Как свое правильно соединить с общим

Евгений ШИБАРШИН

В Костанае открыли банковский счет для взносов на содержание одного дома

Проект закона с изменениями жилищного законодательства, которые предполагают упразднение ПКСК, в Парламенте РК рассматривается еще с июня. После принятия законопроекта в мажилисе депутаты сената в середине октября внесли в него свои дополнения и отправили их для согласования с мажилисменами. В Костанае не стали ждать окончательного решения, и уже есть пример, когда жильцы перешли к обслуживанию своего общедомового имущества по новой системе. Об этом «НГ» рассказал управляющий этим домом Евгений ПРИТУЛА.

 Один дом содержать проще

- Евгений Анатольевич, сколько ПКСК существуют, столько их критикуют. Но при всех недостатках они хоть как-то поддерживали жилищный фонд в рабочем состоянии. Не получится ли так, что с их ликвидацией какое-то время дома вообще никто не будет обслуживать?

- Я так не думаю. Изменения в жилищном законодательстве направлены на устранение главной болезни - равнодушного отношения жителей к своему дому. Все нормально работающие люди стремятся содержать в хорошем состоянии свою квартиру, но почему так же не заботятся о подъездах, подвалах, крыше? Потому что тарифы вырабатываются на конференциях, которые проводят ПКСК. Туда в основном ходят те, кого в правлении ПКСК знают, с которыми легче решать любые вопросы. А если взносы жильцов пойдут не в общий котел ПКСК, а будут зачислены на отдельный счет их дома? Тогда люди сами просчитают, сколько платить за квадратный метр квартиры, чтобы содержать весь дом. В Костанае, например, есть средний тариф ПКСК по городу - 40 тенге, но я знаю дома, где платят по 60 тенге. Хотя они новые. А если хорошо посчитать, нужно ли столько? В Интернете опубликованы официальные расчеты в процентах от тарифа по каждому виду необходимых затрат. В ПКСК об этой диаграмме либо не знают, либо не доводят ее до жителей и не хотят использовать. Там все расписано, что в доме надо делать.

 

Евгений Притула: «Когда у дома свой счет в банке, жильцы невольно вовлекаются в содержание общедомового имущества»

- Возможно, эта схема слишком усредненная? Мне кажется, от практики повышения тарифов без достаточных оснований ПКСК уже отошли. Да и учет доходов и расходов ведется по каждому дому отдельно.

- В той диаграмме в процентном отношении подсчитано, сколько средств должно тратиться на зарплату работникам ПКСК, сколько на покупку расходных материалов. Если в каком-то кооперативе достаточен тариф в 40 тенге, в другом может быть 45 и даже 60. Поэтому я считаю, что каждый дом должен иметь свой счет в банке. Когда он открыт и кто-то его ведет, тогда у жителей появляются вопросы: сколько на счету денег и как мы их тратим. Когда в ПКСК 20-30 домов, это отследить трудно. В них могут жить 10 000 человек, как кассиру ПКСК всем ответить на эти вопросы? Когда один дом, один счет, это сделать проще.

Я, как старший по дому, писал в ПКСК письмо с просьбой дать такую информацию. Об этом же меня просили и из других домов. Конкретного ответа не дали. Мы спрашивали об одном, нам отвечали о другом. Ответ есть, но формальный. Когда люди начинают решать сами, этот путь гораздо короче. Не хватает денег на содержание и надо повышать тариф или сменить специалистов, которые плохо выполняют свою работу.

 «Так я стал управляющим»

- Несколько лет назад, когда запускалась госпрограмма модернизации ЖКХ, предусматривалась возможность открытия накопительного счета на каждый дом. Желающих воспользоваться этим механизмом оказалось немного. Не случится ли так  и с вашей идеей?

- Схема открытия накопительных счетов не работает из-за того, что ее не отработали до конца с банками второго уровня. Накопления на капитальный ремонт дома сделали на счет для одного дома, а плату за текущее содержание - на счет ПКСК. В обновленном жилищном законодательстве каждый дом может открыть как текущий, так и сберегательный счета.

 - Закон еще не принят, а вы уже такой счет открыли. Вам для этого пришлось выйти из состава ПКСК?

- Все началось еще в 2011 году. Тогда мы, будучи в составе ПКСК, вошли в Программу модернизации ЖКХ и в течение трех лет взяли два кредита на 15 лет. Дом у нас был в аварийном состоянии, поэтому люди согласились. По первому кредиту - 22 млн тенге - отремонтировали крышу, фасад и подвал. Взяли еще 8 млн тенге, сделали капитальный ремонт подъездов и установили автоматический тепловой пункт. По этим кредитам платим по 76 тенге с квадратного метра квартиры. С 2-комнатной квартиры получилось около  4 500 тенге, с 3-комнатной - 6 500 тенге в месяц. В ПКСК мы платили по тарифу 32 тенге, но после ремонта нам его уменьшили до 23 тенге.

Из ПКСК вышли в августе 2019 года. Ремонт хотя и сделали, но аварийные ситуации все равно возникали. Жильцы привыкли, что в доме есть старший, он все проблемы решит. На деле получалось так: деньги платили в ПКСК, а когда что-то случалось, приходили ко мне. Часто ситуация была такая, что в ПКСК помочь не могли. Мне приходилось об этом говорить людям, но проблему надо было решать. Например, канализация переполнялась, и наш подвал заливало. Звоню в ПКСК, а там говорят: у нас 25 домов, мы все колодцы отследить не можем. Приходилось самому звонить в «Костанай-Су», они приезжали и откачивали колодцы. Были и другие ситуации, когда выход один - собирать с жильцов деньги и кого-то нанимать.

Дошло до того, что созвали собрание, пришли представители ПКСК и сказали, что я не тот человек, за которого себя выдаю. После этого я снял с себя полномочия старшего по дому. Двух месяцев хватило, чтобы жильцы сказали: пусть лучше ты будешь управлять, чем ПКСК, и спросили, что для этого нужно. Предложил выйти из состава ПКСК, открыть в банке свой счет и вносить туда столько средств, сколько нужно для приглашения специалистов по обслуживанию дома, которые нас устраивают. При этом все должны иметь возможность отслеживать движение этих средств. Жильцы согласились, и протокол этого собрания мы передали в ПКСК. Так я стал управляющим дома, или, как это называется официально, управляющим объектом кондоминиума.

 Деньги на доверии

 - Должность оплачиваемая? Как вообще у вас теперь решаются финансовые вопросы?

- Оплата чисто символическая - определенный процент от тарифа. Вначале мы определили тариф. Ориентировались на сумму, которую нужно собирать ежемесячно на обслуживание дома. Включили расходы на общедомовое освещение, вызовы электрика и сантехника, содержание дворника. Учли и то, что за 8 лет после ремонта мы не раз делали замену труб, на которые тратили не более 8 000 тенге в месяц. Со своего счета оплачиваем содержание только общедомового имущества. Если проблемы возникают внутри квартиры, жильцы могут позвонить мне, чтобы пригласить специалиста. Ему за оказанные услуги платят отдельно. Договоры с коммунальными службами, которые раньше с ними заключал ПКСК, теперь подписаны мною.

Счет в банке открыт на физическое лицо. Управлять им жильцы доверили нашему кассиру. Она работает без оплаты. Деньги жильцы перечисляют через терминал или со своей платежной карты. Несколько человек платят кассиру наличными.

 - В проекте поправок в жилищное законодательство ваш случай организации определен как «простое товарищество», которое не имеет статуса юридического лица и открывает счет в банке на доверенное лицо. Но закон еще не принят. Вы не боитесь, что в контролирующих органах вами заинтересуются и проверят вашу финансовую деятельность? Или вашими деньгами кто-то воспользуется в корыстных целях?

- В нашем доме 27 квартир, когда мы принимали решение, то все финансовые вопросы прописали в протоколе своего собрания. Сумма, которую мы собираем ежемесячно, - в пределах 80 000 тенге. После оплаты по всем счетам остается около 15 000, которые можем использовать на устранение непредвиденных проблем. Это небольшие деньги, чтобы на них покушаться. К тому же оказалось, что почти у всех жильцов есть смартфоны, поэтому в приложении WhatsApp мы сразу же открыли чат жильцов нашего дома. Там публикуется информация о поступлениях и тратах, жильцы имеют возможность задать мне любой вопрос и сразу же получить ответ. Недавно, например, в одной квартире пожаловались на холод. Будем разбираться в причинах. Мне для этих целей уже принесли тепловизор. Можем, конечно, добавить подачу тепла, в нашем доме такая возможность есть, но тогда в других квартирах будет жарко, и для охлаждения начнут открывать форточки. Это означает, что у всех вырастет плата за обогрев уличного воздуха. На это никто не согласится. Тут хочешь, не хочешь, но причину будешь искать в квартире, откуда поступила жалоба. В этом и есть главное преимущество открытия счета для отдельного дома. Деньги не в общем котле ПКСК, поэтому их расход затрагивает интересы только жильцов этого дома. Так собственник каждой квартиры невольно вовлекается в содержание общедомового имущества. Во всяком случае, интерес к моей работе с их стороны заметно вырос.

 - Если все дома пустить в «самостоятельное» плавание, какова должна быть судьба ПКСК?

- Они могут успешно выполнять функции управляющих или сервисных компаний. У них есть своя материальная база, специалисты, у них не будет нужды проводить собрания жильцов. Нужно только оптимизировать численность непроизводственного персонала, чтобы снизить себестоимость своих услуг. Тогда им легче будет договариваться с жильцами на обслуживание.

Фото Ксении РЕБИК

 Досье

Евгений Анатольевич Притула родился в 1955 году в Кустанае. Окончил Кустанайский пединститут по специальности «учитель физики, труда», служил в армии.

С 1981 года работал каменотесом по граниту и мрамору в различных строительных предприятиях. С 2007 года основную работу совмещал с обязанностями старшего по дому. Пенсионер, управляющий объектом кондоминиума.