Как рождается театральная кукла?
Елена ПИКЕЛЬНАЯ
«НГ» познакомилась с людьми, которые создают игрушечных персонажей
Уже 33 года театр кукол радует детей интересными спектаклями. Этот театр отличается от драматического тем, что между актером и зрителем есть еще одно звено - кукла. Хоть и управляется она актером, и говорит его голосом, но все же наделена своим характером.
Александра Кравцова показывает, как бережно хранятся все куклы театра
Как рождаются куклы, которых мы видим в руках актеров? Все начинается с замысла режиссера. Главный художник театра его визаулизирует. Как будет выглядеть сцена, все детали интерьера сказки, каким будет цветовое и атмосферное наполнение - все это изначально зависит от главного художника.
А надо же еще и каждую куклу придумать и продумать. И тут не обойтись без еще одного генератора творческих идей - художника-постановщика. Это правая рука и первый помощник главного художника.
Главный художник театра Александра КРАВЦОВА и художник-постановщик Галина АККАВА демонстрируют свои богатства - стеллаж на всю стену, все полки которого плотно уставлены коробками. На коробках надписи: «велюр+бархат», «капрон», «кожа разная», «поролон», «красное», «клетка», «горошек» и прочие. Это коробки с материалами, идущими на изготовление кукол и кукольной одежды.
В руках у Александры Кравцовой эскиз нового спекталя "Старик и море", выполненные алматинской художницей
- Тут чего только нет, - улыбается Александра Кравцова, - многое приносим из дома. Потому что сейчас нет возможности закупать именно то, что нужно, мы ограничены тендерами, которые способны задушить любую идею. А благодаря нашим ценным домашним кусочкам, можно такую красоту сделать, что никто и не поверит.
Вот они - несметные сокровища художественного цеха
В основном в спектаклях костанайского театра кукол используются тростевые и планшетные куклы.
Для тростевой куклы по эскизам из пластилина вылепливается голова. Потом с пластилиновой головы делается гипсовый слепок, изготавливается форма-опока, в которую выкладывается масса папье-маше. Вернее, таких опок две: затылочная и лицевая части головы. Когда половинки из папье-маше высохнут, их извлекают из опоки и склеивают вместе, шов тщательно зашлифовывается, покрывается алинексом, полируется, выглаживается, расписывается акриловыми красками.
Учитывая время на просушку деталей после каждой операции, уходит на изготовление головы в среднем две недели. Руки вытачиваются из жесткого пенопласта и для крепости покрываются несколькими слоями клея перед покраской. Всей этой кропотливой художественной работой занимается бутафор-декоратор Любовь ЛИПИНСКАЯ.
Над каждой кукольной головой Любовь Липинская работает в среднем две недели
Голова и руки куклы готовы, что происходит дальше?
Тростевые куклы по сравнению с планшетными или перчаточными более сложные. Это целая инженерная система. Как позвоночник у живого человека, у куклы есть главная ось тела - гапит - трость с плечиками. К гапиту крепятся руки и голова. Руки имеют шарнирные сочленения, поэтому подвижны в локтях и послушны кукловодам. Движения куклам дарят конструкторы-декораторы Александр МАМОНТОВ и Сергей ЖУРАВЛЕВ. Их мастерская - царство всевозможных метизов, материалов, инструментов. И бог знает чего еще, что может пригодиться.
Конструкторы-декораторы дарят куклам движение
- Нам приходится и настоящим хирургическим инструментарием иногда действовать, - демонстрирует целый пучок хирургических зажимов Александр Мамонтов. - Когда делаем трепанацию кукольного черепа, это самое удобное, что можно придумать.
Да, вот такая последовательность. Сначала бутафор-декоратор долго трудится над тем, чтобы голова персонажа была идеальна, а тут с ней так жестко поступают. Но это необходимая операция. Внутри головы надо протянуть нити, благодаря которым артист может одним движением пальца заставить куклу открывать глаза или рот, двигать головой. А руки управляются при помощи тростей, как и всю долгую историю существования тростевых кукол. И все в этой кукольной инженерии должно быть выверено до миллиметра, должно работать легко и безотказно, ведь внезапный паралич персонажа очень огорчит маленьких зрителей.
- Все технологии классические, но все равно иногда приходится что-то новое привносить, - делится Сергей Журавлев. - Эта работа на всех этапах творческая. Нам как-то сказали, что мы делаем сказку. Выходит, сказку без смекалки не сделаешь.
Когда вся анатомия куклы завершена, оживленная кукла возвращается в цех, где ее облик завершают с помощью облачения.
Конструирует, кроит и шьет кукольную одежку (как и одежду актеров) мастер-закройщик Татьяна ЗАРИПОВА.
Красиво одеты куклы благодаря мастерству Татьяны Зариповой
- Работаю здесь пять лет, помню, как волновалась, когда шила платьице для обезьянки - первого персонажа, которого одевала, - рассказывает Татьяна Зарипова. - И до сих пор переживаю за результат, с каждым новым спектаклем. До театра работала в массовом швейном производстве, есть с чем сравнивать. В театре пять лет пролетели как одно мгновение, ни на что эту работу не променяю. Здесь интересно каждый день.
Помогает мастеру-закройщику одеть кукол декоратор Людмила КРИВОСПИЦКАЯ. Часть оформления одежды лежит на ней, зачастую делается вручную, как в настоящих вещах от-кутюр, в которых блистают топ-модели на мировых подиумах. Мелкие детали требуют тонкого подхода, поэтому здесь требуется человек не только талантливый, но и усидчивый, и усердный.
Тесьма на халате этого персонажа пришита вручную, халат от-кутюр
Вот такой путь проходит кукла от своего рождения до встречи со зрителем. Каждый персонаж кукольного театра рождается благодаря талантам и умениям семи человек, вдыхающих в него жизнь.
Фото Ксении РЕБИК
Материалы номера