перемещений сайги к календарю. Но дело даже не в этом. Ведь Дмитрий говорит о создании мифологемы, то есть сюжета, интересного для самых разных людей из разных уголков планеты. Мифологема и не претендует на строгую научную достоверность во всех мелких деталях. Но она должна привлекать, должна будить интерес.


Ландшафтные экскурсии - приложение к туру на геоглифы. Вот, например, наш кусочек пустыни  / Фото Сергея КОЗИНА

Вспомним, как после романа Дэна Брауна «Код да Винчи» толпы туристов бросились искать те самые места, которые посещают герои романа. Легенда, порождающая исследовательский интерес, - это ли не один из лучших способов привлечь туристов, как своих, так и зарубежных? У Дмитрия уже выстроено целое древо легенды, с разными ветвями, каждая из которых способна зацепить туриста. На основное направление - посещение геоглифов - можно нанизать разного рода исследовательские квесты, практические занятия по пригоризонтной астрономии, просто наблюдательной астрономии, биологические и ландшафтные экскурсии. Но костяк будут составлять все равно геоглифы. Только они могут стать визитной карточкой Торгая туристического.

У Дмитрия Дея есть разработки тура, который был бы интересен западным туристам. Будут ли востребованы эти разработки, когда вновь откроются все границы? Время покажет.

Чем заманить китайцев?

Самая быстро встающая на ноги после пандемии нация - это китайцы. Они не только жизнестойки, но и очень любознательны и активны в изучении мира. А еще они умеют по-хорошему фанатеть. Только посмотрите, как огромная орда китайских фанатов (и это не только девушки) следует за своим кумиром - Димашем Кудайбергеном. Невзирая на расстояния и затраты времени и средств, горячие китайские поклонники казахстанского певца посещают все значимые концерты, приезжают в его родной Актобе, чтобы походить по тем улицам, где рос Димаш.

Памятник Сиань Синхаю в Алматы / Фото с сайта abay.kz

Китайцы, как представители страны с одной из самых мощных экономик, очень желательны не только потому, что они уже способны тратить немалые, по нашим меркам, деньги на путешествия, но еще и потому, что их много. Если создать по-настоящему привлекательный для китайских туристов маршрут, то их поток сможет довольно прилично подпитывать экономику региона.

Что может понравиться китайцам, не всегда можно угадать. Например, перед пандемией в России получали неплохие прибыли от китайских туристов в Мурманске, Санкт-Петербурге, Москве, Волгограде, Ульяновске. Причем Москва и Питер попали в список китайских туристических предпочтений вовсе не в связи со своими архитектурными и культурными объектами, а как города, значимые в истории революции. Китай остается красным, и китайцам, оказывается, очень интересно побывать в мавзолее, увидеть «Аврору», походить по городу, где родился Ленин. У нас это вызывает удивление, ибо самим нам это уже неинтересно, а вот поди ж ты, совершенно чужой народ и так увлечен этой тематикой.

- Я долго думал, чем, кроме геоглифов, можно завлечь к нам китайцев, - делится Дмитрий. - И тут в 2019 году выходит китайско-казахстанский фильм «Композитор». Фильм о драматической судьбе великого китайского композитора Сиань Синхая. Оказывается, его имя связано с Кустанаем. Как можно упустить такую возможность привлечь к нам китайских туристов? В годы японо-китайской войны Синхай написал «Кантату Желтой реки» - произведение, имевшее для китайцев такое же значение, как для советских людей «Вставай, страна огромная». Оказывается, последний год его жизни прошел в Кустанае, он работал в нашей филармонии и выступал в драмтеатре. Филармонии на том месте уже нет, потом там построили дом быта «Экспресс». Но драмтеатр жив - театр, в котором бывал один из самых почитаемых в Китае композиторов. Почему бы это не использовать для разработки тура?

Сиань Синхай рос в бедной семье, поэтому примкнул к коммунистической партии, обещавшей равноправие для всех. Благодаря своему музыкальному дару смог получить блестящее образование в Китае и стать первым китайским студентом Парижской консерватории. В Китай вернулся, когда часть страны уже была оккупирована японцами. Синхай стал тем композитором, чьи произведения призывали к борьбе с захватчиками и поднимали боевой дух китайцев. Так его и помнят по сей день на родине. Но умереть ему суждено было на чужбине.

В 1940 году Синхая отправили в СССР, чтобы он писал музыку к документальному фильму о революционной 8-й армии. В 1941-м Союз вступил во Вторую мировую войну, было уже не до работы над музыкой к фильму. А возвращению коммуниста Синхая в Китай помешал антикоммунистически настроенный генерал-губернатор Синьцзяна. Так и остался Синхай в Алма-Ате. Без работы и без друзей жизнь была совсем несладкой. Приходилось играть на скрипке на вокзале, чтобы заработать на хлеб. Там его увидел известнейший казахстанский композитор Бахытжан Байкадамов (кстати, уроженец торгайского поселка Байгабул), взял к себе в оркестр и даже поселил в доме своей сестры. В 1944 году, когда в Кустанае открывали филармонию, Байкадамов рекомендовал Синхая в качестве дирижера. В нашем городе Синхай прожил год. В филармонии музыканты репетировали, а концерты давали на сцене драмтеатра. На 25-летие смерти Амангельды Иманова Синхай написал симфоническое произведение «Амангельды», рукописные ноты которого хранятся сейчас в Пекине. Вообще Синхаем написано около 1 000 произведений, из которых сохранены ноты двухсот.

Уштогайский квадрат - самый привелекательный в туристическом плане геоглиф / Фото с сайта en.archaeology.kz

- Пока Синхай жил в Кустанае, - рассказывает Дей, - он ездил по аулам и собирал фольклор, интересовался личностью Амангельды Иманова. Его пути здесь отследить возможно, ведь путешествовал по области он с агитбригадой, должны сохраниться воспоминания об этих концертах. Почему важно изучить эту тему? В Китае о Сиань Синхае снят не один фильм, но ни в одном из них не фигурирует Казахстан вообще и Кустанай в частности. А в фильме «Композитор» о Кустанае говорится вполне ясно. И показано, как Синхай дирижирует оркестром, играющим «Амангельды» в Кустанайском драмтеатре. Показан тот момент, когда во время одного из выступлений прямо на сцене нашего драмтеатра он падает в обморок, это было его последнее выступление на сцене.

Больного туберкулезом Синхая три месяца пытались лечить здесь, после чего отправили в Москву, где он вскорости и умер. Вот и получается, что последним городом, где великий китайский композитор творил, был Кустанай.

- Фильм наполнен такими пронзительными моментами, - делится впечатлениями Дмитрий, - Чего только стоит сцена, в которой дочь Синхая приезжает в Кустанай, входит в зал драмтетра и говорит: «Папа, я приехала!» Я считаю, каждый китайский патриот просто обязан приехать в Костанай, прийти в драмтеатр, побывать в тех местах по области, где бывал Синхай. А это буквально места революционной истории как в Костанае, так и в области. Мы уже разработали тур, нацеленный на китайцев, у нас много всяких интересных придумок. Осталось только дождаться конца пандемии. За два года, которые есть в запасе, мы должны подготовить все для реализации нашей программы.

Как просчитывает Дмитрий, китайское направление перспективнее западного и должно выстрелить практически стопроцентно. Получится ли? Пока развитие въездного туризма у нас находится практически на нулевом уровне, но, возможно, так будет не всегда.