Возвращение дачных автобусов

Галина КАТКОВА, Елена ПИКЕЛЬНАЯ, Евгений ПОЛУЯНОВ

Костанайцы ездят на свои садовые участки по прежним графикам

Меньше недели понадобилось властям областного центра, чтобы понять - радикальное изменение графика движения дачных автобусов люди терпеть не намерены. Напомним, на 7 маршрутах перевозчики с разрешения акимата произвели «оптимизацию»: уменьшили количество рейсов и увеличили количество не рабочих для автобусов дней. Некоторые известили дачников, что будут возить их лишь три дня в неделю.

 Тест закончился

Неделю назад, давая «НГ» комментарий по ситуации, главный специалист отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Нурдаулет БЕЙСЕНОВ подчеркивал, что ближайшее время дачный транспорт поработает в тестовом режиме. Мол, посмотрим на загрузку автобусов, как будут справляться. Со своей стороны председатели садовых обществ сообщали в редакцию, что дачники негодуют. И недоумевали - почему с ними-то акимат не посоветовался. Ведь прежний график движения еще и к расписанию поливов во многих садовых обществах привязан.

На 113-й маршрут, к радости дачников, вернулся автобус-«длинномер»

11 июня в отделе ЖКХ все-таки провели совещание, на которое позвали и руководителей дачных объединений. Итогом встречи стало возвращение пассажирского транспорта к прежним схемам движения.

Среди корреспондентов «НГ» тоже есть дачники, наш актив - гражданские журналисты - взялись помочь, так что мы со своей стороны протестировать возвращение дачных автобусов. С потерями прошло или без потерь.

 «Даже сесть можно»

Дачникам, чьи участки расположены вдоль рудненской трассы, в этом году не везло. Нет, их маршруты не отменили. Их возили сразу три: №№ 113, 113 «А» и 113 «Б», но, кроме возмущения, на протяжении более месяца от дачников в отношении перевозчиков других слов не было. За полтора месяца с того времени, как разрешили людям поехать на свои участки и вообще пустили автобусы, расписание 113-го маршрута поменялось четыре раза.

Из-за ЧП по коронавирусу первую половину мая автобус увозил людей на дачи двумя рейсами очень рано утром, таким же количеством машин вечером забирал их с дач. Два других маршрута делали и того меньше - всего по одному рейсу. Что творилось в автобусах, представить несложно, а забыть - невозможно. 

Рудненское направление - одно из самых оживленных и многолюдных, ведь, кроме шести крупных садовых обществ за чертой города с сотнями участков в каждом, по трассе расположены православное кладбище и поселок Кунай. Поэтому к дачникам в автобусах добавляются и другие пассажиры.

Попавший на время строгого карантина Родительский день не дал возможность людям посетить и привести в порядок могилы родственников. Даже в мае сделать это с тем графиком движения автобусов было невозможно.

Во второй половине мая в садовых обществах начались поливы и по решению акимата города перевозчики меняют график движения. Теперь автобусы отправляются не так рано, как прежде. А вечерний обратный рейс передвигают на 20 часов - после того как дачники стали жаловаться, что не успевают поливать, если автобус отъезжает в 6 часов вечера.

При этом с маршрута пропадает так называемый «длинномер» - автобус из двух салонов, а люди вынуждены, вопреки рекомендациям санврача, дышать буквально друг другу в затылок. Однажды на вопрос о том, почему нет «длинномера», водитель ехидно ответил:

- Чтобы было что зимой вспоминать!

Чувствуете, какая «забота»?

Так же заботливо каждый раз при смене графика движения новый вывешивали внутри автобуса 113-го маршрута. Вот и третий появился в начале июня. В выходные дни дачников из города везут пятью рейсами, а возвращают тремя. Железная логика от акимата!

Надо отдать должное маршруту № 113 «А», он, на радость дачникам, раньше других вернул свой многолетний график. Но физически попасть в него на остановке «СХИ» не всегда было возможно, поскольку он начинает движение от железнодорожного вокзала и приходит загруженным.

Председатель СО «Пригородное» Леонид ПОТАПЧУК, как никто другой, знает проблемы своих дачников, он 37 лет возглавляет общество, с самого его основания. Транспортную проблему, которая началась два года назад, знает тоже.

- Люди меня встречают на улице в обществе, жалуются, некоторые даже от меня требуют наладить прежний график движения, - говорит Леонид Максимович. - А я что могу сделать? Перевозчик не слушает нас! Только акимат. В прошлом году я уже и в диспетчерскую ездил, разговаривал. У них свои проблемы, свои планы. А дачников кто поймет? К примеру, у нас с соседним большим обществом «Элеваторщик» поливы за много лет отлажены и распределены по дням недели. Получается, что все дни, кроме понедельника, летом даем воду. К тому же «Пригородное» разделено на две части: одни поливают в будни с 6 до 7, другие с 7 до 8 часов вечера. Но и автобус 113-й уходит также в 8 вечера. Как люди с дальних улиц должны добежать до остановки, ведь протяженность общества 1 км? Сделайте последний автобус в 20.30, дачников бы это устроило!

Настойчивость, с которой люди доносили свои проблемы до чиновников и перевозчиков через местные СМИ, соцсети и звонки по телефону дали результат. Собрание с председателями садовых обществ, которое состоялось 11 июня в акимате, вернуло на 113-й маршрут привычное для дачников расписание.

Журналист «НГ» решил на себе проверить, так ли это, и отправился в субботу, 13 июня, на остановку «СХИ». Первый рейс значится в 8.25 от ДК «Мирас», и уже в 8.30 к остановке подъехал всем знакомый красный «длинномер».

Утро выдалось прохладным, людей немного. Вошедшая на следующей остановке пожилая дачница воскликнула:

- Даже сесть можно!

По подсчету журналиста, первым субботним рейсом на свои участки, кладбище и в п. Кунай уехало ровно 60 человек. В автобусе в четырех местах висит объявление о том, что с 11 июня маршрут будет ходить по старому графику. А это значит, что одной головной болью у дачников стало меньше.

 Вернули пятницу

Для дачников, пользующихся автобусом 108-го маршрута, нынешний сезон начался неудачно. А это три немаленьких садовых общества: «Весна», «Железобетонщик» и «Мелиоратор». Сначала все переживали, что не успеют посадить вовремя основные огородные растения из-за карантинных мер. Но потом этот вопрос разрешился, и автобусы с истосковавшимися по своим участкам гражданами пошли.

Были еще неудобства, связанные с тем, что на короткое время маршрут передали в субподряд другому перевозчику, у которого нет просторного «Икаруса». Приходилось тем, кто не успел занять сидячее место, давиться в очень узких проходах автобусов, предназначенных для междугородних перевозок. Опять же, ремонтные работы на перекрестке Чкалова - Маяковского внесли сумятицу в петляния 108-го по району КЖБИ. И не всегда дачники угадывали, на какой остановке стоять, чтобы уехать в нужном направлении.

Затем маршрут вернулся к своему подрядчику - ИП «Брунер», вновь «Икарус»-«гармошка» стал ездить по правильной траектории. Но тут перевозчик заявил, что количество рейсов будет уменьшено, а по пятницам автобуса и вовсе не будет. Таким образом, один из поливных дней у части дачников, не имеющих собственного автотранспорта, выпадал начисто. Председатели дачных обществ ломали голову, как поступить, хотя вариантов у них не было никаких. Каждое общество поделено на участки для полива, в один день поливать все невозможно, какой мотор это выдержит? Кто-то вынужденно с четверга уезжал на дачу с ночевками до субботы. А кто не мог так поступить, пропускали день полива. И это в жару!

Очередное изменение расписания - возврат к прежнему графику

Разумеется, это стало для дачников темой № 1 в разговорах и поводом для горячих возмущений. Самые активные дачницы (именно дачницы) стали звонить в акимат и требовать, чтобы в расписании не было пятничного провала. Там объясняли, что ничего сделать не могут. А когда накал страстей достиг апогея, очередная активистка услышала в трубке, что если все недовольны, то и карантинные меры можно вернуть...

Но случилось чудо - председателю СО «Железобетонщик» удалось убедить перевозчика в необходимости пятничных рейсов, и их вернули.

Расписание все-таки претерпело изменения и стало более компромиссным по отношению к перевозчику. Теперь в будни нельзя уехать с дачи среди дня. Но для дачников это не так уж и страшно - всегда найдется, чем заняться на родных сотках.

 На прежних позициях

Итак, у дачников отлегло от сердца. Но есть моменты, которые не позволяют считать проблему решенной раз и навсегда. «НГ» уже писала, что перевозчики заостряли внимание на экономическом обосновании произошедшего. Настаивали на невыгодности дачных маршрутов, которые действительно идут довеском к основным лотам на конкурсах, объявляемых акиматом. Участники встречи в отделе ЖКХ признают, что ни до какого всем выгодного варианта там не договорились. Акимат и транспортники пока просто отыграли назад. Уж очень 2020 год для экспериментов тяжелый. И, наверно, впервые с поры лихих 90-х о дачах снова заговорили как о факторе продовольственной безопасности для немалого количества семей.

В общем, один из вариантов решения известен - дотировать дачные маршруты как социально значимые. Но признать их такими - целая процедура, а подготовить экономическое обоснование для этого вроде бы невозможно без точного учета пассажиропотока. А это значит, возвращаемся к теме валидаторов. Вроде даже инвестора под это дело нашли, вроде к концу года их установят... Планы есть, но уже насущно нужен результат.

Фото Евгения ПОЛУЯНОВА