«Я предложил выпить за хребет»
Юрий КАТАЛЕВИЧ
О человеке, превратившем Кушмурунское отделение железной дороги в передовое предприятие
Виктор Иванович ЦЫГАНОВ - уникальная личность не только для Кушмуруна и местного отделения дороги, но, пожалуй, и для всей области. А ведь этот человек проработал у нас 14 лет. Большую часть времени - начальником локомотивного депо. Но какие это были годы! Хочу рассказать об этом, пользуясь как воспоминаниями земляков, так и книгой, которую он написал много позже своего отъезда из Кушмуруна. Потому что в жизни этого уникального человека есть чем гордиться.
Старт против правил
Родился Виктор Цыганов 12 мая 1933 года в самой что ни на есть глубинке - селе Маколово Удмурдской АССР. Что не помешало ему в 22 года окончить с отличием Харьковский институт железнодорожного транспорта. Красный диплом позволял остаться в аспирантуре. И Цыганов так и собирался сделать: кандидатская диссертация была готова на 80%. По правилам, ему полагалось самому выбрать место первой работы. Цыганов выбрал из списка должность старшего мастера паровозосборочного цеха завода в Великих Луках.
Работники кушмурунского локомативного депо, 50-е годы / Архивное фото
Обычно комиссия желанию отличников не перечила. Но тут что-то пошло не так, и Виктора направили в Кушмурун. В своей книге он вспоминал:
- Студенты решили написать письмо первому секретарю Харьковского обкома КПК Украины с просьбой разобраться и восстановить справедливость. Письмо в обком повезли Цыганов и Шкляренко. В результате в институте состоялось выездное заседание бюро горкома партии: начальнику института - выговор, декану - строгач с занесением, председателя распределительной комиссии - откомандировать в распоряжение министра, а студентам - распределение согласно баллам успеваемости. Кроме Цыганова. Он получил назначение помощником машиниста паровоза в депо Кушмурун в Казахстане.
Через два месяца, отъездив помощником машиниста положенные километры, он сдал экзамены на машиниста. Дав поработать всего месяц машинистом, его перевели на должность старшего инженера-технолога, а через полгода назначили заместителем начальника локомотивного отдела отделения железной дороги.
Карьера была стремительной, но, что по нынешним временам невероятно, со снижением зарплаты. В те времена токарь или слесарь зарабатывали больше инженера, а машинист паровоза - больше начальника депо.
Семья и карьера
Годы были самые целинные. Людей приезжало много. В Кушмуруне Виктор познакомился с будущей супругой - доктором Музой Алексеевной, которая приехала туда по собственной воле по комсомольской путевке. Нынешнее старшее поколение еще помнит целинную эпопею с ее гимном: «Едем мы, друзья,/ В дальние края,/ Станем новоселами/ и ты и я!» Она была сродни дерзким призывам победить врага, покорить природу, космос. На целину приезжали не только за рублем и карьерой.
Слева направо: доктор Аксенов, жена Виктора Ивановича Муза Цыганова и сам Цыганов / Архивное фото
Свадьба у молодых состоялась 4 октября 1957 года, в день запуска первого искусственного спутника Земли. Вот какое знаковое, как считал сам Цыганов, совпадение.
Главным инженером депо Виктор проработал недолго. И в 1963 году его назначили начальником в те времена вовсе непередового депо. Цыганов зря просиживать кресло руководителя не стал. На предприятии начались перемены, которые многим казались дерзкими и не всегда были с ходу одобрены в партийных кабинетах.
Впервые в стране в Кушмурунском депо был внедрен медицинский осмотр локомотивных бригад перед рейсом. Руководство отделения железной дороги новшества не одобряло, но опыт был принят на уровне министерства путей сообщения и стал нормой.
В апреле 1964 года из госрезерва в Кушмурун поступило более трехсот секций тепловозов серии ТЭЗ. Они поступили в депо, в котором из почти 3 000 работников было всего 150 тепловозников и не было строительной организации. Предстояли переквалификация персонала и реконструкция депо своими силами.
В 1965 году Виктору Цыганову было присвоено почетное звание «Заслуженный рационализатор Казахстана». Опыт работы депо Кушмурун по реконструкции предприятия одобрен обкомом партии. Предприятие вышло в передовики. В 1967 году, когда страна отмечала 50-летие СССР, тепловозное депо Кушмурун по итогам социалистического соревнования на железнодорожном транспорте получает переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, ВЦСПС и ЦК комсомола, а также заносится на Доску почета ВДНХ.
Крушение
8 марта 1968 года на участке станций Аманкарагай (путевой пост № 70) произошло крушение двух грузовых поездов с большими человеческими жертвами.
Государственная комиссия под председательством первого заместителя генерального прокурора СССР и двух заместителей министра путей сообщения в ее составе высоко оценила работу восстановительного поезда депо Кушмурун по ликвидации последствий крушения и предложила начальнику депо как техническому специалисту высказаться о причинах крушения.
Однако на заседании бюро Кустанайского обкома партии локомотивные бригады были объявлены главными виновниками крушения. По этой причине начальнику депо Цыганову в проекте постановления бюро объявлялся строгий выговор. Ему, как техническому эксперту, даже и слова давать не собирались. Но Виктор Иванович настоял и все же высказался. В результате отстоял невиновность машинистов. Виновником оказался дежурный по станции Аманкарагай, который в нетрезвом состоянии позволил машинисту второго поезда выехать на занятый перегон. Лишение свободы на 15 лет стало оценкой его проступка.
Лишь годы спустя Цыганов узнал, что партийное взыскание в связи с крушением ему «прицепили» за привычку критиковать и действовать без согласования с руководством обкома партии. Зацепило Цыганова и то, как повело себя в этой ситуации руководство Костанайского отделения железной дороги.
- Начальник Костанайского отделения дороги Бертран Рубинштейн на заседании бюро промолчал, что меня, как совершенно невиновного в этом крушении, государственная комиссия привлекала в качестве технического эксперта для выработки заключения о причинах крушения, - писал он много лет спустя в своей книге.
Книгу воспоминаний «Размышления, выводы» Цыганов написал в 2012 году / Фото автора
Много чего рассказал Цыганов на том бюро. После него, в частности, немедленно был освобожден от должности секретарь узлового парткома Кузнецов. Он допился до того, что рано утром вышел за околицу в одних трусах, перепугав женщин, выгонявших скот. Машинист депо Абрам Герасимович Абраменко, «косая сажень в плечах», аккуратно взял партийное руководство в охапку и положил в свою «Победу» на заднее сиденье. В 8.45 автомобиль подъехал к парткому. Абрам Герасимович вытащил спящего секретаря парткома и, аккуратно положив на входное крыльцо, аполитично провозгласил: «Дывытэсь! О це ваша партия!»
Это Кузнецову с рук не сошло. Но и несанкционированное выступление Цыганова на бюро запомнили.
После Кушмуруна
Несправедливое партийное взыскание отозвалось болезнью сердца. Врачи сказали: «Немедленно менять климат». Пришлось менять. В итоге не состоялось присвоение звания кандидата технических наук по совокупности рационализаторских предложений, которое было намечено на 2-й квартал 1969 года.
Проводы Виктора Ивановича Цыганова, 1969 год / Фото из местной газеты
В июне 1969-го сотни работников депо и больницы с оркестром проводили супругов Цыгановых в Россию. Пять лет Виктор Иванович работал на Калининском вагоностроительном заводе (ныне Нижний Новгород), затем был на партийной и профсоюзной работе. Дважды избирался членом Верховного Совета СССР, работал заместителем председателя Комитета союза по транспорту, энергетике, связи, космосу и информатике, председателем подкомитета по железнодорожному транспорту.
В 2010 году, уже пенсионером, он приехал на юбилей в честь 50-летия Костанайского отделения дороги. Организаторы устроили экскурсию по Костанаю, где он не был 40 лет, была торжественная встреча с ветеранами, где в ряду других вспомнили и его, Цыганова, заслуги.
- А потом было застолье, где мне дали слово. И был мой тост за Кушмурунское локомотивное депо, - писал он в книге воспоминаний.
Спустя много лет в локомотивном депо Кушмуруна до сих пор используют разработанные Цыгановым мостовые краны / Фото автора
Виктор Цыганов не лез в лидеры или начальники. Эти высоты его сами находили. Он не добивался наград и льгот - они ему давались за труды. Он никого не продал, не предал, «не стучал» и не завидовал, а потому для некоторых был неудобным, зато большинством - уважаемым.
Материалы номера