Дорогое безобразие костанайских дорог
Ольга ЛИХОГРАЙ
Денег больше
Отрезки дорог, на которые чиновники щедро раскидали почти 2 млрд тенге, по своим размерам не так велики. Общая протяженность - всего 16.4 км. Всего на 2,4 км больше прошлогоднего. На каждой из улиц будет обновлено чуть больше километра дорожного покрытия. Причем у «НГ», постоянно отслеживающей состояние городских трасс, сложилось ощущение, что из года в год ремонтируются одни и те же улицы.
- Принцип определения улиц прост, - сообщил «НГ» заместитель акима Костаная по вопросам ЖКХ Базыл ЖАКУПОВ, - упор делается на центральные магистрали, а потом смотрим на состояние дорог в других районах. В этом году помимо ремонта запланировано обордюривание, укрепление обочин.
По словам Жакупова, на большинстве участков - 6,75 км - пройдет средний ремонт, на 5,6 км - реконструкция, а на 4,05 км - капитальный ремонт.
- 261 млн тенге уйдет на средний ремонт, - рассказал Жакупов, - 587 млн - на капитальный, и 842 млн - на реконструкцию. На 45 000 кв. м дорог запланирован ямочный ремонт в северном и южном районах Костаная. На него из бюджета выделено 104 млн тенге.
Губит непрофессионализм
Чиновники не скрывают, что выделяемых денег вполне хватает. В этом году специалисты даже снизили стоимость ямочного ремонта. На 300 тенге каждый квадратный метр. Говорят, в прошлом году ошиблись. И потеряли одного подрядчика.
- Я впервые за много лет не участвую в тендере на ямочный ремонт, - рассказал «НГ» директор ТОО «Шебер» Владимир ДЕНИСОВ, - меня не устроила цена. Если в прошлом году нам предлагали заделать 1 кв. м ямы за 2700 тенге, то в этом - за 2400. И это при том, что цена на горючее возросла. К тому же только в апреле станет известна цена на российский битум, которая явно вырастет. Как можно идти на тендер с такими ценами?
Денисов считает, что наши дороги губит бессистемность и непрофессионализм, с которым в ЖКХ распределяют бюджетные деньги. Нет ни специальных графиков, ни грамотного специалиста, который мог бы определить, на какой дороге нужен капитальный ремонт, а на какой можно обойтись средним.
- По сути функция ЖКХ сводится к разбрасыванию денег, - говорит подрядчик, - в советское время дорогами занималась одна организация - «Гордорстрой». Она вела учет, контролировала, несла ответственность. Сегодня деньги распределяет ЖКХ, а производственники, которые могли бы указать, куда лучше их потратить, остаются в стороне. Это неправильно. В ЖКХ нужен хотя бы один специалист, который мог бы грамотно контролировать все дороги.
Возьмем, к примеру, проспект Аль-Фараби, который не так давно капитально ремонтировали. Сейчас он уже разваливается на глазах. Самое время его подремонтировать, ведь дорогу проще поддержать в рабочем состоянии, чем дать разбить окончательно, и лишь потом делать заново. Но в планах на этот год - лишь реконструкция в границах Байтурсынова - Дулатова.
Сплошное недоумение
Около двух часов тряски - и корреспонденты «НГ» убедились в справедливости слов подрядчика. Да и сопровождающий нас таксист Игорь Рачинский в списке самых плохих улиц Костаная назвал далеко не те, которые в этом году планируют ремонтировать.
- Вот Мауленова вся в ямах, - показывал нам водитель со стажем, - улица Л. Беды, Чкалова, разделяющая 7 и 8 мкр. - постоянно в воде. Рабочая, Бородина и Дзержинского - здесь ямы просто вечные.
Строго говоря, проехавшись по дорогам, мы не нашли ни одной целой. А за неделю до этого машина провалилась в яму на одной из центральных улиц Костаная - улице Гоголя. Как раз посередине.
- Я 29 февраля по этой улице раз пять проехал. Все было нормально, - рассказал таксист Сергей ЕВЛАШЕВСКИЙ. - Когда я уже в шестой раз разворачивался, почувствовал, что переднее колесо уходит под землю на ровном месте. Когда посмотрел, оказалось асфальт провалился и внизу лопнула плита перекрытия. Вытаскивали меня «Нивой», а машина полторы недели была в ремонте.
Только после этого дорожники сподобились поставить на Гоголя знак ремонта. Евлашевский же к списку наиболее опасных улиц добавляет еще ул. Маяковского (от ул. Хакимжановой до самой Наримановки). Улица Л. Беды вообще вызывает у водителя недоумение.
- Участок от Краснопартизанской до Баймагамебтова - просто шикарный, - говорит Сергей , - там еще асфальт с советских времен лежит, а вторая половина - от Баймагамбетова до Мауленова - сплошные кочки. Ее года 2-3 назад ремонтировали.
Нарушали, но делали
В числе самых ужасных улиц водители называют Герцена, Майлина и недавно капитально отремонтированную Баймагамбетова. Что особо стоит напомнить, последнюю ремонтировали глубокой осенью 2007-го. Не прошло и нескольких месяцев, как на поверхности - сплошная щебенка.
- Мы упустили сроки ремонта, все видели, что дорогу делали почти зимой, - признает Мендыбай ОМАРОВ, директор ТОО «АБЗ+», выполнявшего в прошлом году ремонт на Баймагамбетова. - В этом году два примыкания будем переделывать за свой счет. Задержали ремонт не по своей вине. Ждали, когда там положат водовод. Клали горячий асфальт, когда была уже минусовая температура - это нарушение технологии. Мы сразу знали, что он весной посыпется.
Зачем же тогда клали этот асфальт, закатывая в него деньги? Подход к ремонту у нас незатейлив до безобразия, в котором и пребывают все наши трассы. Тендер провели, деньги разыграли - нужно освоить. Никакого контроля за соблюдением технологии и качества, не говоря уже об экономии средств налогоплательщиков.
В шоке от местных трасс, а равно и трасс республиканского значения и директор «TTS-Reisen» Николай КУШНЕРОВ.
- У дорог должна быть гарантия, а где она? - возмущается перевозчик. - Взять междугородную от Кушмуруна до Октябрьского - новая дорога. За год превратилась в ничто. В Костанае перекресток Абая и Хакимжановой каждый год делают и делают, а дороги так и нет. Суммы увеличиваются, а качество асфальта не улучшается. То битум плохой, то еще что-нибудь. Я вообще не понимаю эти отговорки - нам поставили плохой битум. Смешно. А зачем вы его взяли? Дороги кладут непонятно как.
Специалисты говорят, что дороги полагается ремонтировать каждые 6 лет. У нас к некоторым улицам по 12-20 лет никто не прикасается, а другие из года в год обновляют. Принцип непонятен никому. Результат же анекдотичен.
Нормам не соответствует
По информации отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная, вывешенной на официальном сайте kostanay-sity.kz, ежегодно необходимо ремонтировать и строить свыше 30 км дорог. Эта норма в Костанае не выполняется даже наполовину. С 2004 по 2006 годы длина ремонтируемых улиц не доходила даже до 10 км. В 2007 году она достигла цифры 14, а в этом - 16.4 км, что также далеко не соответствует принятым нормам.
- В 2007 году ямочный ремонт обошелся городскому бюджету в 205 млн тенге, - рассказал «НГ» начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Николай ДОРОШОК. - В этом пока запланировано 111 млн, но еще 100 млн планируем к осени добавить, если будет перевыполнение бюджета, чтобы выйти на уровень прошлого года. Средний ремонт в этом году запланировали на 100 млн меньше, чем в прошлом.
Зато, по данным Дорошка, в этом году в несколько раз увеличились бюджетные вливания в реконструкцию и капитальный ремонт. В 2007-м реконструировано было всего на 201 млн. тенге, в этом - уже забита сумма в 862 млн тенге. Капитально отремонтировано в прошлом году было на 3,6 млн тенге, в этом выделено 588 млн. Разница примерно в 1 млрд, хотя километраж почти тот же.
На что пойдут эти деньги? На обнесение дорог бордюрами? На строительство подъездных путей в 5 мкрн? На кладку асфальта по неизвестным нам пока новым технологиям, гарантирующим, что он прослужит обязательные 6 лет? К сожалению, ответить на эти вопросы можно будет, скорее всего, следующей весной, когда освободившаяся от снега и накатов дорога выдаст все секреты тех, кто ее латал.
Справка
В Костанае общая протяженность дорог и проездов с твердым покрытием составляет 177 км, ширина проезжей части от 7 до 18 м. Общая протяженность тротуаров - 236 км шириной 2,5 м
ОПРОС
Приводит ли ежегодное увеличение финансирования на ремонт дорог к улучшению их качества?
Виктор МУЩИНСКИЙ, председатель ассоциации перевозчиков Костаная:
- В центре качество на дорогах в принципе наблюдается, а вот по окраинам ездить очень тяжело. Улицы Бородина, Строительная, Л. Беды, Мауленова, Дзержинского, Герцена битые-перебитые. Деньги увеличивают, но распределяют неправильно. Нужно так планировать, чтобы часть средств оставалась на осень. Ремонт дорог нужно делать не только весной: за 15 дней быстренько-быстренько залатали и все. Нужно ремонтировать до поздней осени, чтобы уходить в зиму с хорошими трассами. А так с весны до осени их успевают разбить, и после зимы они еще ужаснее. К примеру, ул. Мауленова осенью не сделали, теперь на ней ездить невозможно. Главное - не увеличение средств, а грамотное их использование. Внимание нужно уделять окраинам города, где проходят городские маршруты.
Виктор ШЕНГОФ, начальник ОДП Южного ОВД:
- В Костанае 5 лет назад было 24 000 единиц транспорта, сейчас 60 000. Новый план застройки города учитывает эту нагрузку, будут делать дополнительные разгрузочные кольца. На существующих дорогах, конечно, этого уже не учтешь. В региональные программы закладывается больше денег на ремонт городских и областных дорог. Я считаю, что чем больше денег, тем больше дорог ремонтируется и тем качество лучше. Другое дело, что с увеличением денег из бюджета увеличиваются и расходы - на бензин, на транспорт... Но все равно улучшение качества есть. Несколько лет назад дороги вообще были никакие. Года 4 назад могли неправильно класть асфальт, сейчас все проверяет технадзор, контроль хороший. Проверяют и толщину асфальта, и технологию.
Николай ДОРОШОК, начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная:
- За счет увеличения средств увеличивается количество ремонтируемых дорог. А при чем тут сумма и качество? Качество можно только контролировать. Требования к качеству идут по общепринятому стандарту. При ежегодном увеличении финансирования мы за основу берем количество бюджетных средств, выделенных в прошлом году, делим на километраж, высчитываем стоимость 1 кв. м. Если добавляем деньги, значит, увеличиваем и объемы дорог. Тогда получается, если мы денег недодали, то качество хуже, а мы отдаем деньги по норме. Связывать деньги и качество наших дорог никак нельзя.
Мендыбай ОМАРОВ, директор ТОО «АБЗ+»:
- Увеличение финансирования влияет на качество. Чем больше выделяют денег, тем больше делаем объемы и лучше дороги. С 1991 года после развала Союза финансирование на дорогах вообще прекратилось. Его не было практически до 2002-2003 гг. Техника и оборудование устарели. Сейчас у нас появляется более-менее современная техника. Мы приобретаем ее в Германии, Китае, Украине. Сейчас все компьютеризировано, поэтому сделать некачественный асфальт просто невозможно. Если не ту фракцию щебня или битума кинешь, технология на заводе просто не сработает. Компьютер отключается, и завод стоит. Асфальт не получится. На глазок сейчас никто не делает. То, что мы не выдержали температурный режим - это другое.
Сакен ТУКЕНОВ, секретарь маслихата Костаная:
- Те улицы, на которые выделяются деньги, естественно, улучшаются в качестве. А на тех, на которых денег нет, идет дальнейший износ. У нас основных улиц по Костанаю 115. Многие из них даже не покрыты асфальто-бетонным покрытием, потому что это стоит больших денег. Ремонтируются существующие. Допустим, в позапрошлом году сделали ул. Гашека - замечательная дорога. Целесообразность в увеличении средств на улицы есть, качество становится лучше. Только слепой не увидит. Кстати, когда говорят об аварийности на плохих дорогах, я всегда спорю, потому что аварийность выше на хороших дорогах - именно там люди жмут на газ до упора.Материалы номера