Старые задачи, новый кодекс
Петр СВОИК
«Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора».
Здесь усматриваются сразу два момента: что нынешний кодекс позволяет себя «дописывать» разными льготами и преференциями, и что сырьевой сектор надо бы посильнее «догрузить», а несырьевой - наоборот.
Ну, что касается того, что Налоговый кодекс не является законом прямого действия, так он у нас такой не единственный. В ст. 4 Конституции РК тоже сказано, что она имеет высшую силу и прямое действие на всей территории республики, хотя на всей означенной территории вы не найдете ни одного судьи или прокурора, который бы эту норму применил в конкретном деле. Тем не менее, наша Конституция 1995 года рождения (то есть, в два раза старше Налогового кодекса) еще не исчерпала своего потенциала, а вот основной закон фискалов - исчерпал...
Хотя когда на рубеже тысячелетий этот Кодекс разрабатывался, основным доводом как раз и была необходимость создания закона прямого действия. Понятно, что превращение писанного на бумаге в документ прямого действия определяется не каким-то новым сочетанием слов и букв. Тем не менее, лишний раз потребовать - не помешает. И вообще, неизменная настойчивость в достижении однажды поставленной цели - есть ценнейшее качество руководителя.
Вот, например, сказано: «Настоящим бедствием для предпринимателя становятся различного рода проверки! Некоторые ведомства изыскивают возможность под различными предлогами в нарушение законодательства «проверить» предприятие несколько раз. Это серьезно отвлекает бизнес от своего дела. И это идет против политики, которую я провожу».
Насколько помню, и этому бедствию, и соответствующим негодующе-требовательным установкам главы государства уже лет 10 (если не все 15). Сам слышал это еще в 1995 году. Не зря говорится: вода камень точит!
А вот что касается другого посыла - что новый Налоговый кодекс необходим для «дозагрузки» сырьевого сектора, то вот это, действительно, тема новая. Да еще какая - заслуживающая отдельного серьезного разговора!
Материалы номера