Эта дорога, видимо, для бессмертных
Галина КАТКОВА
Есть место в Костанайской области, где 9,3 км машины едва преодолевают за полчаса
Координаты нам прислали на WhatsApp, приложив к ним коллективное письмо в несколько инстанций, жители села Лесное Федоровского района. Того самого, название которого стало торговой маркой молочной продукции, известной не только в РК, но и в России. Современная ферма располагается на краю населенного пункта, дорога к которому просто ужасна.
Яма на яме
Выезжаешь из Рудного и как только сворачиваешь налево с трассы, ведущей дальше в Качар и Федоровку, так через пару метров ныряешь в яму. И дальше до самого места назначения вверх-вниз, вправо-влево, качает, трясет. Объемистые ямы глубиной более полуметра лежат одна рядом с другой, мечтая хотя бы о лопате щебня... Пока мы осваивали навыки слалома на этом пути, мимо нас, переваливаясь, черепашьим шагом проехал в сторону Лесного хлебный фургон. По этой же дороженьке каждый день с МТФ возят на переработку в Рудный молоко. По ней же в случае чего выбираются с серьезными проблемами в больницы - хоть в город, хоть в Федоровку. По ней везут на сельские подворья уголь, корма. Одним словом, дорога жизни.
Девять километров до села Лесное машины идут по такой дороге
- Зато никто не превышает, - блеснул черным юмором водитель, с облегчением сворачивая через пару убийственных демонстрационных километров на проселок.
Сейчас грунтовка для водителей куда комфортнее как бы асфальтированной дороги. Но это пока сухо. Вот-вот осенние дожди зальют все. Почвы здесь те еще - солончаки, так что грязь липкая, затягивающая. А на бывшем асфальте ямы станут глобальными лужами, и проезд будет еще хуже, хотя хуже вроде некуда.
По бездорожью
В Лесное мы ехали к Идрису ШАРАФЕЕВУ, на чье имя из разных госорганов поступали ответы на обращения жителей касательно состояния дороги. Коллективное письмо с 73 подписями в марте этого года, например, ушло сразу в несколько адресов: заместителю премьер-министра Умирзаку Шукееву, акиму Костанайской области Архимеду Мухамбетову, акиму Федоровского района Таубе Исабаеву, а также в филиал партии «Нур Отан», в республиканскую и местную палаты предпринимателей. Последние адреса объясняются тем, что в Лесном, на территории Коржинкольского сельского округа, был в 2012 году реализован крупный инвестиционный проект - построена, причем с участием государственных институтов развития, молочно-товарная ферма ТОО «Бек +», закуплен породистый голштино-фризский скот. Эта МТФ ежедневно снабжает сырьем завод в Рудном.
Идрис Шарафеев перечисляет насущные проблемы лесновцев: дорога, вода, газ
- 25-27 тонн молока каждый день мы надаиваем. Три, а то и четыре раза молоковозы идут в Рудный. Едут медленно, но ходовка у машин все равно летит, - говорит Идрис.
Он является заместителем директора ТОО «Бек +», но в селе не только работает, не наездами бывает, а живет там. Переехал два года назад из другого района. Так что все плюсы и минусы местной жизни испытывает на себе.
Лесновцам, по его словам, все достается дороже именно из-за состояния дороги. Такси, например, для поездки в Рудный и обратно стоит 5-6 тысяч тенге. Доставщики топлива на зиму, кормов для скота сразу накидывают цену, когда выясняют, куда именно должны привезти груз.
- Пока я здесь живу, в деревне было два пожара. Здесь своего подразделения нет, а пока из Рудного пожарные машины добрались, у людей и сено сгорело, и сараи, - вспомнил Шарафеев.
Жители говорили нам, что есть у них для сообщения с большой землей еще одна «транспортная артерия» - грейдер через Костычевку, Целинное, но он тоже совершенно «убитый».
Дорога, вода, газ
- Дорога нам нужна в первую очередь, об этом все говорят, - поддержал тему житель Лесного Николай ИМГРУНД.
Николай Имгрунд: «О том, что дорога нужна, у нас все говорят»
Оказалось, что есть в селе и вторая, и третья очереди проблем. На въезде в деревню стоит водонапорная башня, сейчас бездействующая. На улицах кое-где еще видны колонки, значит, был водопровод.
В докапиталистические времена был в Лесном водопровод
Был, подтверждают лесновцы, но с началом капитализма быть перестал. Снова пришлось им вспомнить о колодцах, есть и те, кто пробурил у себя скважины. В один из колодцев, нарядный, из разноцветных досок мы заглянули. Вода оказалась весьма далеко - метров 8 до нее, не меньше.
- Вода у нас в поселке везде разная, где-то более пресная, а где-то соленая, - объяснил ситуацию корреспондентам, которые гукали в колодец, прохожий. - Кто хочет повкуснее на чай, тот берет флягу и едет по соседям, на другие улицы.
Кстати, на ферме, чтобы поить скот, установлены фильтры, которые снижают жесткость, уровень минерализации воды. Фильтрами пользуются и в общежитии для рабочих ТОО «Бек +». Меняют их там ежемесячно, говорят, за такой срок забиваются полностью.
Еще одно благо цивилизации, до которого из Лесного вроде бы рукой подать, - газ. Магистраль проходит всего в 9 км от поселка. Конечно, больше всего об этом мечтают в ТОО. С цифрами в руках. Использование газа существенно бы снизило затраты на отопление и в конечном счете повлияло бы на снижение себестоимости молока. Сейчас на животноводческом предприятии пользуются дизельным топливом, которое постоянно дорожает. По словам Шарафеева, 8 т солярки в месяц тратят зимой на отопление одной базы, умножаем в среднем на 200 тенге, получается 16 млн тенге. Затраты на газ были бы в 3-4 раза меньше.
Впрочем, сельчане про газ говорят осторожно. Мол, кто ж откажется - чисто, никакой мороки с покупкой угля и дров, вот только наслышаны, что подключение домов страшно дорого стоит.
В соответствующем году
Но, судя по ответам исполнительной власти всех уровней, волноваться лесновцам об этом в ближайшее время не стоит. Газ и вода рисуются в перспективе такой отдаленной, как будто у сельчан по три жизни в запасе, чтобы в конце концов начать пользоваться элементарными для нашего времени удобствами.
Например, по централизованному водоснабжению. О восстановлении прежде имевшегося водопровода речи вообще нет. Своего источника водоснабжения в Лесном не имеется.
- Планируется в этом году разработать проект по доразведке источника подземных вод, а в 2020-2021 году будут проведены работы по доразведке Костряковского месторождения подземных вод, - цитируем ответ министерства индустрии и инфраструктурного развития. - После подтверждения запасов будет рассмотрена возможность использования его в качестве источника водоснабжения для села Лесное... В случае предоставления акиматом соответствующей бюджетной заявки на соответствующий финансовый год вопросы финансирования проектов водоснабжения данных сел будут рассмотрены министерством в соответствии с бюджетным законодательством.
По газу - техническая возможность подключения есть. Но «в областном бюджете средства на разработку проекта газификации села Лесное на 2019-2021 годы не предусмотрены. Включение в перечень приоритетных бюджетных инвестиций Костанайской области на 2020-2022 годы газификации села Лесное целесообразно рассматривать при решении вопроса финансирования уже разработанных проектов», - это из ответа первого заместителя акима Костанайской области Гауеза НУРМУХАМБЕТОВА.
Последняя фраза относится к тому, что в области есть разработанные в 2017-2018 годах 10 проектов по газоснабжению, два из них - по Пешковке Федоровского района. Вот к ним абсолютно неконкретно и отсылает заместитель акима.
Что касается самого насущного - дороги, то «проведение среднего ремонта будет рассмотрено в 2020 году», то есть остаток нынешней осени, зиму, будущую слякотную весну лесновцам уже совершенно точно придется гробить технику в прежнем режиме. Но дальше тоже особой ясности нет. «Проект находится на стадии прохождения ведомственной экспертизы в Комитете автомобильных дорог МИИР РК. Стоимость проекта - 325 798 431 тенге», - цитата из того же ответа. То есть описанную выше дорожную ситуацию никто в области не считает требующей экстренных мер.
Когда едешь в Лесное, дорога такая жуткая, что полное ощущение - впереди умирающее село. Но деревня пока крепкая, отремонтированы с помощью бизнеса школа и клуб, есть хороший детсад. И вряд ли кто-то станет спорить с тем, что социальное здоровье этого села сегодня во многом определяет предприятие, дающее людям работу. Но в ТОО отмечают, что при нарастающих проблемах с логистикой, инфраструктурой, вопросы развития замораживаются, грамотных специалистов трудно привлекать и удерживать.
Фото Ксении РЕБИК
Материалы номера