Права есть, но нужна поддержка
Евгений ШИБАРШИН
Что показал опыт самостоятельных бюджетов в сельских округах
Два года назад 45 сельских округов Костанайской области получили право иметь свой бюджет. Одна часть его по-прежнему формировалась траншами в виде субвенций из вышестоящих бюджетов, другая - поступлениями от местных налогов. Главная цель этого новшества - предоставить право местному сообществу самому распоряжаться полученными средствами для обустройства жизни в своих поселках. Насколько оправдались эти ожидания? Ведь с 1 января 2020 года такую возможность получат все сельские округа.
Мечта сбылась
Когда в Казахстане запускался пилотный проект четырехуровневой бюджетной системы, корреспонденты «НГ» побывали в двух селах Костанайского района, получивших самостоятельные бюджеты. По замыслу правительства, новую модель решили обкатать вначале в сельских округах с населением более 2 000 человек. Возможно, по той причине, что в них больше простора для формирования бюджета из собственных источников. Равно как и собственных проблем, на решение которых эти деньги можно расходовать. Таких сел в Костанайском районе оказалось 11. Для ознакомления мы выбрали Садчиковский и Жамбыльский сельские округа. После чего появилась статья «Распределительное самоуправление» («НГ», 18.01.2018).
Для строительства водопровода средств бюджета Садчиковского сельского округа не хватит. Деньги выделят из республиканского бюджета / Фото из архива «НГ»
По прошествии двух лет мы решили посмотреть на результаты эксперимента. Выбрали уже знакомый Садчиковский округ, с населением около 4 000, и Озерное. Второй поселок вызвал интерес в связи с тем, что со следующего года свои бюджеты начнут формировать малые села, поэтому нужно было посмотреть, как с этим справляются в Озерном округе, где в трех селах живет чуть больше 2 000 человек.
А теперь напомню о сути новшества, которое получило официальное название «четвертый уровень бюджета». Он предполагает получение акимами сельских округов права формировать доходную и расходную части бюджета и самостоятельно распоряжаться этими деньгами.
Аким Садчиковского сельского округа Сактаган БАЙМАНОВ в этой должности работает уже 20 лет. Когда два года назад мы его спросили об отношении к полученным правам, он сказал, что раньше об этом мог только мечтать.
- Мы были как бы командированными районными акимами, - вспоминал Байманов. - Ни своего бюджета, ни бухгалтерии. Даже бензин для поездок получали через районную бухгалтерию. Тогда никаких статей расходов, кроме заработной платы, не было.
Своя бухгалтерия у них появилась только в 2005 году, средства на содержание сел начали планировать в районном бюджете. Тогда в год тратили около 9 млн тенге, а к 2017 году сумма расходов выросла до 13 млн.
Напряжение в какой-то мере снимала помощь местных предпринимателей.
С обретением бюджетной самостоятельности финансовые возможности акимата в 2019 году выросли до 19 990 000 тенге. Это по плану. Фактически образовался еще небольшой «жирок» в 1,6 млн. Как раз на основе того, что индивидуальный подоходный налог по доходам, подлежащим налогообложению, начал поступать в сельскую казну.
- Его платят предприниматели с доходов, полученных от разовых услуг, - пояснил Байманов. - Мы не можем их планировать при составлении бюджета, потому что сегодня эти услуги оказывают, а завтра - нет.
На собрании местного сообщества (это собрание из 14 человек) деньги решили оставить на следующий год. Такое право у них теперь есть.
Председатель собрания Тамара КИСЕЛЕВА сообщила, что деньги решили пустить на окончание работ по освещению сел Садчиковка и Константиновка, входящих в этот округ.
Тамара Киселева: «Бухгалтер лучше понимает в цифрах, но и мы не дураки» / Фото Евгения ШИБАРШИНА
Аналогичный доход, кстати, был получен и в прошлом году. Тогда 1,9 млн тенге тоже перенесли на следующий год и в марте 2019-го решением собрания нашли им применение.
«Мы выбрали наименьшую цифру»
Интересно было узнать, как на практике идет составление проекта бюджета. Если главной целью новой системы было вовлечение местного сообщества в бюджетный процесс, то как это делается в реальности? Как и где жители решают, на что тратить деньги? Как контролируют законность их использования? Какие у них рычаги воздействия на аппарат акима села?
Инфографика Эдуарда ВОЛКОВА
Нужно быть наивным человеком, чтобы не понимать, кто в этом механизме играет первую скрипку. Кто-то же должен готовить расчеты по финплану, и делает это, конечно, аппарат сельского акима. Правда, распределять ему приходится не так уж и много. Из почти 20 млн бюджета большая часть приходится на содержание аппарата акима. Эти деньги идут на зарплату специалистов, накладные расходы, коммунальные и прочие услуги. Если учесть, что в бюджете 2019 года Садчиковка получила около 11 млн тенге субвенций, то можно считать, что большую часть расходов по аппарату акима государство взяло на себя.
Однако и оставшуюся часть бюджета нужно распределить так, чтобы от жителей получить меньше нареканий. Это не город. В деревне в кабинет к местному начальству входят запросто. А могут и на улице встретить и сказать пару ласковых. Как подобные ситуации «разруливаются» сейчас, доходчиво объяснила Тамара Киселева:
- Например, жители говорят, что дороги не делаются. Одно дело, когда аким им отвечает. Другое - если 7-8 человек, которые входят в собрание местного сообщества, объяснят, что при существующей стоимости ямочного ремонта мы на выделенные 652 000 тенге улицу все равно не отремонтируем.
Сактаган Байманов пояснил мне, что деньги планировались на зимнюю очистку дорог. Выручило местное ТОО, которое взяло эту работу на себя. Сэкономленные средства решили использовать на санитарные нужды, большая часть из которых ушла на буртование полигона твердых бытовых отходов (ТБО).
- Ямочный ремонт действительно оказался очень дорогим, поэтому вместо асфальта пришлось использовать песок и щебень, - добавил аким.
Тут нужно заметить одну очень важную деталь. Расходы на буртование свалки можно было бы запланировать заранее, но случилось так, что эта проблема на сельский акимат свалилась чуть ли в прямом смысле с неба. Раньше все полигоны ТБО в селах обслуживало ГКП «Горизонт», расположенное в райцентре. Но его передали под приватизацию, новые хозяева отказались от этих полигонов. Вновь созданному ТОО они давали только убытки.
Экологи для обнаружения несанкционированных свалок сейчас пользуются услугами космической съемки, которые дают точные координаты. В результате чего пользование «бесхозными» полигонами оказалось под угрозой штрафа. Отвечают за это местные органы исполнительной власти.
- Сложилась такая ситуация, что жители наших сел свои отходы должны везти на полигон в Затобольске, - пояснил Байманов. - Это очень дорого, поэтому весь мусор продолжают вывозить на местную свалку. Для поддержания там санитарных норм все расходы нашем акимату пришлось взять на себя.
Тут-то и сработали полученные права самостоятельно распоряжаться своим бюджетом. Решением местного сообщества деньги, запланированные на дороги, отправили на наведение порядка на свалке. Кардинально проблему обслуживания полигона они не решили, но это уже другая история.
Еще на стадии обсуждения идеи наделения сел своим бюджетом некоторые эксперты высказывали опасения, что из-за отсутствия там подготовленных специалистов возможны неэффективные траты и даже коррупционные проявления. Байманов не согласен.
- Мы не имеем дела с наличными деньгами, - пояснил аким.
Что касается эффективности затрат, он привел пример, как они искали подрядчика для работ по освещению поселка. К уже установленным 85 светильникам нужно было добавить еще 14. Когда начали искать подрядчика по ценовым предложениям, то нашлось три претендента. Один просил 2 млн, другой - 1,7 млн, третий - 1,566 млн. Выбирать стали собранием местного сообщества.
- Бухгалтер акимата, конечно, лучше понимает в этих цифрах, но и мы не такие уж дураки, чтобы не догадаться, кого выбрать, - рассказывает председатель собрания местного сообщества Тамара Киселева. - Понятно, что мы выбрали наименьшую цифру. Плюс рассмотрели и другой вопрос - качество. Все это запротоколировали, расписались о своем согласии. Если у кого-то из жителей возникнут вопросы, каждый из нас может объяснить, куда пошли эти деньги.
Налоги под местным контролем
В Озерном сельском округе работает та же система. Аким Азат БЕРМУХАМЕДОВ рассказал, что собрание местного сообщества у них создано из 18 человек. Формировали его поэтапно. В округ входят три села, поэтому вначале там провели сходы, где выбрали депутатов на общий сход. Там и определились с составом собрания всего сообщества.
- В него вошли работники негосударственных структур, - уточнил аким Озерного. - В основном это представители ТОО и крестьянских хозяйств, есть и самозанятые.
Основную долю доходов бюджета Озерного сельского округа дает налог на транспорт / Фото Е. ШИБАРШИНА
Население в округе хотя и меньше, чем в Садчиковке, но бюджет меньше лишь на 1,3 млн. Правда, доля расходов на аппарат акима почти такая же. Но субвенций они получают больше - около 15 млн тенге.
- Размер субвенций определяют в акимате района, после того как мы предлагаем свои расчеты по необходимым затратам и ожидаемым налоговым и неналоговым поступлениям, - пояснил Бермухамедов. - Бюджет сельского округа мы принимаем собранием местного сообщества, после чего протокол направляем в маслихат района, который утверждает наш бюджет на сессии.
На вопрос, как сообщество участвует в подготовке проекта бюджета, член собрания местного сообщества Любовь СЛОНИМСКАЯ сообщила, что какой-то специальной работы не проводится.
- Обычно люди, когда возникают проблемы, приходят в акимат и сообщают об этом, - говорит Слонимская. - Например, многие говорили о необходимости построить в поселке автобусную остановку. Деньги выделили, остановку сделали. Мы считаем, что в акимате лучше знают о всех проблемах в наших селах. Нам на собрании при рассмотрении проекта бюджета дают все цифры, объясняют, почему они выделены на разные цели, а потом решаем, соглашаться или нет.
Азат Бермухамедов вспомнил, как к нему обратилась жительница села с просьбой установить на их улице «лежачего полицейского».
- Там действительно много детей живет, после недавнего ремонта дороги водители там скорость не сбавляют, - добавил аким. - Такие жалобы высказали и другие жители, поэтому мы пошли навстречу.
Жители сельских округов приходят в акимат, чтобы напомнить о своих проблемах / Фото акимата Озерного с/o
Возможностей увеличить бюджет за счет роста сбора налогов негусто, считает Бермухамедов. В 2019 году из 3,9 млн налоговых поступлений доля налогов за транспортные средства составила 2,8 млн тенге. Контроль за уплатой налогов акимат ведет через систему «Парус», информация о поступлениях на счет акимата сельского округа дается ежедневно. А вот инструмента влияния на недобросовестных налогоплательщиков у сельского акима нет. Разве что вручение уведомления о долге.
Аким Озерного привел обратный пример. Некоторые владельцы автомобилей продали свои машины и купили другие, но в России. Где и зарегистрировали. Теперь их налоги идут в другую казну. Таких примеров немного, существенного влияния на доходную часть бюджета села они не оказывают, зато иллюстрируют неблагоприятные факторы, которые могут появиться с неожиданной стороны. Хотя бюджетный потенциал в основном зависит от общего объема налогооблагаемой базы. Что будет иметь решающее значение для остальных сел, которые начнут формировать свои бюджеты с 1 января 2020 года.
В Озерном хотя и живет чуть больше 2 000 человек, но, судя по объему собираемых налогов на имущество, большинство из них относительно обеспеченные. Там крупное ТОО «Им. Карла Маркса», 20 крестьянских хозяйств, 9 магазинов, есть ИП, которые занимаются перевозками, отсюда и налоги. В Садчиковке тоже 25 хозяйствующих субъектов, среди которых крупное ТОО «Садчиковское». Село отнесено к категории опорных, поэтому его без проблем включают в различные госпрограммы по развитию села.
Например, два года назад главной проблемой там было ограниченное количество местных источников питьевой воды. Для решения этого требовалось строительство централизованного водопровода. Но только его проектирование стоило около 20 млн тенге. Где уж тут потянуть такие расходы сельскому бюджету. По информации акима Садчиковского сельского округа Сактагана Байманова, вопрос о строительстве водопровода решен. Проект составлен, прошел техническую экспертизу, очередь - за строительством. Все это благодаря финансовой поддержке вышестоящих бюджетов.
Аналогичная проблема есть и в Озерном. Там жители давно уже ждут природный газ. Строительство газопровода тоже под силу только бюджетам области или республики. Сейчас есть несколько госпрограмм по развитию сел, поэтому с созданием четвертого уровня бюджетирования решена еще одна важная проблема организационного характера. Сравнительно мелкие вопросы отданы на откуп казне сельских округов, крупные проекты - вышестоящим бюджетам.
Что касается небольших сел, которые подключаются к этой системе, то среди них немало таких, которые в этих условиях, скорее всего, получат минимальные условия для существования. Во что это выльется, покажет время.
Материалы номера