Нашествие рекламных истуканов
Евгений ШИБАРШИН
Станет ли больше порядка с наружной рекламой после принятия правил?
13 декабря на очередной сессии Костанайского областного маслихата планируется принять правила размещения наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах и за их пределами, а также вдоль автомобильных дорог Костанайской области. Поможет ли этот документ упорядочить размещение рекламных объектов, чтобы они давали населению полезную информацию, не причиняя жизненных неудобств? Или это будет ничего не добавляющий дубликат республиканских нормативно-правовых актов?
Световой экран у Дома Дружбы стал предметом конфликта акимата и рекламодержателя
От каменных столбов к билбордам
По поводу «жизненных неудобств» пишу без всяких натяжек. Казалось, все уже привыкли к железобетонным истуканам на городских улицах, предлагающим «на выгодных условиях» товары и услуги. Но, судя по сообщениям в редакцию, людей раздражают эти истуканы, перегородившие тротуар, рекламная иллюминация, не дающая заснуть. Да и отдельные здания, сплошняком завешанные аляповатыми вывесками, тоже не вызывают эстетического восторга.
Вполне возможно, что эти жалобы исходят от горожан, не имеющих финансовых возможностей воспользоваться всеми радостями, которые предлагают симпатичные молодые люди на красочных плакатах. В советское время с этим было пожиже, но и тогда кого-то раздражали могучие красавцы в рабочих спецовках, утверждавшие: «Народ и партия - едины».
Фасады некоторых зданий в Костанае превратились в набор вывесок
Однако мы дружно переехали из идеологически зарегулированной эпохи в рыночные времена, наполненные товарным разгулом, и с этим нужно считаться. Нравится это кому-то или нет, но реклама существует уже тысячелетия. Историки утверждают, что реклама появилась вместе с письменностью. Якобы во времена раскопок древнеегипетского города Мемфиса был обнаружен каменный столб с высеченной надписью: «Я Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». А на античных улицах были граффити, рекламирующие зрелища. Например, такого типа: «20 пар гладиаторов будут сражаться в Помпеях за 6, 5, 4, 3 дня и накануне апрельских ид, а также будет представлена охота по всем правилам и будет натянут навес». Предлагались и банные услуги: «На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги».
С тех пор по рельсам времени прошел не один товарняк, набор предлагаемых услуг и предметов потребления заметно расширился, однако желание их производителей через все щели проникнуть в мозги людей осталось таким же назойливым. Разве что каменные столбы сменились на огромные билборды и световые экраны, с которых забота о каждом человеке, мимо них проходящем, изливается теперь с максимальной технологической силой.
Правовые документы, принимаемые государственными органами, призваны так регулировать эту сферу, чтобы, с одной стороны, дать возможность производителям товаров и услуг донести до потребителей максимальную информацию о преимуществах их продукции, а с другой - защитить своих граждан от чрезмерности усилий рекламодержателей. В тексте проекта правил о порядке и условиях размещения наружной (визуальной) рекламы в Костанайской области, опубликованном на сайте областного маслихата, регламентирована лишь малая часть этой сферы. Например, судить о соблюдении технической безопасности размещения рекламных объектов, которая легко поддается контролю, по этому документу невозможно. В Казахстане эта часть детально прописана в стандарте СТ РК 1633-2015, который утвержден приказом председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК от 24 ноября 2015 года.
Такого рода документы широкой публике малоинтересны, но если все-таки в него заглянуть, то можно обнаружить массу интересных вещей. Например, среди требований по размещению наружной рекламы в населенных пунктах записано, что они не должны размещаться (далее по тексту стандарта):
- ближе 25 метров от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 50 метров;
- в пределах треугольника видимости «транспорт - транспорт», «транспорт - пешеход» на пешеходных перекрестках и перекрестках, выездах с прилегающих территорий;
- справа и слева от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 метров от края проезжей части (бордюрного камня) до ближайшего края средства наружной рекламы.
Стандарты не соблюдаются
Мы попытались посмотреть, как эти требования соблюдаются в Костанае. Выбрали один из самых насыщенных наружной рекламой участков в городе - ул. Алтынсарина от пересечения с ул. Победы (возле зеленого рынка) до перекрестка с ул. Гоголя.
Возле рынка сразу же бросилась в глаза огромная рекламная установка на тротуаре возле светофора. Люди к ней, очевидно, уже привыкли и аккуратно обходили, торопясь перейти на другую сторону улицы или к рядом расположенной автобусной остановке. Понаблюдали несколько минут - хоть кто-нибудь посмотрит, что там рекламируют? Спешу разочаровать тамошнего рекламодателя - ни один человек не поднял голову, чтобы вглядеться в изображенную на билборде картинку. Разве что кто-то с противоположной стороны в ожидании зеленого света светофора обратил на нее внимание. Хотя было ли ему дело до рекламы, когда спешил перейти улицу?
Рекламная установка возле зеленого рынка мешает проходу пешеходов
Нечто подобное увидели и на перекрестке улиц Алтынсарина и Тауелсиздик. Огромная металлическая конструкция стоит так, что трактору при очистке тротуара от снега пришлось ее объезжать. Представляю, сколько приятных слов тракторист высказал в адрес рекламщиков, заставивших его маневрировать между рекламной установкой и углом ближайшего дома. Если вообще посмотреть с этой точки на перспективу улицы в сторону рынка, то увидишь причудливое сочетание многоцветия товарных предложений с золотом куполов Константино-Еленинского собора. Но это уже из области эстетического восприятия, имеющего к нашей теме скорее косвенное отношение.
Банер на углу ул. Тауелсиздик — Алтынсарина мешает чистить от снега тротуар
На мою просьбу прокомментировать, как требования стандарта СТ РК 1633-2015 соблюдаются в Костанае, руководитель отдела архитектуры и градостроительства акимата Костаная Андрей ФИНК признал, что многие рекламные объекты возле дорог установлены с нарушением.
- Минимальное расстояние от рекламного объекта до края дороги должно быть 5 метров, но такое расстояние в Костанае соблюдается лишь в считанных случаях, - оценил ситуацию главный архитектор областного центра. - Рекламные билборды в Костанае начали ставить еще в 2004 году. Уже тогда был стандарт, который от сегодняшнего почти не отличался, однако рекламодержатели не придерживались прописанных там требований. С 1 января 2021 года эти стандарты становятся обязательными, поэтому в оставшийся период все отклонения нужно будет ликвидировать.
Ответ на вопрос, почему требования стандарта до сих пор не соблюдались, Финк не дал. Эту должность он занимает сравнительно недавно, а обсуждать работу своих предшественников счел некорректным.
Налог за наружную рекламу взимается с размера ее площади. В 2019 году плата увеличена.
Ситуация в какой-то мере разъяснилась с неожиданной стороны. Раньше за поддержкой в редакцию «НГ» обращался директор ТОО «Корпорация SANA» Есен КУАНЫШПАЕВ. Его офис находится в Рудном, а в Костанае для размещения рекламы он установил большой световой экран на перекрестке пр. Аль-Фараби и ул. Алтынсарина. В мае 2018 года ему позвонил один из заместителей акима Костаная и предложил эту установку демонтировать под предлогом ожидаемого приезда премьер-министра. Дескать, маршрут движения высокого гостя будет проходить под этим громоздким экраном, поэтому охрана главы правительства в интересах безопасности требует его убрать.
Предприниматель предложил демонтировать экран только на время визита, а затем вернуть на место. С чем в акимате категорически не согласились - экран предлагалось убрать навсегда. В противном случае его демонтируют волевым способом. При попытке выяснить, насколько это требование правомерно, замакима сослался на указание акима области.
- Экран мы все-таки не убрали, все обошлось, но после этого мне сказали, что, когда кончится срок действия разрешения на эту установку и на аренду земельного участка, нам их продлевать не будут, - вспоминает Куанышпаев. - В феврале 2019 года срок разрешения вышел, но нам его все-таки продлили. Временная аренда земельного участка заканчивалась в марте 2019-го, мы заранее подали документы в отдел земельных отношений акимата Костаная на ее продление, и нам отказали, сославшись на рекомендацию отдела архитектуры и градостроительства. Мы обратились второй раз, нам опять отказали. На мой взгляд, по надуманным предлогам.
Директор ТОО «Корпорация SANA» показал мне письменный ответ, подписанный и. о. руководителя отдела земельных отношений акимата Костаная Динарой Турсунбаевой. В нем делается ссылка на письмо отдела архитектуры и градостроительства с изложением общих технических требований и правил по размещению наружной рекламы согласно стандарта СТ РК 1633-2015, а также СТ РК 3.01-101-2013 «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских населенных пунктов» и вывод о несоответствии размещения данной рекламной конструкции «требованиям вышеуказанных государственных нормативов».
Есен Куанышпаев считает: при оценке соблюдения стандартов в данном случае не учитывается, что эта установка смонтирована в пешеходной зоне. Но есть еще одно очень важное обстоятельство, подтолкнувшее обратиться к этому примеру.
Добровольно - обязательно
Дело в том, что директор ТОО «Корпорация SANA» еще в начале 2014 года обратился в Комитет технического регулирования и метрологии» за разъяснением относительно применения действовавшего тогда стандарта СТ РК 1633-2007 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских населенных пунктов». В полученном ответе требования данного стандарта отнесены к категории добровольных и четко формулируются: «Таким образом, применение национального стандарта СТ РК 1633-2007 не является обязательным и по нему не предусмотрена выдача экспертного заключения государственным органом».
Рекламу на автомобиле разрешено размещать без уведомления акимата
Но с принятием в январе 2019 года поправок в законодательные акты, регулирующие рекламную сферу, с учетом действия нового стандарта СТ РК 1633-2015 Есен Куанышпаев с той же просьбой обратился в департамент Комитета технического регулирования и метрологии МИИР РК по Костанайской области. 18 ноября 2019 года ему сообщили, что, в соответствии с Законом РК «О стандартизации», применение СТ РК 1633-2015 «не является обязательным и по нему не предусмотрена выдача экспертного заключения государственным органом».
Правда, и в первом, и во втором случае в ответах делается оговорка, что если субъект национальной системы стандартизации (в нашем случае - «Компания SANA») в добровольном порядке заявит о соответствии объекта стандартизации (в нашем случае - данного рекламного светового экрана) документу стандартизации (СТ РК 1633-2015) и если этот документ используется в документации по эксплуатации этого объекта или объект сертифицирован с использованием ссылки на этот документ стандартизации, то его требования для компании в данном случае являются обязательными.
Мне не очень понятен смысл этой правовой «загогулины», однако привести эту формулу считаю необходимым по очень важной причине. В названном перетекании «добровольного» и «обязательного» Есен Куанышпаев усматривает правовую коллизию, которая дает лазейку для волевых решений по поводу запретов на размещение рекламных объектов.
- Я не против того, чтобы местная власть по соображениям градостроительства, безопасности граждан регулировала эту сферу, - считает предприниматель. - Но тогда эти правила должны быть достаточно четкими и обоснованными, чтобы вопросы размещения рекламы не решались на основе каких-то личных интересов акима.
Получается так, что даже при наличии разрешительной системы установки наружной рекламы ее техническое исполнение делалось на «добровольной» основе, но если местная власть пыталась вмешиваться в этот процесс, то нередко за этим могли стоять чьи-то субъективные интересы. Все это порядка на улицах не добавляло, что и рождало жалобы горожан. В 2019 году перешли на уведомительный порядок размещения рекламы. Улучшится ли ситуация? Автоматически - нет. Нужны четко работающие правовые механизмы. Возможно, с учетом местной специфики.
К сожалению, в проекте правил размещения наружной рекламы, которые рассмотрят на сессии областного маслихата 13 декабря, такой механизм не просматривается. Они включают 22 пункта и 18 подпунктов, которые один в один повторяют аналогичный документ, принятый на республиканском уровне приказом министра национальной экономики 13 мая 2019 года. Что и превращает рассмотрение этого документа депутатами маслихата в чистую формальность. Понятно, что делается это на основании статьи 17-2 закона «О рекламе». Но ведь не зря же законодательство дает право местным властям вносить в правила какие-то свои территориальные особенности.
Реклама на Алтынсарина ориентирована на тех, кто в автомобилях
Например, тот же Куанышпаев считает, что требования национального стандарта на перекрестках таких небольших городов, как Костанай, невыполнимы. Расстояния, которые приводят в регулирующем документе, рассчитаны на города-миллионники, где и дороги, и тротуары имеют большую ширину.
В этой связи невольно напрашивается вывод, что меры, предусмотренные поправками в закон «О рекламе», принятыми в январе 2019 года, целенаправленно ориентированы на сужение масштабов наружной рекламы. Этому способствует введение более жестких ограничений технического порядка, увеличение размеров налога с рекламы. Так что некоторым рекламодержателям и рекламодателям пришла пора проанализировать реальную эффективность затрат на наружную рекламу. Многие уже ушли в социальные сети, которые обходятся дешевле и дают больший охват потенциальных потребителей. Но это уже тема для бизнеса, а не для широкой читательской аудитории «НГ». Для потребителей, среди которых обладателей мобильного выхода в Интернет становится все больше, уход рекламодателей в виртуальное пространство только уменьшит опасность наталкиваться на расплодившихся тротуарных истуканов.
Фото Ксении РЕБИК
Материалы номера