КамАЗ, «Гомсельмаш», CMC и другие
Галина КАТКОВА
На республиканском совещании костанайцы рассказали о своем опыте промышленной кооперации
Совещались 15 августа с участием премьер-министра. Форум прошел на заводе ТОО «СарыаркаАвтоПром», был посвящен вопросам машиностроения - отрасли, которую в РК считают рожденной с нуля, по крайней мере, в секторе производства автомобилей. Поэтому цифрой дня стали 57 - по официальной статистике, на данный момент 57% реализуемых в стране легковых машин произведены в Казахстане.
От первого мгновенья
Назвал ее министр индустрии и инфраструктурного развития Роман СКЛЯР, который в своем выступлении дал ретроспективу развития отечественного автопрома. Стартовал от первой «Нивы», произведенной в 2004 году в ВКО. Сейчас, по его словам, в стране собирается 167 моделей автомобилей, в том числе 36 легковых 22 мировых брендов. Средний уровень локализации, то есть казахстанского содержания, составляет 33%, по отдельным моделям - более 50%.
Первые соглашения по промышленной сборке моторных транспортных средств, подразумевающие взаимные обязательства бизнеса и правительства, датируются 2010 годом. Но реально отрасль стала демонстрировать заметный рост только два-три года назад, когда государство предоставило ей пакет беспрецедентных в сравнении с остальными сферами предпринимательства мер поддержки. Причем этот пакет продолжает расширяться за счет программ стимулирования покупательского спроса и защиты внутреннего рынка, которая в первую очередь подразумевает всяческое затруднение автомобильного импорта.
- К 2016 году доля реализуемых отечественных авто составляла лишь 26%. Требовались новые методы стимулирования. Правительство приняло их - преференции по НДС, введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта, - перечислил Скляр.
Дорогой наш автопром
В 2017 году в рамках специальных инвестиционных контрактов для казахстанских машиностроительных предприятий были сохранены таможенные и налоговые льготы.
По программам льготного автокредитования и льготного лизинга выделено около 4 млрд тенге. С учетом револьверного освоения реализовано 16 000 автотранспортных средств на 77 млрд тенге, доложил министр. Готовится программа льготного автокредитования Нацбанка РК с выделением 100 млрд тенге в течение 5 лет.
В качестве дополнительного стимулирования с прошлого года действует программа предоставления в лизинг автобусов, из республиканского бюджета на это было выделено 33,5 млрд тенге, и на сегодняшний день уже профинансирована поставка 1 350 автобусов.
Проводится работа по стимулированию производства спецтехники. Министерством индустрии совместно с министерством здравоохранения утверждена дорожная карта по обновлению санитарного транспорта.
Как вишенка на торте впервые принято постановление правительства, ограничивающее приобретение легковых автомобилей иностранного производства в рамках государственных закупок, действует два года.
С 2014 года Казахстан, в частности костанайский завод ТОО «СарыаркаАвтоПром», начал сборку транспортных средств на электрической тяге.
- С учетом небольших объемов внутреннего рынка долгосрочное планирование отечественных машиностроителей должно предусматривать наращивание экспортных объемов, - отметил Скляр, - наше министерство уже начало работу в этом направлении. В рамках механизма стимулирования производства экологически чистых автомобилей предусмотрено экспортное финансирование предприятий этой отрасли. Наряду с маркетинговым продвижением мы будем оказывать меры по возмещению части затрат на сертификацию такой продукции на экспортных рынках.
Министр также сообщил, что в Казахстане, а именно в Костанае, на базе КГУ, стартует масштабный проект по созданию инжинирингового центра, цель которого - подготовка специалистов для машиностроения. Еще одна программа, тоже опекаемая государством, - программа создания автокомпонентной базы.
Заводы - у нас
Чего государство ждет от бизнеса в ответ на создание режима невиданного благоприятствования? Производства качественной и конкурентной по цене продукции.
- Кроме того, отечественное машиностроение должно встраиваться в глобальные цепочки создания стоимостей, - сформулировал задачу Скляр, - для развития кооперационных связей в апреле 2019 года между РФ и РК была принята программа совместных действий.
Она же фактически программа по привлечению иностранных инвестиций - в активе у костанайцев Китай, Беларусь, Россия.
Аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ рассказал о нескольких совместных проектах с крупными российскими компаниями. Одна из них - публичное акционерное общество «КамАЗ».
Надо отметить, что этот производитель большегрузных машин с 2005 года присутствует в Казахстане - в Кокшетау с 2005 года существует сборочное производство. Но совместные планы с костанайским АО «Агромашхолдинг KZ» лежат в иной плоскости. ПАО намерено ставить на территории индустриальной зоны в Костанае заводы по производству чугунного литья и редукторов главных передач. Как подчеркнул генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей КОГОГИН, экспорт продукции гарантирован - все заберет «большой КамАЗ», то есть речь идет о дочернем предприятии за пределами РФ.
- Мы, безусловно, не собираемся закрывать литейное производство в Набережных Челнах. У нас есть также завод в Ярославле. Но сейчас речь идет о модернизации, технологическом развитии, и новые современные мощности мы решили разместить в Костанае, - пояснил Когогин.
Заводы должны начать работу в первой половине 2022 года. В индустриальной зоне совместному предприятию выделен участок, площадью 31 га. Началось проектирование литейного завода, идут переговоры с компанией, которая берется проектировать завод по производству редукторов. Строительство планируют вести в следующем году, 2021-й отводят на приобретение и поставку оборудования. Инвестиции в оба проекта составляют более $300 млн долларов, будет создано около 1 000 рабочих мест.
Гендиректор ПАО, делая сообщение, отметил привлекательность инвестиционного климата в Казахстане.
- Здесь очень быстро реагируют на все потребности бизнеса, - сказал он, - земельные ресурсы предоставляются по приемлемым ставкам, условия кредитования от БРК-лизинга являются для нас очень интересными. Местная администрация и правительство предоставляют существенный объем инфраструктурной поддержки в виде создания индустриальных парков с готовой инфраструктурой и достаточным обеспечением. В частности, по литейному производству для нас критически важным было обеспечение электроэнергией. Вопрос обсужден, акимат дал гарантию, что нужный объем будет. И мы видим, что ведутся все работы, чтобы эти проекты были обеспечены электроэнергией. Нам нужно 25 МВт установленной мощности.
Еще один пример кооперации - строительство в Костанае завода по выпуску тракторов «Кировец» мощностью до 700 единиц в год. Как сказал директор Петербургского тракторного завода Сергей СЕРЕБРЯКОВ, в реализации этого проекта все идет по плану, «никаких угроз мы не видим». В 2020 году строительство завода должно быть завершено.
Китайскую CMC - JAC Motors называют стратегическим партнером ТОО «СарыаркаАвтоПром». Аким области сообщил, что в мае подписано финальное соглашение о вхождении JAC Motors в капитал компании «Аллюр Груп», к которой относится костанайский автозавод. По словам акима, завершаются юридические формальности по приобретению китайской стороной акций казахстанской компании. В ближайшие 10 лет стратегический партнер должен инвестировать в производство $1,1 млрд, будет увеличен объем производства, расширится модельный ряд автомобилей, доля локализации достигнет 50%. Это и приграничное положение делает костанайцев приемлемыми партнерами для продвижения фактически китайских машин, но с высоким казахстанским содержанием на внешние рынки. Как заверил аким области, сейчас в индустриальной зоне и строятся автомобильные и железные дороги, проекты обеспечиваются необходимыми энергомощностями.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера