И кровь к премьере подогрели
Георгий ГОВОРОВ
Чем еще удивит костанайцев постановка по культовому роману Чингиза Айтматова «Плаха»
Драму-притчу «Плаха» для Русского театра поставила алматинский режиссер Дина ЖУМАБАЕВА, которую специально пригласили в Костанай. Премьерные показы прошли 8, 9 и 10 ноября. На одном из них побывал и корреспондент «НГ».
Руслан Бушинский и Юлия Кудряшова движениями передавали образы волков / Фото Александра КУДРЯВЦЕВА
Для Дины Жумабаевой это не первый спектакль по произведениям Айтматова. Она уже ставила на разных сценах «Материнское поле», «И дольше века длится день» и «Прощай, Гульсары!».
- Обычно в театре ставят какую-то часть романа Айтматова: либо судьбу волков, либо судьбу Авдия Каллистратова. Мы не стали выбирать и все три параллели учли, - рассказала «НГ» режиссер. - С коллективом костанайского театра я работаю впервые. Я их полюбила. Мне была важна актерская игра, много внимания уделяли пластике, ею занималась режиссер по пластике из Алматы Анна Цой, которая сделала движения в этой постановке более театральными. С помощью языка тела актеры должны разговаривать со зрителем.
В спектакле жизни людей тесно связаны с судьбами волков. Но волки и люди словно меняются местами: качества, которые, казалось бы, присущи только человеку, мы обнаруживаем у волков. И наоборот. Персонажам невозможно не переживать: у волчицы только появились маленькие сосунки, а вокруг рыскают охотники.
Песок на сцене был настоящий, актеры в момент эмоциональных речей раскидывали его в разные стороны / Фото Александра КУДРЯВЦЕВА
Здесь много монологов, в которые нужно внимательно вслушиваться, чтобы понять и не потерять мысль. Устами героев режиссер излагает описание событий, не искажая оригинальный текст Айтматова. Просто косвенная речь переделана в прямую. Актеры в некоторых местах даже кричали в установленные на сцене микрофоны, доводя зрителя до мурашек. Многие детали имеют скрытый смысл. Натянутый вдоль прохода в зрительном зале канат обозначает веру. Священник тянет его, ему помогают прихожане, в самый тяжелый момент пути священник тянет канат один, а когда напряжение спадает, люди вновь подхватывают канат.
Премьеру сезона 2019 года - этнофантасмагорию «Кыз-Жибек» - готовили почти полгода, а на подготовку «Плахи» ушел всего месяц, репетиции начались 1 октября. Ровно столько времени отвела сама режиссер. Если продолжать сравнение двух премьер этой осени, то в «Плахе» можно выделить костюмы и декорации. Огромный, с человеческий рост деревянный крест, решетки, лавочки, большая песочница сочетаются с детальными костюмами священника, сельчан из аула и простыми, лишь отдаленно с помощью цвета напоминающими животных костюмами волков.
Костюмы в новой постановке яркие, стилизованы под стиль 20-го века / Фото Александра КУДРЯВЦЕВА
В «Плахе» почти нет музыкы. Из колонок в основном раздавался только вой волков. Использовали только одну песню - «Идет охота на волков» Владимира Высоцкого. Зато как использовали. Массовые сцены под голос Высоцкого тоже добавили антуража и усилили эмоциональное воздействие на зрителя.
Сергей ЩЕРБИНИН исполняет роль монаха Авдия Каллистратова, которого выгоняют из семинарии. Он ищет себя в религии и борется с торговцами опиума. На сцене с самых первых секунд, когда зритель только входил в зал, занавес уже был открыт. Зрители рассматривали декорации и Сергея, который в образе, не отводя взгляда, смотрит на модель церкви.
Сергей Щербинин в роли монаха Авдия Каллистратова / Фото Георгия ГОВОРОВА
- Я погрузился в себя, думал о предстоящей работе и собирался с мыслями, поэтому зритель меня не отвлекал, - рассказал «НГ» актер после премьеры. - Много думал о вере, ведь спектакль во многом об этом. Вера - это, наверное, единственное, что не требует доказательств. Я сам верю в Бога. Поэтому мне было интересно, как мыслит мой персонаж, который одновременно понимает, что есть Бог, но есть и Космос. Он хочет самостоятельно осмыслить Бога, за что его выгоняют из семинарии. И хотя он мне близок, но я все-таки не так фанатичен в вопросах религии, как Авдий. Мы эту роль обсуждали за столом с режиссером, где обращали внимание на то, как передать его фанатичность.
Щербинин отмечает, что его любимый момент в «Плахе», когда Авдия обливают искусственной кровью. Выглядит это довольно натурально: ярко-красный крест и окровавленные лица вызывают одновременно страх и интерес.
- Кровь специально варит наш любимый реквизитор, - с улыбкой рассказывает Сергей Щербинин. - На репетициях она была холодная, а к премьере прямо перед выходом ее подогрели.
Рудничанин Григорий БЕБЕНИН приехал на премьеру с женой и дочкой.
- Впечатлил язык жестов, волчица Акбара - просто молодец, - поделился он с «НГ». - Вроде бы драма, спектакль тяжелый для восприятия, но посмотрели на одном дыхании. Этот жест - облиться кровью - сильно впечатлил. Я не был готов к этому спектаклю, «Плаху» читал очень давно, хотелось увидеть это на сцене.
Последние две премьеры Русского театра драмы действительно сложны для восприятия. Но вскоре обещают представить премьеру в жанре комедии. А пока можно подумать о вечных темах на повторных показах «Плахи», которые запланированы на 15, 16, 23 и 24 ноября.
Материалы номера