«Сохранить наш школьный аппарат...»

Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист-историк

Система образования Костанайской области в 2019 году отметила столетний юбилей

31 августа 1919 года был создан отдел народного образования Кустанайского уездного военно-революционного комитета, задачей которого была организация работы по ликвидации неграмотности и созданию сети общеобразовательных школ.

Первый выпуск Кустанайского педагогического техникума. 7 июня 1927 года

В уезде повсеместно свирепствовал тиф. Ситуация осложнялась нехваткой медицинских кадров, больниц, лекарств. На борьбу с эпидемией мобилизовались учителя и даже учащиеся 5-6-х классов. Школы временно закрывали, размещая в них госпитали. В Кустанае в то время было 7 церквей, 2 мечети, монастырь, 41 трактир и 3 пивных, но не было газет, театра...

В течение октября - декабря в уезде были образованы отделы народного образования, волостные библиотеки, открывались избы-читальни. Начали организовывать детские дома для сирот, в которых приютили свыше 5 тысяч беспризорников. К январю 1920 года в уезде работали около 100 школ, появились кружки ликбеза. Свыше 700 педагогов объединились в «Красное учительство».

Воспитатели и воспитанники первых детских яслей Кустаная. 1924 год

Тем временем положение в нашем краю крайне усугубилось из-за нехватки продовольствия. В 1922 году губернский отдел народного образования обратился с призывом к населению: «Голод заставляет и работников просвещения бросать все и уходить на другие посторонние заработки, которые могли бы их прокормить, что расстраивает армию просвещенцев. Мы должны общими усилиями сохранить наш школьный аппарат, нашу школу. Как это сделать? Обеспечить одного учителя с семьей всем поселком можно и нужно, потому что оставить без школы сотни ребят есть вред никак не поправимый».

Задачи в деле народного образования стояли трудноразрешимые. По переписи 1920 года неграмотные среди казахского населения составляли 95,5%, среди русских - 78%, среди украинцев - 75%, немцев - 63%. Грамотным считался умеющий читать и считать.

Участники совещания руководящих работников уездного отдела народного образования Кустанайской губернии. 1925 год

Вот что писала газета «Степная заря» о несоответствии содержания дореволюционных учебников программе советской школы: «В школах не хватает учебников, а старые пестрят «украшениями» - как портретами царей-батюшек, цариц-матушек, их детворы и разных «богородиц».

Все это противоречило духу новой школы. Но приходилось временно мириться с этим. В кустанайских школах 1-й ступени учились по книжкам Морозовой и Тихеевой «Для детского сада, школы и семьи», изданным госиздательством. Цитата из учебника: «Вольной птичке Господь указывает путь, пойте все, что бог на душу вам положит, и птичка божья не знает ни заботы, ни труда». В Кустанае обнаружили 2 частные мусульманские школы, где муллы читали детям Коран.

Свидетельство Болговой З. М. об окончании Кустанайской советской школы 1-й ступени. 1930 год

В архивных документах обнаружилась учетная карточка сотрудницы уездного отдела народного образования на имя Алеевой Лидии Михайловны из Кустанайского уезда Челябинской губернии от 3 мая 1920 года. Проживала в Кустанае по адресу ул. Большая, дом № 4 (сейчас - пр. Аль-Фараби), бывшая дворянка, получившая образование в Петрограде, в Александровской женской гимназии в 1874 году. Окончила педагогические курсы, имела звание по образованию - домашняя наставница, по профессии - учитель. Знала языки: кроме русского, французский, немецкий, немного английский, на первых двух могла говорить. Работала в отделе народного образования конторщицей общей канцелярии с окладом 1 200 рублей в месяц.

Слушатели курсов учителей. Кустанай, 1924 год

Из автобиографии воспитательницы Александровского детского дома Седых М. Н. от 28 октября 1923 года. Известно, что родилась она в Кустанае, в поселке Константинович (сегодня это район Центрального рынка до лога, за Константино-Еленинским собором, поселок был построен по проекту основателя Кустаная генерал-губернатора Тургайской области Александра Петровича Константиновича).

Отец будущей воспитательницы был рабочим, разгружал вагоны, очищал железную дорогу. Зарабатывал мало, а в семье - 4 человека. Отцу хотелось «вывести детей из темноты», в которой жили сами. Первые 3 года Седых училась в простой школе, потом поступила в гимназию, отец платил 22 рубля за обучение. Отец взял участок земли и стал обрабатывать. В гимназии она проучилась 3 года, потом - в советской школе 2-й ступени. Во 2-м классе школы (5-й класс после начала обучения) пришлось голодать - в апреле 1922 года умер отец. Во время летних каникул пришлось искать место для заработка на обучение на следующий год. Губоно назначило ученицу Седых в детский дом «Колыбель». В августе умерла мать, девочке пришлось содержать на свое жалованье старшую сестру, оставшуюся малограмотной и безработной. Об учебе пришлось забыть, через некоторое время она была переведена воспитателем в Александровский детдом.

Удостоверение гражданина г. Костаная Лысенко К. А. об окончании 1-й Кустанайской Советской школы 2-й ступени. 1921 год

Голодные годы обострили проблему педагогических кадров. В 1923-1924 учебном году в школах работал 471 учитель, высшее образование было лишь у 9, окончивших учительские институты - 4, прослушали учительские семинары - 43 человека, 151 учитель имел низшее образование.

Фото облгосархива