На лодку и на жену не надейся - народная мудрость
Рыбачка Соня
Осень - время года, наиболее опасное для тех, кто предпочитает рыбачить с лодки. В это время трагических случаев на воде становится больше.
Рыбалка без спасательных жилетов чревата штрафом
Признаюсь: из рыбаков с большим стажем я не знаю человека, который хотя бы раз на рыбалке не попадал в неприятные рискованные ситуации. Так уж мы устроены, опасаемся цивилизации, а на природе становимся расслабленными, раскованными, беззаботно счастливыми, чувствующими себя застрахованными от всех на свете неприятностей. Наверное, в нас срабатывает древний инстинкт ощущения себя частичкой нашей матушки-природы, а потому всегда кажется, что рыбалка - это только удовольствие. Однако частенько она же, матушка, предупреждает: будьте начеку. И особенно осенью, когда в наших пенатах тихое ясное утро может моментом обернуться шквальным ветром и метровыми волнами. Печально, но каждой осенью, когда на водоемах рыболовов становится заметно больше, потому что начинается жор у хищника, а наряду с этой армией начинает орудовать армия охотников на водоплавающую дичь, трагедии на воде происходят почти регулярно.
Рыбалка могла стать последней
Причины при этом разные, результат один - новые проблемы. И чаще всего в такие ситуации мы попадаем из-за собственной безалаберности, халатности и надежды на «авось пронесет».
Мы с Сабанеем сами попадали по осени в такую ситуацию, которая, слава богу, не обернулась для нас трагедией. Приехали тогда рыбачить на озерцо под поселком Каменск-Уральский, зная, что здесь, на глубине, можно было поймать довольно крупную плотву, а то и леща. Лодки своей не было, одолжили старую у знакомого рыбака. Накануне Сабаней ее накачал, проверил, не травят ли борта. На ее днище была плотная латка, которая не вызвала подозрений.
Усевшись на доски, брошенные поверх бортов (сидений не было), начали рыбачить недалеко от берега, но потом стали постепенно продвигаться к центру водоема в поисках рыбки покрупнее. Как сейчас помню тот замечательный тихий солнечный день бабьего лета. По мере нашего продвижения Сабаней еще и кружки расставлял на щуку. Плотва клевала, как из пулемета, так что наш садок вскоре заметно отяжелел. Часа три мы пребывали в эйфории рыбацкого счастья, и вдруг…
Из днища нашей лодки начинает гейзером бить вода. В первые секунды я подумала, что мы зацепились за какую-нибудь скрытую корягу. А потом дошло: латка на днище! Вода, казалось, прибывала со скоростью света. Я замерла в ступоре, а Сабаней стал искать нож, чтобы перерезать веревку якоря. Он нашелся не сразу. В процессе поисков Сабаней скомандовал мне выбросить за борт садок с рыбой, доски, скинуть с себя тяжелые резиновые сапоги. Сделать это, сидя по колено в уже холодной воде, было совсем нелегко. Стало понятно, что до берега вплавь нам не добраться. Спасательных жилетов у нас не было. Шока добавляло подозрение на то, что борта тоже могли подвести. Мы были в полукилометре от берега, на котором не было ни души. Никого не было и на самом водоеме. Мы едва держались на надувных бортах, но они без стандартных перегородок-сидений вдруг начали медленно приближаться друг к другу. Наша лодка норовила сложиться. Вода стала плескать на нас и поверх бортов. И тогда Сабаней стал бешено грести к ближайшему берегу. Кто знает, может быть, тогда он установил мировой рекорд по гребле...
На берег мы выплыли с позеленевшими от шока физиономиями и долго приходили в себя, лежа на траве. Кружки, сапоги, снасти, садок так и остались на том водоеме навсегда. Их было не жалко - мы были живы. С тех пор взяли себе за правило: лодка должна быть своя, надежная, без латок, с правильными сиденьями, нож всегда наготове, а спасательные жилеты на себе любимом.
Лодка - тоже транспортное средство
Да-да, как автомобиль. Но почему-то в нашем рыбацком сознании эта аксиома укладывается с трудом, и лодка мнится всего лишь частью рыболовной амуниции. И если никакому водителю в голову не придет ездить по автотрассам на спущенном колесе или пробитом баке с топливом, то на лодке можно плавать даже без весел, используя вместо них крышки от кастрюль. А потому одни экономят, используя надувные лодки (латка на латке!), купленные в хрущевские времена. Другим некомфортно в спасательных жилетах - в них жарко, они сковывают движения и не налазят на объемную осеннюю амуницию. Третьи считают себя ну очень надежными пловцами.
И если сейчас каждый знает, что по трассам нельзя ездить с выключенными фарами, не пристегнувшись ремнем, что необходимо регулярно делать техосмотр своего авто, а иначе есть опасность быть оштрафованным, то многие рыболовы даже не догадываются о том, что ненадлежащее оснащение их водного транспортного средства также чревато штрафными санкциями. Мало того, как и на автодорогах, на наших водных трассах можно встретить инспектора, который, как и дорожный полицейский, оформит на вас протокол, если обнаружит какое-либо нарушение. И при этом сошлется на статью из Кодекса РК об административных правонарушениях. Да-да, в этом государственном документе прописаны моменты, касающиеся конкретно вашей «резинки» и даже вашей безопасности на воде. Так что аналогом авторемня безопасности в вашей лодке станет обязательное присутствие на вас спасательного жилета. А иначе, согласно статье 582 п. 5 кодекса, вам грозит штраф в 5 МРП, а это 12 625 тенге. Если же такого жилета инспектор вообще не обнаружит в вашей лодке, он выпишет штраф в размере 10 МРП, а это ни много ни мало 25 250 тенге. Технически плачевное состояние вашего водного транспортного средства пополнит государственную казну на 37 875 тенге, а отсутствие якорного устройства - на 2 525 тенге.
Инспектор Стряпчев при исполнении
Кстати, сейчас в нашей области проводится общеказахстанская акция «Скутер», цель которой - обеспечение порядка на водном транспорте. О том, как проходит эта акция в нашей области, мне рассказал инспектор Инспекции транспортного контроля Костанайской области Юрий Васильевич Стряпчев, о котором я была наслышана от наших рыболовов. Со Стряпчевым на водоемах можно встретиться в любое время дня и ночи - служба у него такая. О его строгости и неподкупности ходят легенды, но «правильные» рыболовы относятся к инспектору с уважением - контроль нужен, чтобы порядок был, чтобы не было вреда ни рыбаку, ни природе. Я спросила у Юрия Васильевича, за что чаще всего ему приходится наказывать наших рыболовов. Он ответил, не задумываясь: отсутствие на рыбаках спасательных жилетов; плачевное состояние лодочного мотора, когда в водоем сочится масло и топливо; несоответствие мощности мотора паспорту лодки; отсутствие якорного устройства; технически непригодное состояние маломерного судна.
В его большой практике инспектирования наших водных артерий бывали и особые случаи. Как-то на одном из водоемов Денисовского района Юрию Васильевичу пришлось самолично утилизовать брошенные кем-то рассохшиеся старые лодки, на которых приноровилась кататься местная ребятня. Насмотрелся инспектор и на самодельные плавсредства, которые мастерят наши сельчане из резиновых камер тракторов. Дунь на такое - оно и перевернется. Видел и вообще нечто немыслимое, когда дырявые борта резиновой лодки умельцы наполняли пластиковыми бутылками и отправлялись на такой посудине на воду.
Во время акции «Скутер» нашими костанайскими инспекторами уже осмотрено более двухсот судов, включая маломерные, составлено более 30 протоколов. Акция продлится до конца августа, но это совсем не значит, что позже наши рыболовы не будут встречать на водоемах инспектора Стряпчева.
Клев-инфо
- В городских зонах Тобола при неустойчивой погоде рыба капризна, однако все-таки есть надежда на спиннинг половить хищника.
- На садчиковском пруду (у «Боцмана») можно весело половить пятнистую остроносую хищницу.
- А на пруду поселка Первомайский карась в его погоду стал попадаться покрупнее.
- Весело поклевывает карасик и линек на Яр-пруду (29 км по введенской автотрассе).
- Карася можно половить сейчас и на Сарыколе.
Материалы номера