Demo-версия Kaz GPS
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz , при использовании материалов журнала «Что нового в мире науки и технике»
Карты местности в Казахстане оставляют желать лучшего
Количество автомобилистов, которые пользуются GPS-навигаторами, ежегодно увеличивается. За границей электронный проводник без проблем прокладывает верный маршрут, но в Казахстане зачастую работать отказывается.
Степь да степь кругом
В Казахстане до сих пор не разработаны электронные карты, привязанные к конкретной местности. Есть demo-версии, но по ним электронный топограф определяет ландшафт с точностью всего 70%. По словам главного специалиста одной из компьютерных фирм Костаная Марата АЙГАНОВА, сегодня бумажные карты местности переделать в электронную версию весьма проблематично:
- Для этого необходимо произвести аэрофотосъемку местности. Чтобы ее сделать, необходимо закупить специальное дорогое оборудование. Насколько мне известно, его вообще нет в Казахстане. К примеру, чтобы сделать аэрофотосъемку Алматы, приходилось арендовать оборудование в Корее.
Несмотря на это, в интернете можно скачать карту любого города Казахстана в электронной версии. Что мешает водителю ориентироваться по ней?
- Автомобилисты скачивают только demo-версию карты местности, - говорит Марат Айганов. - Как правило, она не детализирована. К примеру, если человек въезжает в Костанай и начинает ориентироваться по такой карте, то у него на мониторе бортового компьютера высветятся только основные улицы и часть домов. При этом не будут отражены перекрестки и небольшие здания.
Составить подробную электронную карту для GPS-навигаторов всех районов и городов Казахстана также проблематично из-за большой территории страны. Поэтому за пределами больших городов GPS-навигатор может вообще отказаться работать.
Россия на шаг впереди
В России сегодня популярны три навигационные программы: iGO MyWay, «Автоспутник» и Navitel. Эти программы наиболее унифицированы, поэтому их можно запустить на разных устройствах. Картографическая информация в них тоже бывает искажена, однако специалисты отмечают, что ошибки не превышают 30-50 м, и если вы путешествуете не пешком, а на автомобиле, практически не имеют значения.
Еще не так давно навигационные программы в России сильно различались по возможности отображения. Так, например, на ГИС РУССА (прародитель Navitel) нельзя было смотреть без слез. Сегодня все развилки и дома во всех программах выглядят очень аккуратно, везде можно включить «самолетный» вид 2.5D, есть возможность вращения карты как по маршруту, так и по направлению движения, можно мягко приблизить или отдалить местность. Но, несмотря на вышеперечисленные достоинства, ни одну из программ нельзя назвать совершенной. В каждой, по мнению специалистов, есть множество недоработок, главная из которых - нелепость интерфейса.
- И российские, и казахстанские GPS-навигаторы по сравнению с европейским программным обеспечением находятся в зачаточном состоянии, - говорит Марат Айганов. - Но следует отметить, что навигационные программы в наших странах бурно развиваются. С каждой новой версией исправляется все больше старых ошибок, уточняется картографическая информация.
По данным «НГ», одна из частных фирм Костаная планирует создать подробную электронную карту областного центра. Осталось привезти необходимое оборудование и приступить к работе.
Фото сайта auto-gps.biz
Материалы номера