Круговорот воды и денег
Евгений ШИБАРШИН
Естественные монополисты, предоставляющие населению коммунальные услуги, постоянно жалуются, что установленные тарифы не в полной мере восполняют их расходы. Денег не хватает на ремонт и обновление оборудования. Однако все ли статьи расходов можно считать оправданными? По поводу одной из них «НГ» провела собственное журналистское расследование.
Непонятные услуги
Среди разных статей, которые отражают расходы предприятий, поставляющих по водопроводной сети холодную воду, есть «услуги РГП «Костанайводхоз». Мы засомневались: а правильно ли, что их должны оплачивать водопользователи? Если, например, ГКП «Костанай Су» закачивает своим оборудованием воду из Тобола, очищает ее и через водопроводную сеть подает в дома областного центра, то всем понятно, что потребители должны компенсировать понесенные этим предприятием затраты. А что делает «Костанайводхоз»? Он тоже вроде бы участвует в этом процессе, но особым образом: обслуживает каскад плотин на реках и обеспечивает в водохранилищах необходимый объем воды. Выполнение этих операций также требует затрат. Но кто их должен компенсировать: водопользователи или государство?
Сегодня это делают водопользователи: горводоканалы, дачные кооперативы и крестьянские хозяйства, которые выращивают овощи на орошаемых землях. В конечном счете, все ложится на плечи граждан. Мы платим не только за потребление той воды, что пришла в наши квартиры, но и компенсируем аналогичные затраты, которые понесли поставщики горячей воды и производители различных услуг и товаров.
Много это или мало? Если спросите у огородников, они скажут, что на цене овощей стоимость услуг «Костанайводхоза» почти не заметна. Глава крестьянского хозяйства «Тэрра» Владимир СЕМЕЙКИН говорит, что в себестоимости его продукции эти затраты составляют лишь 0,3%.
- Годовые расходы на поливную воду мы можем восполнить, продав 3 тонны картофеля, - заявляет Семейкин.
Другое дело у поставщиков воды. Директор ГКП «Костанай Су» Игорь КИСЕЛЕВ сообщил, что в 2007 году за услуги водников его предприятие заплатило около 14 млн. тенге.
- Этих денег нам хватило бы для замены 4 км разводящих сетей в городе, - говорит Киселев. - В заявке на тариф мы постоянно просим учесть расходы на обновление 7-8 километров, однако нам оставляют средства только на 2. Делаем сколько нужно, но эти затраты уже ложатся на убытки.
Если учесть, что сегодня тариф на услуги «Костанайводхоза» составляет 0,73 тенге за один кубометр воды, а ежегодное потребление водопользователями Костанайской области составляет около 60 млн куб. м, то они тратят примерно 48 млн. тенге.
Где законные основания?
По словам директора РГП «Костанайводхоз» Джамбулбека РАИМКУЛОВА, эти поступления лишь наполовину восполняют расходы его предприятия. Остальное оплачивается республиканским бюджетом. Такая система установлена по всей республике.
На вопрос, какими документами регламентируются источники финансирования таких РГП, он сослался на Водный кодекс РК. В его статье 134 пункт 1 гласит: «Услуги, связанные с водозабором, транспортировкой, распределением, очисткой вод, выполнением ремонтно-восстановительных работ и другими водохозяйственными мероприятиями при подаче воды водопользователям, осуществляется на платной основе».
Что касается бюджетных денег, то в статье 135 среди различных видов государственной поддержки называется «финансирование затрат на эксплуатацию трансграничных водохозяйственных сооружений и водохозяйственных сооружений республиканского значения, не связанных с подачей воды».
Где же в этих текстах видят себя казахстанские водники? Директор «Костанайводхоза» в ст. 134 выделил слова «транспортировка» и «распределение».
- Заключая с водопользователями договоры, мы берем на себя обязательства при помощи регулирования стока воды в реках обеспечить их водой в нужном количестве, - пояснил Раимкулов. - Они, в свою очередь, обязуются компенсировать затраты, которые мы понесли при выполнении своей части договора.
Той же позиции придерживаются и в Министерстве сельского хозяйства РК, в ведении которого находятся предприятия, обслуживающие водное хозяйство республики. Передо мной копия письма с подписью вице-министра Минсельхоза АЙТЖАНОВА, адресованного комитету финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов РК. Отвечая на запрос этого органа, вице-министр разъясняет, что «предметом и целью деятельности РГП является эксплуатация гидротехнических сооружений и водохранилищ комплексного назначения, обеспечение водой водопотребителей и водопользователей». И, ссылаясь на статью 134 Водного кодекса РК, дает понять, что эти работы должны быть платными. Свою позицию он подкрепляет ссылкой на тот факт, что РГП являются субъектами естественных монополий и «тарифы на услуги водохозяйственной системы в установленном порядке регулируются территориальным Комитетом по антимонопольной политике».
Действительно, постановлением правительства РК от 14 марта 2006 года № 155 «Регулирование поверхностного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений» отнесено к услугам субъектов естественных монополий. Выходит так, что все сделано по закону, и тему можно закрыть? Давайте разберемся во всем по порядку.
Буква закона
Если вы еще раз прочтете приведенную выдержку из статьи 134, то в перечне услуг, которые оказываются на платной основе, вы не найдете слова «эксплуатация гидротехнических сооружений и водохранилищ комплексного назначения, обеспечение водой водопотребителей и водопользователей». Но именно эти слова в своем письме приводит вице-министр Айтжанов. Поэтому и директор «Костанайводхоза» ссылается лишь на слова «транспортировка» и «распределение». Однако разве можно регулирование стока рек при помощи плотин назвать «транспортировкой и распределением»? Ведь в данном случае вода продолжает идти по руслу реки естественным образом, и «Костанайводхоз» не делает забора воды из реки для передачи ее водопользователям.
Очевидно это и правительству. В перечне услуг субъектов естественных монополий работу водников оно называет «регулированием поверхностного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений». Другое дело: почему оно решило назвать это «услугой» и внести ее в данный перечень? Этот противоречивый шаг можно объяснить чьим-то сильным желанием обойти статью 135 Водного кодекса, согласно которой работа водников полностью попадает под определение «эксплуатация водохозяйственных сооружений республиканского значения, не связанных с подачей воды» и нуждается в государственной поддержке. Не хочет этот самый «кто-то» каждый год дополнительно выделять «Костанайводхозу» те самые 48 млн тенге, которые он сегодня собирает с водопользователей.
В результате выстроилась неестественная система. Государство по политическим соображениям не позволяет водникам устанавливать тарифы, которые бы обеспечивали их нормальную работу. И в то же время, надеясь на этот источник финансирования, само не обеспечивает соответствующее содержание гидросооружений.
А как с духом закона?
Статьи Водного кодекса РК сформулированы таким образом, чтобы не допустить расточительного отношения к водным ресурсам страны. Это правильно. Но давайте посмотрим на две цифры. Сейчас для нужд водопользователей Костанайской области в год необходимо иметь около 60 млн куб. м воды. Возникает вопрос: для кого «Костанайводхоз» постоянно накапливает в пяти водохранилищах более 1 млрд кубометров? Вывод напрашивается сам собой - это стратегический запас республики. Тогда почему его нужно обеспечивать деньгами из карманов костанайцев, а не средствами из республиканского бюджета?
Кто-то скажет, если водопользователи начнут брать воду из рек бесплатно, то будут использовать ее нерационально. Но сегодня всех потребителей обязали устанавливать счетчики учета расхода воды, по которым они должны оплачивать расходы предприятий, доставляющих им воду. Во-вторых, куда уходит уже использованная или зря пролитая вода? Опять в реки. Тогда зачем нормальному круговороту воды между природой и человеком мешать круговоротом денег, организованным неестественным образом? Пусть каждый платит за свое. Государство финансирует стратегические объекты, а граждане восполняют расходы предприятий, оказывающих им услуги.
Материалы номера