Жернов из надгробия и наркобыз баксы
Елена ПИКЕЛЬНАЯ
У вещей, как и у людей, - своя биография, иногда очень непростая. Продолжаем экскурсию по музею
Как жили люди, во что верили, какие невзгоды и радости были в их повседневности - обо всем этом дают представление простые вещи с непростой историей. Не всегда, правда, эта история сопровождает экспонат при поступлении в музей, что-то приходится узнавать, проводя дополнительные исследования. Среди экспонатов выставки «Энциклопедия музейных предметов» в Костанайском областном историко-краеведческом музее много таких, чья история окрашена в особенные тона, иногда они мрачные, иногда теплые.
От мертвых - живым
Самодельный жернов для размола зерна - одно из последних пополнений музейной экспонатуры - поступил в июле 2020 года из п. Введенка Мендыкаринского района. В былые времена он был вещью гораздо более нужной, чем сейчас какой-нибудь блендер или мясорубка. Делали жернова из твердых пород камня - например, песчаника или кварцита, поэтому служили они очень долго и могли передаваться из поколения в поколение. Для процесса помола нужны два жернова: нижний и верхний, каждый из них весил весьма прилично, бывают экземпляры и по 20 кг. В 18-19-х веках такие приспособления были почти в каждой семье, ведь сбегать за мукой в супермаркет или магазинчик шаговой доступности было невозможно из-за отсутствия таковых. Муку покупали у мельника или мололи сами. Да и вплоть до середины 20-го века в сельской местности еще можно было встретить в некоторых домах это древнейшее приспособление для получения муки.
Мастер, сделавший жернов, мог принять арабскую вязь на камне за простой орнамент
Любопытно, что сейчас интерес к ручному помолу растет, чему способствует растущая армия сторонников натурального питания. Они без устали выискивают какие-то натуральные закваски для творения теста, поскольку дрожжи считают чуть ли не дьявольскими происками. А теперь еще и решили, что мука должна быть смолота только ручными жерновами, якобы только такая по-настоящему полезна (по некоторым параметрам это действительно так). В общем, все должно быть сделано по рецептам предков. Поскольку есть спрос, ожидаемо возросла продажа каменных жерновов, и сейчас в Интернете каждый желающий может подобрать их по размеру и цене. Причем в объявлениях о продаже иногда особенно выделяют древность изделия - видимо, такие жернова престижнее, чем новодел.
Кстати, нынешним хозяйкам при желании пожаловаться на трудности быта стоит вспомнить, например, как их далеким прапрапрабабушкам приходилось вращать вручную тяжеленный жернов, чтобы получить немного муки для выпечки хлеба. Но без жерновов было не обойтись: не намололи муки, не испекли хлеб, а без хлеба какой обед? Как всякую утварь, их покупали и продавали. А до этого некий мастер должен был найти подходящий камень и выпилить из него тяжелый диск. В верхнем жернове еще высверливались два отверстия: одно - в центре для засыпания зерна, другое, смещенное к краю, - для ручки, с помощью которой и вращали жернов. Поскольку выходы скальных пород имеются не повсеместно, камни мастера находили иногда в неожиданных местах.
- Этот самодельный жернов покрыт выбитыми надписями, - показывает экспонат заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения региональной истории Галина САТАЛКИНА. - Надпись сделана арабской вязью, это сразу наводит на мысль, что жернов сделали из надгробной плиты. Просто представьте, когда и как это могло быть. Судя по всему, было в самые тяжелые годы, предположим, в 1930-е и вплоть до начала 1950-х. Человек изготавливал жернова для того, чтобы как-то подработать, прокормиться. Возможно, ему этот камень продали. Человек мог и не знать, из чего он делает жернов, ему просто нужен был прочный твердый камень. В то время мало осталось тех, кто был способен прочесть арабскую вязь. Потому что казахская письменность уже пережила смену с арабской вязи на латиницу, а потом с латиницы на кириллицу.
Сотрудники музея консультировались с имамом, знающим арабский язык, он подтвердил предположения о надгробном камне. Ему удалось даже прочитать имя и часть даты. Недалеко от поселка есть родовое захоронение, возможно, оттуда и была взята надгробная плита. Это даже нельзя назвать примером вандализма. Это скорее пример выживания в лихолетье.
Мистика музыки
Впрочем, как бы трудно ни было, как бы ни зависело само выживание от горстки муки, люди всегда тянулись к прекрасному. Потому и передавали потомкам картины, книги, музыкальные инструменты. Один из экспонатов нашего музея выделяется среди прочих не только достоверностью своей истории, но и некой мистикой, окружавшей его в прошлом.
В музее есть коллекция музыкальных инструментов, у каждого - своя история
Наркобыз поступил в музей из села Шукубай Денисовского района. Этот музыкальный инструмент долгие годы бережно хранился как семейная реликвия в доме местного жителя Нургали Кузембаева. Достался ему от брата, который считался в народе очень хорошим целителем-баксы. Многих он излечивал от болезней, особенно часто к нему обращались женщины, страдающие бесплодием.
- Инструмент непростой, - рассказывает Галина Алексеевна, - можно сказать, что выполнял ту же магическую роль, что и бубен шамана. После смерти хозяина наркобыз долго висел в доме сородичей на стене. Но приходили люди и говорили, что знахарский инструмент не должен так открыто висеть на виду. Тогда его убрали в сундук. Потом другие люди стали убеждать хозяев дома, что наркобыз может на них «обидеться» за свое заточение. И мало ли чем это все обернется. Тогда потомки баксы подумали-подумали и передали инструмент в местный школьный музей. А уже оттуда с согласия владельцев экспедиция нашего музея увезла его в Костанай.
Этот наркобыз особенный, он приносил исцеление от хворей
Как добавила Галина Алексеевна, есть в других музеях и более хорошо сохранившиеся наркобызы, они красивее этого, но такой найти сложно. Этот наркобыз, возможно, единственный, реально использовавшийся баксы для исцеления больных. Можно с интересом рассматривать украшающие наркобыз костяную инкрустацию и сердоликовые вставочки, оценить тщательность обтяжки кожей тулова. А кому-то, возможно, захочется попросить этот мистический наркобыз о выздоровлении. Кто знает, а вдруг его сила не иссякла. Во всяком случае, вера в хорошее, подкрепленная предметно, в самом деле помогает внушаемым людям.
Мы все очень ждем снятия карантинных мер не только для походов в торговые центры. Все, кто соскучился по нормальной культурной жизни, пойдут в музей. А кто-то, возможно, придет, чтобы специально встретиться с наркобызом настоящего баксы и мысленно попросить у него здоровья.
Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ
Материалы номера