Молчать бесполезно, говорить страшно

Георгий ГОВОРОВ

Выпускница КРУ им. Байтурсынова о том, как устроено высшее образование в Костанае

В конце августа 2020 года студенты КРУ активно распространяли в Интернете призыв о помощи - они были возмущены планами о повышении стоимости обучения. В период пандемии многие студенты и их родители лишились дохода, поэтому не могли оплачивать подорожавшие услуги вуза. Причем практически все, кто возмущался в соцсетях, наотрез отказались говорить с журналистом «НГ» на ту же тему. Объяснения звучали одинаково: «На нас давят преподаватели, мы не хотим проблем в будущем».

27 августа, на встрече с инициативной группой, ректор КРУ Алма Дощанова заявила: все, что обсуждалось до этого, «было лишь намерением». И добавила, что собирается обратиться к членам совета директоров с предложением не повышать  стоимость обучения для 2-го, 3-го и 4-го курсов в период карантина. Однако дату заседания совета назвать не смогла, обозначив ее серединой сентября.

Адиля Аубакирова: «Хештег #кгулучшийвуз все чаще звучит в ироничной форме» / Фото Ксении РЕБИК

Но история на этом не закончилась. В тот же день выпускница КРУ Адиля АУБАКИРОВА разместила пост в соцсети Instagram, в котором сообщила: «Университет выдал данные с повышением и инфляцией в прямом эфире, а после резонанса обнулил решение, обвинив студентов в дезинформации и клевете».

О своих наблюдениях за время обучения в вузе, а также об атмосфере в студенческой среде Адиля рассказала «НГ».

 Сначала справка, диплом потом

- Я закончила в этом году институт экономики и права (кафедра журналистики), работаю по специальности. Не сказать, что я прилежная студентка. Много пропускала занятий, особенно на последних курсах, потому что совмещала учебу и работу. Но на 3-4-м курсах и началась самая жесть. Раньше такого не было.

Почему-то последние пару лет политика университета стала основываться на давлении. Преподаватели постоянно ставили нам условия: либо вы сделаете то, что мы от вас просим, либо экзамен не сдадите. В некоторых случаях этот посыл звучал намеками: «Ну вы же хотите сессию сдать? Хотите хорошую оценку, значит, вы придете на это мероприятие».

Когда я училась на 4-м курсе, у нас началось дистанционное обучение, от нас постоянно требовали присутствие не только на парах, но и различных семинарах и конференциях, которых нет в программе, они нам не интересны, но все равно требуют в них участвовать. В беседе с эдвайзером мы просто соглашались, не рисковали спорить. А после между собой высказывали все, что мы об этом думаем. Мы не понимали, зачем вообще нужно это принуждение? Был случай, когда организовали онлайн-конференцию с представителями СМИ по будущему трудоустройству. И нам поименно писали вопросы. Одному: «Спроси, сколько зарплата», другому: «Спроси о преимуществах профессии». У нас не было вопросов, мы послушали и разошлись. Зачем сгоняли, кому это нужно? Конечно, многие пропускали эти конференции. Да и в трудоустройстве в итоге это никак не помогло.

 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Тема с оплатой в целом ясна. Университет выдал данные с повышением и инфляцией в прямом эфире, а после резонанса обнулил решение, обвинив студентов за дезинформацию и клевету. Это будет хорошим уроком: всю информацию, публикации, голосовые сообщения нужно сохранять, чтобы не остаться крайним в чужой игре. 🤫 ⠀ И будет «звоночком» для руководства: нужно что-то менять в своей политике и отношении к работникам и студентам. Будь все так радужно, не было бы такого резонанса. (За хорошие услуги мы иногда и рады платить больше, но это не тот случай) ⠀ Пишу это и судорожно сжимаю свой диплом, а вдруг обнулят его действительность? Он мне достался с трудом. В конце 4 курса нас обязали предоставить справки о трудоустройстве, иначе «никакого диплома». Это была инициатива и распоряжение руководства, которому подчинились и эдвайзеры, и студенты. ⠀ В тот момент нужно было в ускоренном режиме искать официального работодателя, который выдал бы справку со всеми печатями и подписями. Надеюсь, не нужно объяснять, чем мотивирована такая политика? Имидж университета и хорошая статистика на первом месте. ⬇️ ⠀ (Если простым языком: предоставь нам документ, который повысит уровень трудоустройства выпускников, иначе мы лишим тебя диплома и 4 года впустую, выбор за тобой, сделай это любой ценой) ⠀ Не знаю закона, который позволил бы руководству КРУ не выдать нам дипломы об окончании. Закон «За отсутствие ходатайства о трудоустройстве», есть такой? ⠀ На самом деле, есть очень много «внутряков», которые можно поднять, но не хватит места. Об этом знают студенты, об этом знают преподаватели, но никто не скажет об этом вслух. Боятся. Могут попросить освободить место. ⠀ Даже я. Пишу правду и переживаю, как бы завтра мне не начали звонить серьёзные люди. Но разве не для этого я стала журналистом?🙏🏻 ⠀ ❗️Если бы вы знали, сколько «обраток» я получила на свои публикации: мне писали дикие истории, куча ответов и рассказов про то, что происходит внутри КГУ. Но такое, конечно, не выставишь, всем нужна анонимность.

Публикация от Адиля, копирайтер (@adiiilya_)27 Авг 2020 в 2:24 PDT

- Один из примеров давления ты описала в Instagram, когда рассказывала про выпускные экзамены. Расскажи подробнее.

- Да, в конце 4-го курса, перед госэкзаменами, нас обязали предоставить справки о трудоустройстве по специальности. Таким образом мы должны были указать «предполагаемое место работы». Сказали, что, если мы этого не сделаем, нам не выдадут дипломы. Мол, такое решение приняло руководство вуза. При этом у нас многие, включая меня, обучались на платной основе. Я за 4 года отдала примерно 1,5 млн тенге. Мы понимали, что это не прихоть преподавателя. Хорошо тем, кто уже работал по специальности, как я. Я взяла справку с места работы, хотя пришлось побегать. А вот если ты не работаешь, тут уже сложнее - требовали предоставить ходатайство из тех организаций, которые вы выберете. В этом документе должно быть написано, что организация просит направить студента на работу на такую-то должность. Скидывать справки можно было электронно. В итоге наши ребята вместо того, чтобы активно готовиться к госэкзаменам или заниматься своей работой, бегали по местам практики и выпрашивали ходатайства. Справки собрали все, потому что нам чуть ли не каждый день звонили и просили поторопиться с их оформлением.

Не все, конечно, сейчас работают по тем документам, которые сдали в вуз. В реальности только около половины моих одногруппников остались в профессии. Я разговаривала с ребятами других специальностей, они тоже получили такие указания и были в шоке, как и мы. Диплом вроде нужен, чтобы трудоустроиться. А получилось совсем наоборот. Отмечу - нас не пытались с помощью справок замотивировать устроиться работать по профессии, нас пытались заставить создать видимость того, что все мы после вуза пойдем в журналистику или пиар.

 Решение проблемы - в Интернете

- Вы обсуждали эти проблемы с преподавателями?

- С более лояльными к нам преподавателями мы могли обсудить то, что вызывало у нас недовольство. В разговоре без посторонних они иногда сопереживали, говорили, что тоже недовольны своей зарплатой или чем-то еще. Но они боятся, кажется, еще сильнее нас. Каждый раз, когда заходил разговор об университете, они прикрывали дверь и разговаривали вполголоса. Боялись, что кто-то из коридора услышит. После моего поста в Instagram мне поступила огромная обратная связь со словами поддержки. В том числе писали и преподаватели. Просили рассказывать побольше правды, потому что они «не имеют права».

 - А как вы тогда отстаиваете свои права или персональное мнение?

- Честно сказать, никогда не проверяли угрозы преподавателей о том, что мы не сдадим экзамен. Никто не хотел рисковать сессией. Да и не думали, что наши проблемы реально интересны руководству. Я, пока диплом не получила, боялась написать об истории со справками. Да и сейчас переживаю - вдруг его аннулируют. Чем ближе ты к выпускному, тем меньше хочется проблем. Живешь по принципу «дождаться, пока выпустишься». Во многом это следствие взаимоотношений преподавателя и студента.

Простой пример. За редким исключением к нам обращаются на «ты». К нам относятся как к школьникам. Доходит до того, что звонят родителям. В 22 года! Конечно, пропускать занятия - плохо. Мы сами виноваты. Я точно знала, сколько я могу пропустить, и старалась не выходить за эти рамки. Но когда на 4-м курсе звонят из университета и говорят, что я долго не была на занятиях... У моей мамы была истерика. Зачем это? Кто хочет - прилежно учится, кто не хочет - занят своими проблемами. Все выливается в оценки. Мы же не за эти звонки платим деньги.

Пока единственный способ привлечь внимание к проблемам студентов, как с оплатой за обучение, - это поднять общественный резонанс в Интернете. Тогда есть шанс, что дело сдвинется с мертвой точки. Последние пару лет руководство очень много тратит сил на повышение престижа вуза. Активно развивают аккаунт в Instagram. Но начинать меняться нужно изнутри. Студенты же рассказывают в личных разговорах, как есть на самом деле. Есть хештег #кгулучшийвуз. Его активно вставляют в публикации, чтобы было удобно искать положительную информацию об университете. Среди студентов он все чаще звучит в ироничной форме: нет лампочки в туалете - #кгулучшийвуз, заставляют брать справки с места работы - #кгулучшийвуз.

 Прелести дистанционки

- Как проходили онлайн-конференции? Были проблемы?

 - Конечно. Хотя у нас во втором семестре по большей части не было пар, так как все готовились к госэкзаменам. Поэтому я сложно представляю, как проходили ежедневные занятия. Если описывать то малое, что было у нас… Нам скидывали ссылку на конференцию, указывали время. Почти всегда возникали сложности либо с программой, либо с мощностью Интернета. Часто нас просто выкидывало из конференций либо студент не мог подключиться к занятию. Экран выдавал ошибку или зависал. Писали преподавателю в чат, в ответ получали сообщения: «Пробуйте заново». Сначала использовали Webex Meetings, но потом перешли к более популярным приложениям - таким, как Zoom. Когда готовились к госэкзаменам, тоже были проблемы. Поток студентов огромный. Участие в инструктаже перед самым важным экзаменом было обязательным. С нас постоянно требовали не забыть подключиться, но в итоге картинка просто зависла, и все. Масштабная подготовка разбилась о технические проблемы.

 - В конце прошлого учебного года был еще один скандал в сфере высшего образования, когда студенты бывшего педагогического университета (с лета 2020 года он входит в состав КРУ) выступали против сдачи экзаменов через новую систему прокторинга. По их мнению, система работала с глюками, часто выкидывала студента из-за плохого доступа к Интернету. По задумке авторов, идентификация студентов должна помешать им списывать. Как твои впечатления?

- Мы работали с ней совсем немного. Проблем с системой особых не было, экзамен прошел в целом нормально. Были определенные ограничения. Нельзя смотреть дольше 15 секунд в точку мимо экрана. Нельзя опускать глаза куда-то вниз, потому что это тоже подозрительно. В камеру нужно вместиться по плечи, руки не видно. Нельзя вставать или выходить. Но я знаю, в основном из рассказов других студентов, что они сдавали спокойно. Мы-то особо и не сталкивались с прокторингом. Но рядом со студентом вполне мог встать человек, у него в руках телефон с Интернетом, он мог просто водить пальцем по экрану. Главное - не попасть в кадр. Так что списать можно.

 - Если у тебя спросит человек, который только собирается поступать, что ты ему посоветуешь?

- Попытаться поступить на грант. Тогда есть смысл. Или поискать вуз в другом городе, потому что цены сильно не отличаются. Но если ты поступил в Костанае, не зацикливайся на баллах, развивай свои навыки, чтобы диплом хоть как-то пригодился. Как сказал мне один преподаватель: «Вы покупаете не знания, вы покупаете диплом».