Троллейбус - каждому дому
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz
Николай СОЛОВЬЕВ (фото), photo@ng.kz
Легенда очередной «Засады» получилась с ностальгическим оттенком: некая алматинская компания решила возродить троллейбусный транспорт в Костанае. Как любое хорошее начинание, эту идею мы постарались довести до абсурда, предложив горожанам провести дополнительные ветки прямо через жилые дворы. Интересно, что многие костанайцы транспортному ноу-хау были очень рады. Даже несмотря на ожидаемые временные неудобства в связи с их внедрением.
Перепланировка Аль-Фараби
Первую троллейбусную ветку участники проекта начали «проводить» во дворе жилого дома №134 по проспекту Аль-Фараби.
- Вы не могли бы подержать рулетку? - обращаемся к проходящей мимо женщине. - Мы сейчас расстояние от вашего дома до старых сараев измерять будем.
Жительница дома Елена Якубик помочь согласилась, но поинтересовалась - а что же будет строиться в ее дворе. Мы сообщили, что скоро здесь будут ходить тролейбусы.
- А как же они ездить будут? - засомневалась пенсионерка. - Ветки троллейбусной здесь нет, во дворе места мало, да и машины периодически через двор проезжают...
Главный инженер алматинской компании, он же корреспондент «НГ», пояснил: ветку проложим к лету, место расчистим за счет сноса сараев, а перед въездом во двор установим специальный шлагбаум и поставим дорожный знак. Подъехал троллейбус, шлагбаум автоматически поднялся, заехал троллейбус во двор, забрал людей, выехал, шлагбаум опустился. Как будет действовать этот процесс, мы показали женщине на специальной схеме. Елене Якубик наша идея понравилась, но она посчитала, что это дело затратное и поэтому невыполнимое.
- Наша компания - монополист по эксплуатации троллейбусов в Казахстане, - успокоил пенсионерку Виталий. - Денег - куры не клюют. Не переживайте, к лету здесь будут ездить троллейбусы.
Мы поинтересовались, где лучше во дворе расположить остановку.
- Ой, вы ее на окраине нашего двора разместите, - улыбаясь, сообщила Елена Якубик. - Удобно для пенсионеров, проживающих в соседних домах!
Протесты на Тарана
А вот жители многоэтажного дома №168 по улице Тарана планы организовать троллейбусный маршрут через их двор восприняли по-разному. Из пяти человек, стоявших на улице, ярой противницей внедрения технического прогресса оказалась гражданка Горбачева:
- Да не хочу я, чтобы под моими окнами троллейбусы разъезжали. Я живу на первом этаже. Мне тишина и покой нужны. А на остановке будет всякая шпана ошиваться, курить, пить. Нет, я категорически против троллейбусов.
Проходивший мимо мужчина с интересом наблюдал, как организаторы «Засады» при помощи студента Руслана измеряют расстояние от тополя до теплотрассы.
- Ребята, трубы ремонтировать будете? - поинтересовался пенсионер.
- Нет, дедушка, троллейбусную ветку через ваш двор тянуть будем! - ошарашили мы его.
Мужчина стал разъяснять, что в столь сложном процессе должны принимать участие архитекторы и инженеры. К тому же троллейбус просто не сможет во дворе развернуться. Мы сообщили, что разрешение архитектуры уже получили, дорожники тоже «за», а троллейбусы у нас специальные - компактные, партию в Европе заказали. Так что дело за малым: спилить тополя и заасфальтировать спортивную площадку.
- Только поле футбольное не трогайте, - вмешался в разговор наш помощник Руслан. - А так - я согласен, чтобы через наш двор троллейбусы ходили. Для семисот жильцов это очень удобно. Самое главное, чтобы льготы на проезд для студентов были.
Пенсионер тоже оценил преимущества нового проекта, но вновь подчеркнул, что решать такие вопросы должны исключительно специалисты. И лишь гражданка Горбачева продолжала возмущенно махать руками. Женщина говорила проходившим мимо людям, что скоро через их двор будут ходить троллейбусы. Люди высказывали свои предположения по поводу движения общественного транспорта через жилую зону. Удивительно, но никто из них нашу идею абсурдной не посчитал.
Ветка вместо тополей
- Как это вы троллейбус на улицу Дощанова пустите? Через жилой дом что ли? - поинтересовалась у нас жительница дома №102 по улице Чехова Сауле Габдрашевна.
Мы попытались объяснить, что ветка пройдет в 100 метрах от жилого дома. Тогда Сауле Габдрашевна посоветовала пустить ее наискось, в обход другого жилого дома. Правда, пару тополей спилить придется, зато теплотрассу не надо будет переносить. Женщина посоветовала разместить троллейбусную остановку ближе к центру двора, так как такое расположение удобно для жильцов соседних многоэтажек.
- Только перед тем как ветку прокладывать, уберите вы эти ступеньки, которые построили сотрудники магазина «Далель», - вмешалась в разговор проходившая мимо гражданка Левченко, - они обледенели и теперь по ним во двор спускаться невозможно. Куда только не жаловались - без толку. У меня пенсия небольшая, поэтому приходится часто ходить пешком. Чтобы доехать до улицы Дощанова, нужно идти на другую остановку. А если будет через двор напрямую ездить троллейбус и цена в нем за проезд пенсионерам будет 15 тенге, то я буду пользоваться только вашими услугами.
Общее дело требует жертв
Из всех опрошенных нами горожан лишь только одна женщина поставила под сомнение всю нашу акцию и заявила: быть такого не может, чтобы через жилые дворы ездили троллейбусы.
- А вы остановку «1 апреля» назовите. Хорошее название для вашего розыгрыша, - улыбнулась Маргарита Николаевна.
Задумывая очередную «Засаду», мы хотели проверить - на что готовы пойти люди ради собственного удобства. Честно говоря, мы думали, что подавляющее большинство костанайцев не одобрит идею движения общественного транспорта через детские площадки и зеленые аллеи. Но горожане, активно протестующие против застройки их дворов и незаконных автостоянок возле подъездов, на этот раз были готовы на жертвы ради общего дела. Более того, ни один из опрошенных не спросил у нас специального разрешения, проектно-сметной документации на проводку троллейбусной линии и даже документов, удостоверяющих личность.
Фото из архива «НГ»
Материалы номера