Поднимайся, народ, собирайся в поход
Мария МОСТОВАЯ
По страницам старых песенников - путешествие в военные времена
У меня тоже был такой. Сегодня ребята и не знают, как это - переписывать в заветную тетрадку слова полюбившихся песен. Нажал кнопку в компьютере или телефоне, и перед тобой на экране - стихи, да еще и справка, кем написаны, где впервые спеты... А во времена моего далекого послевоенного детства, когда и тетрадки были большим богатством, это было движение души - сохранить прекрасные слова. Тем более что тогда новые песни часто привозили с фронта демобилизованные солдаты. Песни были особенные.
На фронте люди пели на марше, на привалах, возили с собой гармони, играли на трофейных инструментах / Фото infourok.ru
А сегодня война наступила
В трудные периоды жизни человеку свойственно ярче выражать свои эмоции, сильнее переживать и радость, и горе. Время Великой Отечественной войны, атмосфера всеобщего обострения чувств, когда сердце не лжет, побуждала множество людей высказывать свои мысли в поэтической форме. Поэтому в рукописных сборниках старых песен - дыхание самой жизни, боль и надежды трудного времени, выраженные известными авторами и безымянными свидетелями.
Есть известная песня Лебедева-Кумача «Если завтра война». И есть варианты ее. В одном, например, говорится: «Если завтра война, так мы пели вчера. А сегодня война наступила. И когда подошла боевая пора, запеваем мы с новою силой… Наш напев и могуч, и суров. Поднимайся, народ, собирайся в поход, разобьем обнаглевших врагов».
Фото mtdata.ru
В войну были воспеты беззаветный патриотизм и ответственность за судьбу Отечества, кажется, всех родов войск. «Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой… Из сотен тысяч батарей за слезы наших матерей, за нашу Родину - огонь, огонь!» - это про артиллеристов. С непрошеными гостями сражается штурман, бомбит немецкие аэродромы. «Но вот машину подбросило вверх, и левый мотор задымился. Но крепкое сердце работало в нем, привстал, за штурвал ухватился», - про летчика, который горящий самолет направляет на цистерны с бензином.
Подводная лодка уходит в чужие моря, и про горсточку ее людей слова: «Ну что же, что берег любимый далек? Мы сами повсюду - Россия».
Мой сборник заполнялся в 1945-1947 годы. В нем много записей о танкистах, это не считая прославленного экипажа машины боевой из трех друзей. В одном из стихов говорится: под Одессой грохочут танки, матросы ведут тяжелый бой. «Не дрогнет руль в руках танкиста, стреляет метко пулемет». Но осколком снаряда смертельно ранен водитель, и враги уже радуются победе. Как «вдруг из танка раздается команда громкая: огонь!». И пулемет затарахтел. И от фашистского отряда осталась груда мертвых тел. Но этот бой не был успешным. «Я за тебя, моя Одесса, жизнь молодую отдаю. Хотя досталась ты фашистам и вместе с нами умерла, но молодые краснофлотцы навек прославили себя», - последние слова песни.
Медсестра молодая Анюта
Очень трогали всех песни о медсестрах. Не случайно они написаны от имени бойцов. Сколько физических и душевных сил требовалось женщинам, чтобы спасать людей на поле боя, морально поддерживать в госпиталях, порой выполнять чью-то последнюю волю.
Фото mil.ru
В полевом лазарете боец диктует письмо домой: «Легко ранен я в правую руку, потому не могу сам писать. Милых деток я крепко целую, близко к сердцу хочу их прижать. И целую жену молодую, и отца, престарелую мать». Он умирает от ран, диктует, собрав последние силы, но не хочет родных убивать жестокой правдой. Потому тихо плачет над ним лишь сестрица, «уж слезой промокает страница». Уроженец с Ордынки просит: «Жене передай мой прощальный привет, а сыну отдай бескозырку».
Солдат долго помнит военную сестру, «потому что в палате она теплотой и лаской окружила и о доме что-то говорила, чтобы боль немного улеглась».
Есть признание истекавшего кровью пехотинца: «Капля за каплей кровь горячая остыла в снегу. Наши близко, но силы иссякли и не страшен я больше врагу. Мне столетием казалась минута, шел по-прежнему яростный бой. Медсестра молодая Анюта подползла, прошептала: «Живой». И взвалила на девичьи плечи… Эту встречу и тот зимний вечер не забыть ни за что никогда».
Прославили даже халатик медсестры. «Порой ночной мы говорили с тобой, ты все тихо вздыхала и повторяла: «Что вы не спите, больной?» Рана моя затянулась, белый халатик помог. Только не знаю, как получилось, сердце сдержать я не смог». Пелось это на мотив «Синего платочка».
Крутится, вертится шар голубой
В тылу сообщения с фронта были самыми долгожданными. В письмах слышался голос родной: «К тебе сквозь туманы, леса и поляны летит мой листок дорогой. О смелых ребятах, о грозных атаках расскажет конверт голубой».
А как ранят солдат трагические вести из дома! Матрос объясняет однополчанам, почему его гармонь стонет и плачет: «Есть муки, которые смерти страшней, они мне на долю достались. Над милою гордой любовью моей немецкие псы надсмеялись».
До войны была популярной песня «Крутится, вертится шар голубой». Этим же стихотворным размером кем-то написан целый рассказ: «Лесом, полями, дорогой прямой парень идет на побывку домой… Но где же родная деревня моя? Только висит над колодцем бадья». Гитлеровцы все разграбили, хаты сожгли, Настю-невесту с собой увели. «Эту смертельную рану врагу я ни забыть, ни простить не могу», и солдат сразу возвращается к друзьям боевым, «покидает родные края. Настенька, Настя, ты песня моя. Встретимся, нет ли, мы снова с тобой? Крутится, вертится шар голубой».
Потрясающий эпизод из летописи о войне изложен в стихотворении об учителе, пусть его автор не очень дружен с законами поэзии: «У школы могилу копали, фашисты держали прицел. А школьники громко рыдали - учитель их шел на расстрел. А он был и сдержан, и строг: «Не плачьте, родные, побольше внимания, я дам вам последний урок. Умеете жить вы на свете, успел я вам все рассказать. Теперь вы увидите, дети, как надо уметь умирать». Когда-то Карл Маркс говорил, что смерть героя подобна закату солнца. Страшный урок для детей - наверное, тот самый случай.
Конечно, радовало читателей письмо Ганса в Германию, на знакомый мотив «Синего платочка»: «Вот уж зима наступает. Бьют нас, куда ни пойди. Геббельс болтает, черт его знает, мы замерзаем в степи. Легкие к ребрам примерзли, сопли из носа текут. Нас настигают, нас окружают, кажется, всем нам капут».
Катюша была не одна
Мне известно много вариантов песен о Катюше и «Огонек». Как они доходили до глухого казахстанского села, остается загадкой. Но доходили.
Фото cf.ppt-online.org
«Я теперь, - Катюша пишет другу, - не хожу на берег, где туман. Темной ночью, взяв винтовку в руки, я ушла с отрядом партизан… В том саду, где яблони цвели, мы штыками недругов встречали, на допрос стервятников вели». В одном строю с любимым она защищает край родимый и любовь горячую свою.
Правда, были и другие Кати. «Поплыли туманы над рекой, а в зеленом садике Катюшу целовал ефрейтор молодой. Чуб под немку Катя закрутила и пошила юбку до колен, по-немецки бойко говорила и умела петь «Лили Марлен». Такую, не обремененную совестью и достоинством, девицу ждет возмездие. Как вернется с фронта «молодой герой, за торговлю чувствами и ласками ты ответишь, Катя, головой».
Песня «Огонек» - о том, как врага крепко бьет паренек за любимую девушку и родной огонек. И когда победою завершилась война, «нежно девушка встретила молодого бойца, обнимала любимого на ступеньках крыльца». Но случалось и такое: получил письмо боец из дома, а в нем: «Любви больше нет, я с другим повстречалась, вот и весь мой ответ». Верность присяге сильнее душевной раны, потому, как и прежде, «врага ненавистного крепко бьет паренек - не одна у нас девушка, не один огонек».
Утих орудий грозный вой
Когда пришел войне конец, «вернулся воин в дом родной, хозяин и отец». Солдат пронес через фронтовой огонь подругу-шестипланную. «Гармонь свою певучую он сыну подает: «Возьми, пускай заветная в твоих руках поет… Ты играй и помни, сын, сражались как на Волге мы и как вошли в Берлин, как нашей силой грозною была сокрушена фашистская Германия, кичливая страна. Пускай гармонь поведает, о чем все знать должны». Это наказ всем нам - помнить, как досталась Победа, и защищать ее от клеветников. На Западе зачеркивают заслуги Советской армии в разгроме фашистов, забывают, что она освободила от захватчиков полностью или частично 9 стран Европы. Надо вспомнить и то, что до начала войны с СССР Вторая мировая война быстро катилась по Европе, сопротивление стран было недолгим. Так, Франция три пятых своей территории в 1940 г. отдала Гитлеру за месяц с небольшим. А в 1941 г. в Сталинграде только дом Павлова защищали почти два месяца.
Уже 74 года мир не знает войны, почти три поколения выросло, и многие, к сожалению, знать не хотят о трагедиях сороковых годов. А ведь они могут повториться, причем в гораздо худшем варианте.
Этот обзор народных творений времен самой кровопролитной войны вряд ли всколыхнет души большого числа читателей, хотя песни, стихи - общепризнанная, очень эффективная форма воздействия на умы. А фронтовое творчество - несовершенное, с неправильностями, но такое живое, эмоциональное - тоже своеобразная летопись войны.
Материалы номера