Путешествие пешехода с севера на юг

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Как меняется политика озеленения областного центра и какие плоды она уже принесла

Оценивать результаты уходных работ лучше, прогуливаясь по Костанаю на своих двоих. Можно ли сегодня в областном центре укрыться в тени и полюбоваться на полноценные кроны деревьев?

 Отдыхать лучше под сенью полнокронных деревьев (ул. Пушкина) / Фото Ксении РЕБИК

С четвертой попытки

Если начать путешествие с северной стороны Костаная и пройти его насквозь до южных окраин (в старых границах), то есть от КСК до КЖБИ, можно получить срез, дающий представление об озеленительных работах, проводившихся в городе за последние годы.

Многострадальный в этом плане проспект Кобланды батыра никак не мог обрести сколь-нибудь приличную зеленую одежонку в течение нескольких лет. Понятное дело, что при реконструкции улицы, включающей расширение проезжей части и замену коммуникаций, сохранить старые насаждения не представляется возможным. Поэтому, как только основные работы по реконструкции были закончены, подрядчики взялись за озеленение. Улица длинная: было где размахнуться да деревьев вдоль дороги побольше высадить. Вот только первые три попытки оказались совершенно провальными. Втыкать-то саженцы втыкали, да только поливать забывали. Видимо, думали, что само приживется, только у нас не Белоруссия, где частые моросящие дождики не дадут ни одному прутику засохнуть. У нас за каждое посаженное деревце бороться надо. Горожане, наблюдавшие, как раз за разом из земли выдергивают засохшие саженцы, одновременно уничтожая и чудом выжившие, многократно высказывали свое возмущение по этому поводу. Писала об этом и «Наша Газета». И капля таки доточила камень.

Эти тополя возле дома № 34 по пр. Кобланды батыра еще не были старыми / Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

На общественном совете, состоявшемся в конце февраля 2019 года, новый аким города Кайрат Ахметов потребовал, чтобы работы по озеленению проводились с соблюдением правил. В противном случае подрядчикам дорога к тендерам оказалась бы закрыта. О выполнении всех правил можно спорить. Но, что касается озеленения придорожных полос вдоль Кобланды батыра, ситуация в корне изменилась. Чудесным образом нашлись средства и для продуктивной посадки с черноземом, и для удобрения, и для полива. Даже наняли опытного лесника, который каждый день инспектировал работы.

Когда 1 ноября 2019 года корреспондентов местных СМИ пригласили убедиться, что дело сдвинулось с мертвой точки, журналисты увидели очень обнадеживающую картину. На разделительной полосе дороги теперь не голая земля, а лента из различных кустарников, включая почти утраченную карагану (желтую акацию). От Курганской до Киевской между дорогой и тротуаром высажены тополя, ивы, клены, яблони, сосны, березы.

Как заметил занимавший в то время должность руководителя отдела ЖКХ акимата Костаная Алексей ТАРАСОВ, ставку сделали не на количество, а на качество.

- Приняли эти посадки только осенью, когда убедились в том, что они в массе прижились, - сказал тогда Алексей Тарасов.

Очень полезной для дела оказалась эта практика: оплачивать работы не по факту их выполнения, а по конечному результату. Уже в этом мае мы проверили, как живется деревцам и кустикам на Кобланды батыра. Прошли весь проспект и убедились, что неприжившихся саженцев, независимо от вида, - единицы. То есть отход мог быть и больше и при этом оставаться в рамках допустимого.

Через несколько лет все эти растения создадут защитную полосу между тротуаром и дорогой, так что прогуливаться вдоль проспекта будет куда приятнее, чем сейчас. Правда, портят вид изуродованные топингом тополя, растущие ближе к домам. Далеко не все из них можно отнести к старым, это видно по диаметру стволов. Также видно, что часть деревьев уже не первый раз переживает такую сильную обрезку кроны, и этого делать нельзя.  

Про вред, который приносит подобная обрезка деревьям, мы уже не раз писали. И то же самое скажет любой специалист. Вырастающие на месте спила побеги стремятся быстро набрать биомассу и невольно становятся разрушителями основного ствола. Но такое развитие событий нашим озеленителям кажется надуманным или же им все равно. Так или иначе, они продолжают обезглавливать деревья, только теперь делают спил выше. Но на конечный результат это мало влияет.

Особенно поражает такое издевательское отношение к деревьям там, где они не задевают провода, не стучат в окна, даже на вездесущие машины упасть не могут. Например, зачем обезглавили тополя между стационарным полицейским постом и домом № 8 «А» по Кобланды батыра? Даже если требовалась обрезка сухих ветвей, можно же было оставить кроны, похожие на кроны?

Как обычно...

Заканчивается проспект Кобланды батыра на кольце в районе, который в народе с давних пор называют «Мясокомбинатом». Район, прямо скажем, красотой строений никогда не отличался, поскольку с одной стороны дороги - старенькие дома хрущевских времен постройки, а с другой - обширная производственная зона, обнесенная унылым бетонным забором. Проектировщики прошлого, когда планировали эту зону, весьма разумно оставили большой кусок земли на повороте с тогда еще Герцена на Орджоникидзе. Там были высажены деревья и кустарники, чтобы не только приукрасить этот страшненький район, но и санитарно-гигиенические нормы соблюсти. Район, к слову, так и остался страшненьким, а конкретно этот поворот делали не таким мрачным две вещи: та самая зелень и не так давно появившееся произведение кого-то из местных граффитистов. Идешь так себе спокойненько по тротуару, вдруг за деревьями появляется снежный человек. Не 3D-графика, конечно, но смотрелся йети в зелени довольно забавно.

Улица Орджоникидзе. Зачем обнажили эту страшную стену? / Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

В эту весну неожиданно обнаружилось, что заборного йети лишили среды обитания. Обрезали все: даже самые молодые деревья, хоть как-то прикрывавшие это страхозаборье, и превратили локацию в прекрасное место для съемок фильмов ужасов. Так и видится, как вдоль Орджоникидзе маньяк гонится за своей жертвой во мраке ночи мимо изуродованных тополей и карагачей. Может, здесь посадят новые деревья и кустарники и сделают это так же успешно, как на отрезке от Курганской до Киевской?

Двигаясь из района КСК в сторону центра, сворачиваем с Орджоникидзе на улицу Алтынсарина. Там тоже реконструировали дорогу, долгое время улица напоминала место боевых действий. Естественно, что были выкорчеваны карагачи и все кусты караганы. Что же попытались высадить взамен? Сосны! Можно бесконечно повторять, что хвойные в городе нельзя высаживать, не перемежая их с лиственными. Тем более нельзя этого делать вдоль проезжей части. Ибо хвойники не только толком не очищают воздух от выхлопных газов, но и сами страдают от них. Но нет, список видов, используемых для озеленения, у подрядчиков весьма ограничен. Не знаем, как сажали маленькие сосенки на этом участке улицы Алтынсарина, сейчас можно насчитать чуть менее полусотни трупиков, торчащих из бурьяна. А от некоторых, судя по пустым лункам, даже и трупов уже не осталось.

На образцово-показательном участке проспекта Кобланды батыра все прижилось / Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

То есть ситуация такая. Вот есть образцово-показательный участок Кобланды батыра, который сделали таковым после многократных возмущений горожан и СМИ. Вот показательная образцовость заканчивается, и сразу за поворотом начинается «какобычность». А «какобычность» озеленительная у нас такая: ямки копнули, саженцы закинули, землицей присыпали, авось выживут. Только забывают обеспечить хотя бы достаточный полив. То, что известно любому простому дачнику, остается недосягаемым знанием для тех, кому городской акимат доверяет озеленение.

Поворот с Кобланды батыра на Орджоникидзе. Эти молодые карагачи точно не нуждались в топинге / Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

Ну хорошо, предположим, один небольшой отрезок улицы вдруг превратился в заколдованное место, где ничего не приживается. Сменим локацию. Переместимся в самый центр Костаная. Улица Чехова тоже пережила реконструкцию, повлекшую вырубку деревьев, растущих вдоль дороги. И там тоже требовалось восполнить насаждения.

Здесь попытка что-то посадить вдоль тротуара настолько не удалась, что даже следы ее обнаружить непросто. Если приглядеться, то можно найти жалкие останки маленьких сосен, едва заметные в траве. Опять сосны. И опять все пропали.

Значит, вновь посадили как придется, ухода не обеспечили. В общем, как обычно. Потому что никакого ежедневного контроля не было. А просто по совести нельзя было сделать как надо? Чтобы прижилось, как на Кобланды батыра или по Тауелсиздик, где тоже результаты посадки отличные. Хорошо, совесть нынче - пережиток прошлого. А как же угрозы акима города? Обещания не подпускать больше к тендерам? Или подрядчиков ничем не напугать? А ведь Кайрат Ахметов требовал от них не только добросовестной посадки, но и (внимание!) индивидуального подхода к каждому дереву при обрезке. А с этим как сложилось?

«Шариков» не хватает

Надежды здравомыслящих горожан на то, что варварская обрезка уйдет в прошлое, не оправдались. Привычка к топингу у озеленителей как была, так и осталась. Только наконец-то срезы стали закрашивать, дабы избежать заражения обрубков, да сами обрубки стали четырехметровыми. Но вот того самого индивидуального подхода к каждому дереву, о котором говорил аким города, что-то не видно. Да и сам аким на осеннем общественном совете дал положительную оценку состоянию озеленения. И это, несмотря на то, что город потерял огромное количество полнокронных деревьев. Учитывая масштабы обрезки, произведенной за 2019 год, когда только за весенний период было кронировано 10 749 деревьев и еще порядка 10 000 оставили на осеннее кронирование.

Возле Костанайского колледжа автомобильного транспорта. «Шариков» не дождемся? / Фото Ксении РЕБИК

В результате столь успешной борьбы с кронами в городе практически не осталось тени. В жаркий день пешеходы вынуждены двигаться по раскаленным тротуарам, а те, кто решает, чем нам дышать, проносятся мимо в машинах с климат-контролем.

Правда, взамен тени и чистого воздуха нам обещали «красивые шарики». О том, что эти шарики не могут работать с такой же эффективностью, как полноразмерная крона, говорилось и писалось многократно, да только методы обрезки не меняются. Так удобнее: под единую гребенку всех, независимо от породы и состояния. Какой уж там индивидуальный подход к каждому дереву!

Возле салона «Тойота Центр» тополиную аллею вырубили под автостоянку / Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

Даже то, как давно дерево уже было подвергнуто топингу, не принимается во внимание. Так было с тополями, растущими вдоль тротуара у «Тойота Центра». Видно же было, что после предыдущего обезглавливания тополя только успели сформировать приличную новую крону, но и их жестко и бездумно обрезали, как и все остальные вдоль проспекта Абая. А в этом году их и вовсе снесли полностью, чтобы заасфальтировать освободившуюся площадь под автостоянку. На наш запрос по поводу сноса тополей в отделе ЖКХ дали следующий ответ, подписанный новым руководителем отдела ЖКХ акимата Костаная Наурзбаем МУСИНЫМ: «Территория по пр. Абая, расположенная вблизи автосалона «Тойота Центр», находится в частной собственности, в связи с чем информации об организации и количестве вырубленных деревьев не имеется». Стало быть, год назад это была городская территория, на которой осуществляли «уходные работы» за счет бюджета. А в этом году - уже частная территория, и частник может делать что хочет. В тех случаях, когда экологическое сознание (если оно вообще есть) входит в противоречие с производственной необходимостью, конечно, деревья приносятся в жертву.

Раз уж территория стала частной, хозяин имеет право - верно. Но верно и то, что по закону он обязан высадить за свой счет новые деревья взамен утраченных. Поэтому очень хочется знать, где же высадят новые деревья, которые компенсируют утраченные. Вообще интересно, где все те кущи и чащи, которые за последние годы должны были высадить в качестве компенсации. Судя по обещаниям, у нас уже должно быть что-то не намного уступающее по масштабам Аракарагайскому бору. Где все эти деревья? Почему мы не ходим в тени их ветвей и не вдыхаем очищенный воздух? Ведь «шариков», в которые превращены кроны огромного количества костанайских тополей, кленов и вязов, для этой ответственной работы не хватает.

К счастью, есть еще в Костанае тенистые аллеи (ул. 5 Апреля) / Фото Ксении РЕБИК

Сколько же можно растолковывать нашим «озеленителям», что крона - это не только эстетика. Каждый лист - это фабрика по производству кислорода, очищению воздуха от вредных газов и пыли, устройство для испарения влаги, а следовательно, насыщения ею того же воздуха. Кажется, это объясняют в 5-м классе общеобразовательной школы.

- Еще в прошлом году посмотрела на то, как ужасно обрезали тополя в районе аэропорта, - возмущается кандидат биологических наук Сауле КОБЛАНОВА. - Как так можно делать вообще, а особенно в таком месте, где идет постоянное подтопление? Могли бы спросить специалистов, которые объяснили бы, что по сосудистой системе от корней влага поднимается к листьям и с их поверхности испаряется. Тополя, конечно, не осушат почву в этом месте полностью, но частично все же помогают. И как раз суммарная площадь листьев имеет значение. Зачем из этих деревьев пытались сделать шарики на палочках? Это не имеет ни смысла, ни оправдания.

Хочется надеяться

Сауле Кобланова и как биолог, и как горожанка - за то, чтобы деревьев и кустарников высаживалось больше, и видовой состав был разнообразным. К ее мнению, думается, присоединяются все сознательные горожане. Все, кому хочется дождаться тех времен, когда Костанай переболеет плешивостью. Это возможно, если заниматься озеленением и уходными работами будут специальные организации на постоянной основе. Чтобы каждый работник умел думать и за дело переживать, а не только исполнять неумные приказы.

Так и осталось неизвестным, кому именно пришло в голову, явно не обремененную знаниями и лишней логикой, отдать приказ обрезать нижние ветви у лиственниц вдоль проспекта Абая. Но явно этот человек не ходит по тротуарам пешком никогда. Взгляд со стороны тротуара помогает понять, что пешеход должен быть защищен от пыли, летящих из-под колес брызг, выхлопных газов. К чему «обзор» дорожного полотна тем, кто передвигается на своих двоих?

Такая же варварская глупость была допущена и на улице Чкалова, где напротив дома № 1 «А» у берез, растущих вдоль дороги, срезали нижние ветки. Напротив соседнего дома № 1 - топинговали ивы, которые стоят нынче бесполезными столбами, поскольку нормальных ветвей так и не выпустили. Эти два дома по какой-то непонятной причине повернуты подъездами к дороге, расстояние до которой - всего 23 м. А на этих метрах расположены детские площадки. То есть дети играют практически у дороги. Как можно было не понять, что деревья - единственный щит между детьми и всем тем ядовитым, что идет от автомобилей?

Изуродованные ивы больше не защищают дом № 1 по Чкалова от пыли и газов / Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

При реконструкции улицы Чкалова много деревьев пришлось вырубить, поскольку они попадали в зону расширения дорожного полотна. Но и про те, что росли близко к домам и даже во дворах, не забыли. Оставили от них опять уродливые обрубки. Наверное, ждут красивых шариков. При этом обнажились убогие фасады домов, район сразу стал крайне неуютным. Остается только надеяться, что здесь будут посажены и вырастут новые деревья. Будем ждать.

Этой весной массовое кронирование не проводилось. Как объяснил Наурзбай Мусин, предполагается в текущем году кронировать порядка 5 000 тополей, находящихся в аварийном состоянии. Только тех, которые представляют угрозу людям, строениям и коммуникациям. Такой подход является разумным. Не хочется, чтобы это, как и прежде, делалось под одну гребенку. Город и так потерял около 2 400 деревьев во время урагана 7 апреля, некоторые были сломаны, некоторые выворочены с корнем. Об этом рассказал на пресс-конференции, состоявшейся 21 мая, заместитель акима города Ануарбек КАСИМОВ. Он сообщил, что в основном последствия ветровала ликвидированы. По соснам, раскачавшимся во время урагана, вопрос будет решаться индивидуально, после обследования. Те, которые можно укрепить, будут укреплены, деревья с поврежденными корнями придется спилить.

Вот что называется индивидуальным подходом к каждому дереву и чего так долго ждали костанайцы. Ждет ли нас разочарование от ожидания, узнаем осенью.