Не сорвите резьбу
При замене колеса автомобиля часто можно наблюдать такую картину: водитель, закручивая крепежные болты, начинает давить на баллонный ключ ногой или использует какой-нибудь рычаг. Очевидно, он считает, что таким образом колесо закрепит более надежно. Оказывается, такой способ не только не дает никакой пользы, но еще и вреден. Комментарий старшего преподавателя кафедры «Технический сервис» КГУ Геннадия САВЕЛЬЕВА.
- Водители должны обратить внимание, что у разных автомобилей в комплекте прилагаемых инструментов баллонный ключ имеет и разную длину плеча. Только этим и учитывается возможная разница необходимых усилий для надежного закрепления колес. Все остальное рассчитано на их закручивание рукой человека, имеющего среднюю силу. Дело в том, что стальные штампованные колеса, которые серийно ставятся на автомобилях, выполнены таким образом, что профиль их диска возле крепежного отверстия имеет пружинистые свойства и не дает болту (в некоторых машинах - крепежной гайке) отпускаться. В руководстве для эксплуатации иномарок есть даже картинки, на которых показано, как водитель наступает ногой на баллонный ключ и поставлен запрещающий крест. То есть делать это категорически запрещено. Причина в том, что материал, из которого изготовлены болты ступицы колеса, имеет предел прочности и лишним усилием при их закрутке можно сорвать резьбу. Но даже еще до наступления этого крайнего случая при многократном затягивании болтов повышенными усилиями резьба ослабевает и тогда вероятность самопроизвольного откручивания повышается. Понятно, что водители хотят перестраховаться, чтобы не допустить аварии, но тут боязнь излишня. Если даже какой-то болт во время движения ослабит крепление колеса, то вы обязательно услышите сильный стук, сумеете вовремя остановиться и сделать необходимую подтяжку.
Но есть и другой тип колес - легкосплавные. Их водители часто называют «титановыми». Поверхность вокруг отверстий для крепежных болтов у таких дисков не имеет пружинистых свойств, поэтому их нужно затягивать динамометрическими ключами, не позволяющими применять нагрузку сверхдопустимой. Иначе вы не заметите, как болт «потечет», и в таком случае его во время движения срежет. Оставшиеся болты могут не выдержать нагрузки, и тогда аварии не избежать. Нужно иметь в виду, что материал, из которого изготовлены болты, конструкторы подбирают из расчета, что после их нормальной затяжки остается еще 15-20% запаса, после чего он может «потечь». Но водитель этого может не заметить, и тогда возможны печальные последствия.
И последнее. Не забудьте: затяжку болтов на колесах нужно производить в определенной последовательности - крест на крест.Материалы номера