Приборы учета: старая песня о главном

Этот счетчик КТЭК установил за 4000 тенге с оплатой в рассрочку

Евгений ШИБАРШИН

Официальный срок установки приборов учета срывается

В соответствии со статьей 23 Закона РК «О естественных монополиях», поставщики холодной и горячей воды должны до 1 января 2009 года обеспечить потребителей приборами учета. Их установка началась еще в конце 90-х годов, однако, до сих пор в городах Костанайской области из необходимого числа счетчиков по замеру расхода горячей воды подключено только 62%, холодной - 50%, а общедомовых приборов учета тепла - всего лишь 3%. При таких темпах за оставшиеся 9 месяцев требования закона выполнить нереально. Кто в этом виноват: поставщики или потребители коммунальных услуг?

Выгодно ли?

Начнем с потребителей. Если им выгодно иметь в квартире приборы учета, с помощью которого они могут экономить свои коммунальные расходы, то почему бы не воспользоваться такой возможностью и в срочном порядке не обратиться в фирму, которая занимается их продажей и установкой? Если такое большое количество людей этого не делает, то выходит, что от названной затеи особых благ они не ждут?

В том-то и дело, что о получаемых преимуществах, наверняка, многие уже знают. А если кто-то еще об этом не слышал, для них в качестве примера расскажем о семье пенсионера Владимира СПИЦЫНА, живущего в Костанае.

Еще 7 лет назад решили они с супругой поставить в своей квартире счетчики по учету расхода холодной и горячей воды. Начали с холодной. Позвонили в фирму, которая продает эти приборы и имеет лицензию на их установку. Приехали специалисты, и в течение 20 минут счетчик стоял там, где положено.

- На горячую воду поставили чуть позже и сразу же почувствовали всю выгоду, - рассказывает Спицын. - Причем специально экономией не занимаемся, но и зря воду тоже не расходуем. Такие счетчики быстро окупаются и поэтому особенно хороши для пенсионеров, малоимущих и семьи из 4-5 человек. Теперь я себя по-другому чувствую: сколько потратил, столько и заплатил, а не рассчитываюсь за воду, которая после порыва водопровода рекой течет по улице.

Кстати, именно под этим углом зрения интерес потребителей в установке счетчиков видит и. о. начальника управления Агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области Николай ПИЧКАРЕВ. Он считает, что поскольку его ведомство работает в сфере регулирования баланса интересов населения и субъектов естественных монополий, то им особенно хорошо видно, что приборы учета коммунальных услуг в большей степени работают на интересы населения.

- При наличии приборов учета легче решать спорные вопросы, - говорит Пичкарев. - Например, в случаях недоотпуска потребителю нужного количества тепла легче определить, кто виноват: компания, подающая тепло к дому, или ПКСК, который обслуживает внутридомовые сети?

В таком случае, невольно закрадывается подозрение: уж не монополисты ли тормозят такое благое дело? Ведь если сравнить данные по установке счетчиков в Костанае и Лисаковске, то в областном центре по холодной воде установлено 44% и горячей - 63%, а в Лисаковске, соответственно - 76% и 85%. Не получается ли так, что лисаковские коммунальщики в этом плане работают лучше костанайских? Директор ГКП «Костанай Су» Игорь КИСЕЛЕВ не видит оснований для такого рода выводов.

- От установки приборов наше предприятие не проигрывает, - поясняет Киселев. - Несколько лет назад, на нескольких домах в разных районах города мы поставили общедомовые приборы учета холодной воды, чтобы сверять, насколько реальный расход отличается от нормативного. В среднем значении разница была невелика. От Лисаковска нас отличает наличие в Костанае большого количества частных домов, жители которых воду получают из колонок. Там никакие приборы учета поставить невозможно.

Вообще же, по мнению Киселева, все, кто увидел выгоду в установке приборов учета, кто принципиально не хочет кому-то платить лишние деньги, счетчики себе уже поставили. Оставшиеся не хотят для себя лишних хлопот, поэтому, чтобы выполнить соответствующие требования законодательства, к ним нужно применять меры принуждения.

«Денег нет!»

Прежде чем обсудить идею, высказанную директором «Костанай Су», вернемся к упомянутой статье Закона «О естественных монополиях». Обратите внимание, что она требует от монополистов «обеспечить потребителей приборами учета». Получается, что данное требование и установленный срок (до 1 января 2009 года) только на монополистов и распространяются, а к потребителям не относятся. Но что означает слово «обеспечить», если все расходы, связанные с приобретением и установкой приборов, возложены на потребителей, и в то же время их ответственность за отсутствие счетчиков не предусмотрена?

В связи с этим зачастую возникают «патовые» ситуации. Об одном типичном случае рассказала председатель ПКСК «Строитель Г» Елена КОЗИНА. Еще в июне прошлого года она провела с жильцами дом № 3 по улице Карбышева собрание на предмет их согласия установить общедомовой счетчик учета тепла. Подавляющее число жильцов согласилось, что дело это нужное. Однако как только речь зашла об оплате, мнения сразу же разделились.

- В этом доме предусмотрено два входа подачи горячей воды, и на каждый из них нужно ставить по счетчику, - рассказывает председатель ПКСК, - но по одному из них тепло подается в квартиры двух подъездов, а по второму - на восемь подъездов. Поскольку стоимость прибора 350 000 тенге, то получается, что жильцам тех самых двух подъездов нужно нести большие расходы, чем остальным жильцам этого дома. К тому же, чтобы поставить общедомовой счетчик, нужно установить приборы учета горячей воды в каждой квартире. Многие пенсионеры сразу же заговорили, что у них таких денег нет.

Аналогичная картина складывалась и в других домах этого ПКСК. Что тогда говорить о восьмиквартирных двухэтажках? Ведь многие их жильцы не платят даже за потребляемые коммунальные услуги и чего уж там говорить о еще каких-то расходах. И что в таком случае может сделать теплоэнергетическая компания?

Где взять деньги?

Финансовая сторона решения этой проблемы поднималась еще в середине 90-х годов, когда правительство приняло постановление об обязательной установке приборов учета. Тогда финансовая «обуза» была возложена на монополистов. Дескать, учет нужен вам, вы и несите расходы по его налаживанию. Но после длительного времени препирательств и неопределенности решение было изменено, и теперь законодательно все расходы возложены на потребителей.

Однако скоро сказка складывается, да не так быстро дело делается. Очевидно, власть сделала ставку на возросшие доходы населения, но не учла, что психология людей не обязательно должна измениться именно в том направлении, в котором ожидалось. Жить вроде бы стали лучше, но кто ж заставит отказаться от стремления к еще лучшему. По наблюдениям сведущих людей, сегодня среди злостных неплательщиков за коммунальные услуги немало тех, кто на бедность не жалуется. К таким-то и не грех было бы применять в подобных случаях меры правового характера. А как быть с теми стариками, которые каждый прожитый год воспринимают как чудо, подаренное им богом? Им-то что от той экономии, которую дают приборы учета? Таких людей сегодня в городах тоже очень много. Как быть с ними?

Анатолий Пичкарев считает, что в компании по установке приборов учета для категории малоимущих можно было бы предусмотреть отдельные городские программы, через которые проводить их финансовую поддержку. Причем, по его мнению, есть схемы, когда это было бы всем сторонам выгодно.

Отдельный разговор о возможности установки счетчиков в рассрочку, через повышение на какой-то период оплаты за коммунальные услуги. Законодательство такую схему предусматривает. Директор «Костанай Су» Игорь Киселев посетовал, что они и рады были бы идти таким путем, но у них нет достаточного количества собственных финансовых ресурсов, чтобы нести дополнительные расходы по приобретению и установке данных приборов. Кредиты, судя по их стоимости, тоже не выход. Ведь в конечном счете, это ляжет бременем на тарифы, потому что других источников восполнения увеличившихся расходов у них нет. В такой же ситуации находится и Костанайская теплоэнергетическая компания. Хотя тепловики все-таки практикуют установку индивидуальных счетчиков в рассрочку. Жильцам они обходятся от трех до четырех тысяч тенге.

Есть ли выход?

Его пытались найти за круглым столом, организованном в конце января костанайским управлением Агентства РК по регулированию естественных монополий. Обсуждая тему энергосбережения, некоторые участники дискуссии, представляющие коммунальную сферу, говорили, что без введения правовых санкций за неустановку приборов учета проблему не решишь. Им оппонировала председатель КСК «Ветеран-36» Людмила ПРУТЯН, пытавшаяся на примере своего кооператива доказать, что с людьми нужно работать, им нужно терпеливо разъяснять все выгоды, которые они получают от установки счетчиков. По ее мнению, эта работа поможет преодолеть экономическую безграмотность, которая сформировалась у наших людей еще во времена уравнительного распределения. Другое дело, что сегодня многие уже имеющиеся правовые нормы, которые должны повышать ответственность людей, до сих пор не работают, и где гарантия, что этот способ даст необходимый эффект в компании по установке приборов учета? Равно как и где сегодня найти столько хорошо подготовленных председателей жилищных кооперативов, способных так работать с жильцами, как это делает Прутян? Очевидно, нужно идти и путем повышения правовой ответственности, и формированием нового экономического сознания у потребителей. Кстати, одно другому не противоречит, а лишь дополняет. Вот только времени это все требует гораздо большего, чем осталось до 1 января будущего года.

Количество установленных приборов учета в городах Костанайской области

Города

Общедомовые приборы учета тепловой энергии

Индивидуальные приборы учета холодной воды

Индивидуальные приборы учета горячей воды

потребность

установлено

потребность

установлено

потребность

установлено

Костанай

960

47

99 162

43 870

60 625

38 382

Рудный

757

1

45 727

23 720

46 548

25 444

Житикара

179

11

10 625

6 536

10 722

6 327

Аркалык

110

2

6 845

2 387

5 992

2 526

Лисаковск

765

8

15 777

11 954

15 216

12 929

Итого:

2771

69

178 136

88 467

139 103

85 60

* на 01.03.2008 года (данные предоставлены управлением по регулированию естестественных монополий).

 

ОПРОС

Что сдерживает установку приборов учета?

Александр МАКЛЮК, начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная»:

- Все упирается в отсутствие финансов. Если по закону обеспечением приборами учета должны заниматься субъекты естественных монополий, то у них должны быть и соответствующие денежные ресурсы. Этого нет. Наоборот - у них образовалась большая дебиторская задолженность. Многие потребители не считают нужным платить за получаемые услуги. В результате, Костанайская теплоэнергетическая компания и «Костанай Су» сегодня вынуждены искать деньги, чтобы закупить газ и трубы. Так мы эту проблему никогда не решим.

Алмат АЙДОСОВ, депутат Костанайского городского маслихата:

- Работая в свое время председателем ПКСК, я пришел к выводу, что главным препятствием, мешающим устанавливать счетчики, является отсутствие денег. Нужно создать систему финансирования (возможно, через льготные кредиты), чтобы снять все разговоры на эту тему. Тогда можно применять и меры принуждения. Второй причиной я бы назвал проблемы технического порядка. Например, для установки общедомового счетчика нужно подготовить коммуникации в подвальном помещении, выделить соответствующее помещение. Для этого тоже нужны деньги, и не каждый жилищный кооператив способен сразу понести такие расходы.

Константин КРЮЧКОВ, председатель КСК «Надежда»:

- Если говорить о недостатке денег, то эта причина есть, но дело в том, что и люди не бедные тоже не хотят устанавливать приборы учета. Они считают, что со временем тарифы так поднимут, что от счетчика не будет никакой выгоды. Для меня главная причина - в техническом состоянии внутридомовых коммуникаций. Когда трубы забиты, устанавливать приборы учета нельзя. А чтобы поменять коммуникации, опять же нужны деньги. У ПКСК их тоже не хватает.

Владимир СПИЦЫН, старший по подъезду (улица Майлина, дом 13)

- Техническая причина немаловажна. Кто станет устанавливать счетчики расхода холодной и горячей воды, если сантехника разрегулирована и, возможно, требует замены? Но есть и такие люди, которые привыкли все откладывать на «потом». Или такие семьи, где прописан один человек, а на самом деле живут пятеро. Им, конечно, невыгодно ставить приборы учета.

Рашид МАХМУТОВ, председатель президиума Костанайской областной коллегии адвокатов:

- Мешает глубоко засевшая в потребителях привычка к безучетному расходу и иждивенческий настрой. Они же порождают и настороженность у некоторых людей, что с установкой в квартире приборов учета к ним придут сервисные службы, у которых теперь появится возможность как-то присутствовать в их личной жизни. Что касается того, чтобы силой закона заставить граждан устанавливать эти приборы, то боюсь, что в таком случае будет создана почва для злоупотреблений. Уже сейчас по поводу установки счетчиков многие люди получают какие-то угрожающего характера извещения. Например, зачем КТЭК «рекомендует» мне «во исполнение закона РК» устанавлить приборы учета, если я их установил несколько лет назад? Такие оповещения только злят людей. То, что сейчас местные ограны власти хитроумно ушли от разъяснительной работы среди населения о выгодности установки приборов, возложив ее на поставщиков коммунальных услуг и ПКСК, - большая ошибка.