В новом жанре этнофантасмагории...

Георгий ГОВОРОВ

Русский драматический театр открыл 98-й театральный сезон

Премьерный показ этнофантасмагории «Кыз-Жибек» прошел в пятницу, 4 октября. Спектакль по народной лиро-эпической поэме поставила режиссер Костанайского областного казахского театра драмы им. И. Омарова Алия Баймаханова. Это новый опыт для Русского театра в новом сезоне. Его обещают сделать насыщенным.

В символичной постановке использован минимум декораций и антуража

 Перво-наперво спросили, появится ли новый режиссер. Говорят, да.

- Мы будем говорить об этом позже, но сейчас уже приехала и приступила к работе очень интересный режиссер. Она практически нарасхват. Она из Казахстана. Пока назову только ее имя - Дина, - рассказывает директор Русского театра драмы Юрий ИВЛЕВ. - С ней мы познакомились в Челябинске на международном фестивале. Там был шикарный спектакль, который сразил меня наповал. Хотя я думал, что меня сложно удивить, но она смогла. У нее очень нестандартный подход, я видел ее «Материнское поле» по Чингизу Айтматову с алматинским кукольным театром. Это было так обалденно, что европейский экспертный совет назвал ее спектакль настоящим открытием.

Юрий Ивлевхранит интригу и обещает много нового

Что именно ставят, рассказывать не стали. Но из декретного отпуска вышла актриса Юля Кудряшова, поэтому обязательно восстановят постановку российского режиссера Петра Орлова «Женитьба Фигаро». Актер Ашот Хачатрян рассказал, что пока не определена дата премьеры «Кукла для невесты» от режиссера Анны Удесиани, но планы есть.

Актер Ашот Хачатрян исполнил роль Тулегена - немного наивного, но любящего

По поводу «Кыз-Жибек» Юрий Ивлев коротко отметил, что этнофантасмагория для театра - своеобразный эксперимент. А нам удалось поговорить о новой постановке с исполнителями главных ролей. Работа над спектаклем началась еще в феврале, в апреле приступили к изучению текста и репетициям.

- По замыслу, вся история совершенно фантастическая, как будто происходит на другой планете, - считает исполнительница роли Жибек Ольга КОТОВА. - Для меня это первая главная роль. Нужно много петь, нас этому учили, но мы не музыканты. Иногда кажется, что высокую ноту не возьму. Да и сам образ сложный, материала и текста для самой пьесы мало, поэтому много приходится искать в себе для дополнения. 

Ольга Котова спеуиально для роли Жибек училась петь "как в опере"

Петь действительно приходится много, поет практически вся труппа. В этнофантасмагории «Кыз-Жибек» почти нет декораций - на сцене только металлический шанырак. Вся сцена в белых красках. Костюмы желто-оранжевого цвета у актеров почти одинаковые. Поэтому основной упор они делают на то, что говорят и делают их герои. Заметна работа с пластикой. Спектакль начинается с каких-то языческих танцев тюркских народов - движения четкие, ровные, но немного хаотичные, в том смысле, что у каждого актера они разные и уследить за каждым не получается.

Сцены боев для этнофантасмагории «Кыз-Жибек» репетировали особенно тщательно

- Это совершенно другая постановка, - считает Ольга. - За 5 лет, что я работаю в театре, это первый не бытовой спектакль: здесь нельзя увидеть, как человек пьет или ест. Обычно у наших героев достаточно приземленная жизнь. В «Кыз-Жибек» мы рассказываем о чувствах, переживаниях. Сценография сильно отличается от той, к которой мы привыкли.

Актер Руслан БУШИНСКИЙ отмечает, что для Русского театра драмы «Кыз-Жибек» - это не первый опыт ставить на своей сцене казахскую классику. В спектакле «Ак келин» играли вовсе на двух языках.

Руслан Бушинский  - исполнитель одной из главных мужских ролей в спектакле "Кыз-Жибек"

- Я смотрел старый фильм, смотрел оперу, но все-таки наша постановка особенная, режиссер просила вести «от себя», - вспоминает он.

Специально к этой постановке актеры учились драться на мечах. Драться надо было тем более реалистично, поскольку сами мечи были условными, как и сама стилистика спектакля.

- К нам приходил учитель, он ставил пластику боев. Давалось тяжело, репетировали несколько месяцев, чтобы движения доходили до автоматизма, - рассказал Бушинский. - Тем более что мой герой Бекежан - опытный военачальник, ему нельзя бить неправдоподобно. На репетициях пришлось попотеть, бывало и промахивались - били палками друг друга. Ну это издержки профессии.

Остальные премьеры обещают после новогодних праздников. Похоже, театр станет другим. Каким, покажет 98-й театральный сезон.

 Фото Георгия ГОВОРОВА