И cнова школа - наш дом родной
Галина КАТКОВА
Что должно измениться с 1 сентября для учащихся Костанайской области
Когда в мае пессимисты пророчили начало нового учебного года в удаленном режиме, оптимисты поднимали их на смех. «НГ», со своей стороны, в июне даже за комментариями в управление образования не обращалась, хотя читатели задавали вопросы на эту тему. Казалось, как можно предугадать ситуацию, до которой еще больше двух месяцев... Пессимисты оказались правы. Первая четверть, которая начнется, считай, через две недели, для большинства школьников снова будет дистанционной. Однако министерство образования заявило, что опыт удаленной четвертой четверти учтен и кое-что новое в образовании планируется.
Прошлый учебный год закончился вот таким «последним звонком», в этом году 1 сентября не соберет детей / Фото из архива «НГ»
Большинство хочет «дежурить»
Одно из самых важных нововведений - организация в школах дежурных классов, где основные предметы ученикам начальных классов все-таки будут преподавать «живьем». Новость появилась еще в конце июля и всколыхнула родителей, многие из которых готовы хоть сегодня написать заявление, чтобы их младших учеников зачислили в такой класс.
7 августа на брифинге по вопросам организации учебного года аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ приводил данные о том, что планируется открыть 2 400 таких классов, в которых смогут заниматься 27 тысяч учащихся, или 55% от общего числа учащихся младших классов. Уже через 5 дней в управлении образования «НГ» сообщили: по данным родительских опросов, число желающих достигает 80%.
- Спим и видим, чтобы попасть в такой класс, - призналась «НГ» жительница Костаная Наталья ШАРЫГИНА. - Сын в этом году - третьеклассник. Честно скажу, нам тяжело далась четвертая четверть. Дома есть нормальный компьютер. Но не в этом дело. Заставить сына заниматься дома сложно. Без контроля - вообще не разговор. Он у нас подвижный, неусидчивый. У меня и у мужа ИП. Работа то была, то нам запрещали, использовали любую возможность для заработка. Поэтому учителя в кавычках у сына дома менялись постоянно. Занимались с ним все, в том числе бабушка. Но она многое из школьных наук забыла. Да и мы, несмотря на то, что помоложе. Старались как могли. Но учить же еще надо уметь! А у нас все урывками, да и терпения не хватает... Не скажу, что Денис прямо очень любит школу, но как узнал, что снова дома с нами учиться, прямо взвыл.
В редакцию «НГ» читатели направляли несколько вопросов о том, что якобы предпочтение при формировании дежурных классов школы будут отдавать тем, чьи родители работают. Дескать, детям домохозяек, которые могут больше времени отдавать учебе на удаленке, вход туда закрыт. Мы задавали об этом вопрос на брифинге акима, направляли запрос в управление образования. Оба раза получили ответ, что зачисление в дежурные классы с занятостью родителей никак не связано.
Ждут рекомендаций
Но пока - по крайней мере, до момента верстки этого номера - заявления от мам и пап администрации школ не принимают. Ограничились выяснением того, сколько у них желающих учиться в дежурных классах. Как нам пояснили в нескольких школах, ждут в ближайшие дни рекомендаций, санкционированных министерством. Ранее в республику с мест направляли предложения по организации этой формы обучения.
- Меры санитарные в школах будут усилены, масочный режим, социальная дистанция должна соблюдаться, поэтому наполняемость классов - не больше 15 человек, - в общих чертах рассказал о дежурных классах на брифинге аким области, - уроки укороченные, питания в школе не будет из соображений санитарной безопасности.
Пока никто не знает, например, насколько укорочены уроки - будут ли они длиться 20 минут или полчаса. Но известно, что преподавать очно будут самые основные предметы, остальные - все равно придется проходить в дистанционном режиме.
- На самом деле организовать функционирование таких классов очень сложно, начиная от веерного входа и выхода детей из здания школы, чтобы они как можно меньше сталкивались друг с другом, - сказала «НГ» директор костанайской школы-гимназии № 5 «А» Гульнар САПАНОВА. - Надо развести классы по сменам, возможно, понадобятся подсмены. Что еще важно учесть - учителя попадают в группу риска. И не только во время работы, они же еще и на общественном транспорте в школу добираются. Так что дежурные классы - это непросто.
Кроме того, учителю в личном расписании придется учесть, что работы у него очно добавится, но часть учащихся полностью остается на дистанционном обучении. Учитель Щербаковской средней школы Светлана ЯГОДИНА привела пример: в ее третьем классе 23 ученика, родители 19 - за дежурный класс, а остальные хотят, чтобы дети учились дистанционно.
Вспомним, как было
У каждого родителя и каждого учителя - свои воспоминания о четвертой четверти прошлого учебного года. На удаленный режим переходили быстро, было множество проблем. Организационные со временем как-то решились, судя хотя бы потому, что все школьники были аттестованы. На вопрос «НГ» о том, как можно оценить работу в дистанционном режиме, аким области сказал, что «четвертую четверть не сорвали». Но проблемы с качеством знаний, с усвоением материала наверняка у многих детей были.
Школа на дому. Выполнение расписания обеспечивает бабушка / Фото Олега ПАКА
Приведем пример, что называется, «от противного»: расскажем о том, как и сколько люди занимались, чтобы ребенок ровно учился по программе и хорошо выполнял все буквально задания. Семью называть не будем, но обратите внимание на фото к этому материалу - там расписание уроков и режим будничных дней. Напоминает солдатский распорядок. В роли старшины - моложавая бабушка, которая когда-то прекрасно училась в школе и с самого 17 марта осталась на все карантинное время без работы. Не будь этих обстоятельств, говорит мама первоклассника, работу частично пришлось бы оставить ей.
Ребенок учится в школе с математическим уклоном и, что немаловажно, любит заниматься, узнавать новое, любит, когда хвалят за хорошие оценки, читает почти как взрослый, ладит со счетом. Но даже он периодически впадал в депрессию от того, что размыта граница между школой с ее занятиями, обязанностями и домом.
При этом в семье пользовались всем спектром предложенных обучающих возможностей. Смотрели телеуроки - кстати, хорошо их оценили как поддерживающий материал. Не манкировали даже уроками музыки, бабушка с внуком танцевали, подпевали, используя их для эмоциональной разгрузки. Занимались, получая задания, отправляли готовые на электронную почту учителя. Естественно, в помощь был и WhatsApp. В семье у всех хорошие смартфоны, компьютер, ребенку купили планшет.
Казалось бы, проблем минимум. Так, небольшие неудобства. Но семья сейчас, добросовестно читая со своим школьником нужное по программе и зубря таблицу умножения, очень-очень-очень хочет, чтобы этот второклассник попал в дежурный класс. На полтора часа? Пусть на полтора, говорит мама. И заводит разговор о социализации ребенка, о том, что он привыкает учиться, когда внимание преподавателя (в нашем случае бабушки) сосредоточено на нем одном, а это не есть хорошо. Бабушка, в свою очередь, волнуется об усложнении программы и о неизбежности того, что в какой-то момент она не будет соответствовать.
Ну и несколько слов с другого, так сказать, полюса. С того, где родителям некогда так заниматься ребенком или знаний у них поменьше.
- У меня очень ответственные родители в классе, прилежные, можно сказать, - говорит учитель начальных классов Силантьевской средней школы Любовь МИХАЙЛОВСКАЯ, - но первоклассники все-таки еще очень маленькие, у них основные навыки обучения не успели закрепиться. В нашем классе некоторые детки еще буквы плохо знали. Так и ушли в четвертой четверти на дистанционное обучение. Родители на днях приходили получать учебники. Спрашиваю: как дела, читают? Говорят: нет, не научили. И это понятно, они же не учителя... Сейчас все 20 человек хотят в дежурный класс.
Удаленно - еще не онлайн
Наверно, часть такого рода проблем решилась бы, если бы дистанционное обучение было интерактивным. Поначалу так все и думали, что каждый класс выберет себе платформу и будет на ней при наличии оборудования проводить уроки-конференции. Сейчас эту модель активно используют суды, когда все участники могут в режиме видео-конференц-связи общаться между собой. Задавать вопросы и получать ответы. Но как только число участников превышает 10-12 человек, связь рушится. Не выдерживают ни Zoom, ни Skyрe, ни TrueConf.
Некоторые из них, кстати, пробовали использовать и в школах.
- Мы в Zoom пытались проводить собрание и классный час, все время кого-то выбивало, - вспоминала Светлана Ягодина. - Дети маленькие, не понимали, что к чему, спрашивали, куда с экрана подевалась Светлана Анатольевна. Так что пока не очень получалось, хотя оборудование у всех из моего класса есть. В одной семье был один смартфон на двоих, так им из школы передали в пользование ноутбук на время учебы.
Между тем в июле МОН сообщало, что на образовательных платформах Daryn.online, Вilimland.kz, Күнделік.kz к началу учебного года появится возможность стриминга - прямой трансляции, которая даст возможность общаться онлайн большим группам. Это второе важнейшее нововведение в дистанционном обучении, которое обещают казахстанским школьникам.
- Работа в режиме ВКС предоставляет ряд возможностей учителям и ученикам: проводить онлайн-чаты, присутствовать одновременно до 100 человек в одном классе и до 500 человек в свободных конференциях, предусматривает наличие обратной связи и возможность записи трансляции, проведения онлайн-уроков, - сообщило управление образования в ответе на запрос «НГ». - На сегодня нами изучаются возможности каждой платформы, и с начала нового учебного года учителями области планируется проводить онлайн-уроки.
Везде - высокоскоростной
Условия их проведения - не только возможности платформ, но и качество Интернета. И здесь обещают много. На брифинге 7 августа глава региона сообщил, что до начала учебного года будет завершено подключение школ области к высокоскоростному Интернету (от 4 Мбит/сек), на что в 2020 году выделено из бюджета 163,5 млн тенге. По его словам, из 490 школ осталось подключить 8.
Отдельно аким остановился на обеспечении компьютерами школьников и педагогов.
Архимед Мухамбетов на брифинге сказал, что школы должны быть готовы в любой день принять учеников / Фото пресс-службы акима области
- Летом был произведен закуп 6 000 компьютеров на 1,4 млрд тенге, что позволило обновить компьютерный парк организаций образования области на 50%, - сказал Мухамбетов, - дополнительно министерством образования планируется выделение средств из правительственного резерва на приобретение более 15 000 единиц компьютерной техники. Этого достаточно, чтобы закрыть потребность у педагогов и школьников...
Педагогам и учащимся - в первую очередь из социально уязвимых семей, уже передано 11 188 компьютеров. 176 - учителям, остальные - школьникам. Для обеспечения доступа к Интернету за счет различных источников приобретаются модемы.
Управление образования 30 июля направило в МОН РК ходатайство с расчетами потребности школ области в компьютерной технике: 1 584 компьютера, 11 586 ноутбуков, 2 052 планшета.
Аким также сказал, что, если в семье только один компьютер, а учеников несколько, нужно сообщить об этом администрации школы.
Уроки на YouTube
Нечестно будет не сказать о том, что экстренная ситуация, связанная с пандемией коронавируса, все-таки заставила образование активнее использовать в обучении компьютерные технологии. «Дала it-пинок», как выразилась директор школы Гульнар Сапанова.
- Да, с онлайн-уроками пока не вышло, но зато мы в короткие сроки обучили своих учителей записывать видеоуроки, - сказала она «НГ». - Схема такая - пишется урок с объяснением нового материала и консультацией по каким-то отдельным моментам домашнего задания, мы размещаем видео на сайте школы, заливаем в «облако». Можно пользоваться ученику в любое время, возвращаться к объяснению, если не понял материал. Родители пользуются. Записать такой урок для учителя - это совсем не то же, что раз в четверть подготовить какую-то презентацию с фрагментами видео. Другой все-таки уровень. Видеоуроки готовили коллеги во многих школах.
По данным управления образования, за последнюю четверть прошлого учебного года педагогами области было разработано более 1,5 тысяч уроков и размещено на YouTube-канале и на Google-диске. Сейчас более 800 педагогов разрабатывают видеоуроки на первое полугодие нового учебного года, они пройдут экспертизу и будут также размещены на YouTube-канале управления образования и на сайте центра «Орлеу».
- В настоящее время создан консультационный центр для оказания методической помощи педагогам по вопросам дистанционного обучения, - говорится в ответе управления на запрос «НГ».
Стоит добавить, наверно, что Интернет денег стоит. Те, кто часто работает в режиме видео-конференц-связи, могут подтвердить, как быстро расходуется трафик.
Известно, что министерством образования прорабатывается вопрос о том, чтобы в РК были введены специальные образовательные тарифы при оплате Интернета. Но подробностей по этой теме пока нет.
Без формы
И, наконец, еще один вопрос, который волнует родителей: может ли все-таки измениться ситуация с первой четвертью, точно ли, что вся она пройдет в дистанционном режиме?
Рисунок Эдуарда ВОЛКОВА
Отвечая на него, Архимед Мухамбетов сообщил, что в область сейчас поставляются учебники, с издательствами и перевозчиками заключены договоры на 67 000 пособий. Доставка их должна быть завершена до 25 августа, выдавать учебники школы обязаны с соблюдением строгих санитарных мер.
Уже началась приемка школ. Все делается для того, чтобы при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки и разрешении санитарной службы республики они сразу были готовы принять учеников, сказал аким.
Информация для родителей: в этом году детям разрешено обходиться без школьной формы, во всяком случае, она не будет обязательной. Этот момент недавно на своем брифинге комментировал министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, он сообщил, что внесен специальный пункт в приказ МОН о школьной форме. В 2020-2021 учебном году детям разрешается ходить в школу в «опрятной классической деловой одежде».
Информация по поводу формы с 1 сентября актуальна для дежурных классов и малокомплектных школ, учащиеся которых будут учиться очно. В этих школах должен быть усилен санэпидрежим. В Костанайской области есть районы, в которых малокомплектных школ значительно больше, чем средних. Это Костанайский, Федоровский, Карабалыкский, Джангельдинский, Мендыкаринский, Аулиекольский. При ухудшении эпидемиологической ситуации все малокомплектные школы должны будут перейти на дистанционное обучение.
Материалы номера