Чудеса на автобусных виражах

Ольга ЛИХОГРАЙ

Почему акимат Костаная и перевозчики не могут договориться об условиях проезда, тарифе и субсидиях? 

Отношения автобусников и власти вновь в стадии обострения. Первые с уверенностью пилотов «Формулы-1» давят на газ в своих попытках выбить из бюджета дотации за убытки, которые они терпят несколько последних лет. Чиновники оборотов не сбавляют и призывают сначала внедрить электронную систему оплаты проезда, чтобы оценить реальный размер трат, а потом выставлять требования. Перевозчики в ответ сигналят еще громче: установка валидаторов, кроме новых убытков, ничего не даст. Проигравшие в этой гонке - только пассажиры, которые вообще не знают, когда, сколько и каким образом им придется платить.

 Городские отделили

О том, что костанайские автобусы в этом году буксуют больше обычного, свидетельствуют неоднократное проведение тендеров на городские маршруты и по сей день не состоявшийся конкурс на дачные.

Перевозчики считают, что установка валидаторов приведет к еще большим убыткам

Прошедший в начале мая первый этап тендера на право обслуживания регулярных городских и пригородных маршрутов по большинству из них был признан несостоявшимся. На нем удалось разыграть всего 3 лота из более 10 предложенных.
- Конкурсная комиссия единогласно присудила победу ТОО «Компания STA» (маршруты №№ 38, 12), ИП «Брунер А. В.» (маршрут № 10), ИП «Муканов Р. Д.» (маршрут № 110), - сообщал в ответе на официальный запрос «НГ» в середине мая заместитель акима Костаная Ануарбек КАСИМОВ. - По остальным лотам конкурс признан несостоявшимся, так как представлена заявка только одного участника или на лот не зарегистрировано ни одного участника.

Второй тур конкурса прошел в конце июня. На нем удалось разыграть большинство автобусных маршрутов, но не все. Неразыгранными до сих пор остаются лоты по маршрутам №№ 24, 106, а также все дачные маршруты.

Разыграть большинство городских автобусных маршрутов акимату Костаная удалось только со второй попытки

Об этом 5 июля на специальной встрече с журналистами рассказал руководитель отдела ЖКХ акимата Костаная Алексей ТАРАСОВ:

- 28 июня текущего года мы подвели итоги второго тура открытого конкурса на право обслуживания регулярных маршрутов. Право на обслуживание маршрутов №№ 2, 7, 13, 22, 112 выиграло ТОО «КостанайАвтотранс», на маршруты - №№ 3, 25, 42 - ИП Брунер, на маршруты №№ 5, 11 - ПК «Альтаир», на маршруты №№ 8, 10, 21 - ТОО «Компания STА», на маршруты №№ 18, 18А, 19, 103, 102, 104, 105, 113, 116, 117 - компания «ТуристТрансСервис», на маршрут № 107 - ТОО «Жарык Жол-1». Конкурс по всем четырем лотам, в которых были собраны дачные маршруты, признан несостоявшимся, так как по ним не было зарегистрировано ни одной заявки.

Четыре городских маршрута слегка изменили схему движения / Инфографика Эдуарда ВОЛКОВА

На резонный вопрос о том, почему перевозчики не горят желанием обслуживать садовые общества и как теперь быть дачникам, Тарасов пояснил: причина - в изменениях, которые в этом году внесли в республиканские Правила организации движения общественного транспорта.

- Четыре года назад, когда проводился конкурс на дачные маршруты, республиканские правила разрешали присоединять их к городским в общем лоте, потому что дачные всегда были нерентабельными, - объяснил Тарасов. - В этом году правила обязали отделить дачные маршруты от городских. В связи с нерентабельностью дачных маршрутов заявок на их обслуживание не поступило.

 Дачные-неудачные

Однако, по словам начальника отдела ЖКХ, паниковать садоводам не стоит. Дачные маршруты продолжают обслуживать перевозчики, выигравшие конкурс четыре года назад. У отдела ЖКХ, как у организатора конкурса, есть право продлевать ранее заключенный договор до подведения новых итогов. В связи с тем, что конкурс признан несостоявшимся, договор четырехлетней давности пролонгируется автоматически.

В этом году ни один перевозчик не изъявил желание участвовать в тендере на обслуживание дачных маршрутов

- Но третий этап конкурса по дачным маршрутам мы в любом случае проведем, - уточнил Тарасов. - Будем встречаться с перевозчиками, в очередной раз говорить им волшебное слово «пожалуйста» и просить их снова подать заявки на участие в конкурсе, чтобы перезаключить договоры на ближайшие 4 года.

Впрочем, если волшебное слово не сработает и «дачные» перевозчики вновь проигнорируют конкурс, выбора у них все равно не будет. Отдел ЖКХ имеет право бесконечно продлевать с ними договор до объявления новых результатов. Вот такой дачный капкан, от попадания в который владельцы маршрутов уже испытывают богатые ощущения.

- Дачные маршруты для нас сейчас являются самыми проблемными, - рассказал «НГ» заместитель директора ТОО «Компания STА» (маршруты №№ 8, 10, 21, 113А, 113Б) Юрий ПАНАСЕНКО. - По договору четырехлетней давности мы обслуживаем два дачных маршрута - №№ 113А и 113Б. Уже на тот момент они были нерентабельными, но разыгрывались в одном пакете вместе с городскими, поэтому можно было участвовать. За 4 года подорожали ГСМ, износились автобусы, сотрудникам повысили зарплату, а цена проезда осталась на прежнем уровне. Да еще нерентабельные дачные стали разыгрывать отдельно от рентабельных!

Пока новый тендер признан несостоявшимся, дачные маршруты обслуживают перевозчики, выигравшие его 4 года назад

Панасенко признает, что из-за необходимости обслуживать дачные маршруты, перевозчику пришлось нарушить договор.

- У маршрутов №№ 113А и 113Б - очень длинный путь, - объяснил заместитель директора фирмы-перевозчика. - № 113А начинает движение от железнодорожного вокзала и идет на дачи, расположенные вдоль рудненской трассы. Автобус № 113Б начинает движение из района КСК и заканчивает на 17-м километре рудненской трассы. Поэтому 113Б из всех дачных маршрутов - самый проблемный и невыгодный. В связи с чем мы договорились с дачниками, что теперь будем возить их два раза в день: в 6.50 на садовые общества, в 20.50 - обратно в город. Хотя автобус должен был ездить каждые 2,5 часа.

 Сначала - валидаторы, потом - субсидии

Не прибавляет оптимизма перевозчикам и идея установки валидаторов, которую по задумке городского акимата необходимо воплотить в жизнь до конца декабря этого года. 

Руководитель отдела ЖКХ Алексей Тарасов сообщил, что установка валидаторов - обязанность перевозчиков, которая «не обсуждается»

- Не позднее 25 декабря 2019 года перевозчики на всех автобусах, которые выходят на обслуживание маршрутов, обязаны установить технические системы оплаты проезда, к которым относятся валидаторы, - пояснил «НГ» Алексей Тарасов. - Диалог с перевозчиками по вопросу установки валидаторов мы продолжаем с прошлого года. Пытаемся найти компромисс между потенциальным инвестором и перевозчиками. Для установки по одному валидатору в каждый автобус необходимо около 60 млн тенге. Взамен перевозчики будут отдавать часть средств от стоимости проезда инвестору. Если не удастся договориться с инвестором, обязанность по установке валидаторов с перевозчиков никто не снимет.

Точнее, эта обязанность должна стать их прямой заинтересованностью, уточняет начальник отдела ЖКХ. Ведь регулярные жалобы со стороны перевозчиков на огромные убытки голословны, пока нет документального подтверждения. А без официальной бумажки требовать возмещения убытков как минимум бесполезно, как максимум - нечестно.

- Перевозчики должны быть сами заинтересованы в том, чтобы их деятельность стала прозрачной, - отмечает Тарасов. - К этому мы автоматически будем возвращаться, заводя разговор о покрытии убытков. На сегодняшний день при том учете, который ими ведется, как выяснить размер убытков? Как определить общий пассажиропоток и группы людей, которых они перевозят по льготным тарифам? Сколько в день проезжает детей от 0 до 7 и от 7 до 15 лет, пенсионеров, социально уязвимых слоев населения? По словам перевозчиков, им нужно около 200 млн тенге (а это асфальтирование 8-9 городских улиц) только на покрытие убытков по дачным маршрутам, не считая провоза льготных категорий граждан и пенсионеров. Действительно ли есть убыток? Для этих целей необходимо внедрение электронной системы безналичной оплаты.

По словам Тарасова, акимат Костаная сейчас как раз занимается вопросом «выбивания» субсидий из республиканского бюджета. Но даже если завтра этот вопрос решится, у местных чиновников не будет возможности перечислить деньги автобусникам. 

- У отдела ЖКХ отсутствуют контрольные функции в отношении финансово-хозяйственной деятельности перевозчиков, - поясняет Тарасов. - А наличие электронной системы оплаты проезда позволит перевозчику заявить о размере своего убытка и обратиться в местный исполнительный орган.

Вариант, при котором владельцы маршрутов не смогут установить валидаторы, даже не рассматривается, уточнили в отделе ЖКХ. Внедрение электронной системы оплаты проезда - их обязанность, которую необходимо исполнить до 25 декабря этого года.

 По примеру Караганды

Председатель ассоциации перевозчиков Костаная Алексей БОЙЧЕНКО категорически против такого требования и советует отделу ЖКХ как минимум притормозить, как максимум - предложить другой способ оценки прозрачности и денежной поддержки.

На сегодняшний день валидаторы установлены в двух автобусах маршрута № 3, но и они не работают

- Кто нас может обязать установить валидаторы, если на их установку нет денег? И обязанности у нас такой нет, - считает Бойченко. - А вот право повышать стоимость проезда, если цена на ГСМ выросла более чем на 10%, четко прописано в Правилах перевозки. В 2017 году мы подали заявку на повышение проезда до 100 тенге, когда литр солярки стоил 120-125 тенге, но нам не дали этого сделать. Сейчас литр солярки стоит уже 197-200 тенге, а стоимость проезда осталась прежней. И где нам брать дополнительные средства на установку валидаторов? Субсидии нам и без их установки положены, учитывая  Правила перевозки.

Поддерживает коллегу и Юрий Панасенко:

- В правилах прописана формула, согласно которой рассчитываются убытки перевозчиков. Она учитывает стоимость ГСМ, амортизацию машин и т. д. Два года назад мы приводили расчеты по нашему маршруту № 21. В день он делает 10 кругов, в среднем затрачивает 50 л солярки, стоимость которой сейчас доходит до 200 тенге за 1 литр. Это 10 000 тенге в день на один автобус. У нас таких автобусов 18 и ездят они целый месяц. Но эти затраты никого не волнуют.

Установить один валидатор стоимостью 35 000-40 000 тенге в одном автобусе - не проблема, считает Панасенко. Основная загвоздка - в написании компьютерной программы для их бесперебойной работы, выпуске карт для пассажиров и наличии средств для их дальнейшего обслуживания.

- В двух наших автобусах, следующих по маршруту № 3, стоят валидаторы, но толку от них? - признает Бельгубай ЖИТЕРБАЕВ, заместитель директора по перевозкам ИП Брунер. - Они не работают, потому что нет программного обеспечения, нет карт оплаты, да и непонятно, когда это все массово заработает.

Но даже при грамотной установке валидаторов и отменной работе программного обеспечения гарантию от сбоев никто не даст.

- Мы разговаривали с коллегами из Нур-Султана, где в автобусах уже есть валидаторы. При безналичном расчете деньги должны упасть на карту перевозчика до 12.00 следующего дня, - рассказывает Панасенко. - Но бывают такие сбои, что целые маршруты не выходят на линию из-за невозможности обналичить карту и купить ГСМ. Бывают поддельные карты, когда оплата не проходит или валидатор начинает «зависать», снова происходит сбой. Сейчас наши водители получают «живые» деньги, а то, что по картам будет прозрачнее - большой вопрос. Плюс с каждой транзакции 10% (8 тенге) мы будем отдавать инвестору, если он купит нам валидаторы. А если мы при 80 тенге терпим убытки, то при 72 тенге они только вырастут. Или еще большие затраты лягут на нас, если мы купим валидаторы сами.

Перевозчики обращают внимание на Караганду, где не стали обязывать устанавливать в автобусах валидаторы, а прозрачность работы инспектируют гораздо проще. Там отслеживают километраж с помощью системы GPS-навигации. Согласно километражу, оценивают затраты на ГСМ и компенсируют водителям 50% от стоимости солярки. Все автобусы Костаная давно оборудованы GPS-навигацией, так что воспользоваться карагандинским примером проще простого и гораздо дешевле, чем устанавливать валидаторы.

Билеты при оплате проезда выдают крайне редко

Однако в акимате Костаная настаивают исключительно на электронной системе оплаты, а для стимулирования пассажиров даже планируют ввести дифференцированный тариф. Как только в конце декабря заработают валидаторы, с 1 января 2020 года тариф на проезд за наличный расчет вырастет в 2 раза.

- Для того чтобы мы пользовались системой безналичной оплаты, пассажиров нужно мотивировать, - отметил Алексей Тарасов. - Единственный способ - ввести дифференцированный тариф, когда при безналичном расчете останутся те же 80 тенге, а при наличном - как минимум 150-160 тенге.

Подтверждением оплаты наличными будут служить бумажные билеты, которые уже обязаны выдавать в автобусах. Но этого почти никто не делает. И хотя в отделе ЖКХ заверили, что перевозчики один раз в квартал отчитываются за все выданные билеты, назвать точное количество «бумажек» не смогли.

Перевозчики Костаная обязаны выдавать билеты, но...

В общем пока чиновники и перевозчики демонстрируют сплошные чудеса на виражах, пассажирам остается только гадать, во сколько им эта гонка обойдется...

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА