С очевидным не поспоришь!
«Это искусственная тема». № 45 от 07.11.2019 г.
О том, что в Казахстане никакого транзита власти не случилось и у нас появились два президента, заговорили сразу после того, как Елбасы передал власть Токаеву, оставив за собой ряд важных постов, притом закрепив их пожизненно. И вот уже Токаев обязан согласовывать с Елбасы кандидатуры членов кабинета министров. В результате о двоевластии заговорили с новой силой, причем не только на кухне.
Первым попытался опровергнуть это сам первый президент. Он заявил, что доверяет Токаеву и дает ему только советы. Потом понеслось: министр информации и общественного согласия, министр юстиции, экс-председатель Конституционного совета. И вот подключился советник президента Казахстана Ерлан Карин.
Договорились до того, что начали высказываться невпопад. Какое-либо правдоподобное объяснение так и не появилось. Однако посыл был практически один: ничего страшного нет, такая норма существует давно и тому подобное. У меня сразу возникает вопрос: почему, когда Назарбаев был действующим президентом, то не согласовывал с Советом безопасности кандидатуры министров?
Идем дальше. Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди рассказал, что во время командировок в европейские страны Елбасы получает суточные в размере $100, в азиатские - $80. Значит, Елбасы тратит в сутки больше прожиточного минимума, рассчитанного на месяц? И вообще, по словам Тлеуберди, в бюджете заложены средства на содержание Елбасы на уровне действующего президента. Значит, у нас действительно два президента? И не понять, кто теперь хозяин в стране, на кого ориентироваться, кому служить.
Кроме того, результаты поездок Елбасы требуют и дополнительных расходов. Слетал он в Японию, решили открыть авиасообщение между столицами. 2,9 млрд тенге срочно выделяется на субсидирование этих полетов. Важнее дел нет? А в это время нам повышают тарифы на электроэнергию, что неизбежно потянет за собой повышение на все и вся.
Известный российский историк XIX века Костомаров писал: «В Орде, как вообще в азиатских деспотических государствах, никто не смел осуждать поступков государя, если что явно было дурное за ним, подданные обязаны были лгать, говорить не то, что было, и хвалить то, что в душе порицали». Мы, что, живем в таком государстве? Похоже, что так.
По большому счету народ - самый точный ценитель действий власти. Но это такие вещи, о которых все думают, а вслух не называют. Власть думает по-другому: «Знают, ну и пусть знают. А говорить должны, что надо. Иначе заставим молчать».
Николай ВОРОНИН, Костанай
Материалы номера