Старые грабли среднего образования
Владимир КРИКУН, ng@ng.kz
Станислав НАМ, nam@ng.kz
7 февраля Казинформ со ссылкой на министра образования и науки Жансеита ТУЙМЕБАЕВА сообщил, что создана комиссия, проверяющая учебники, по которым обучаются казахстанские школьники. Как сообщил «НГ» советник министра образования и науки Аяган САНДЫБАЙ, комиссия проверит около 900 школьных учебников.
ЧиО-ЧиО... вон!
Учебник «Основы обществознания» для 11 класса (или ЧиО - по-школьному - «человек и общество») - прощается со школой. Последнее «прости» нашумевшему учебнику общественно-гуманитарного направления казахстанских авторов уже сказали в Костанае. Проводы на незаслуженный отдых продолжаются кое-где в районах области. Туда выехала комиссия департамента образования, книги изымают из школьных фондов. Учебник уже разобрали на цитаты, высказывания из пособия школьники заучивают наизусть. Но не для того, чтобы получить хорошую оценку. Просто, на память. Все-таки ТАКИМИ книгами наших детей «балуют» редко, что бы ни говорили о теоретической подготовке и компетенции авторов своих, казахстанских, учебников. Специальным приказом министра образования и науки Жансеита Туймебаева книга «Основы обществознания» под редакцией А. Нысанбаева, К. Кажымурата, К. Жукешева, М. Изотова, М. Татимова должна быть изъята из школьной программы. Директор департамента образования Генрих ШЕК объяснил, каким образом будет выполняться приказ. Детям объявят, что теперь по имеющимся «Основам» учиться не надо. В приказе министра указано, каким пособием нужно пользоваться вместо опального учебника. Потом «Основы обществознания» казахстанского разлива будут, наверное, навсегда изъяты из книжных фондов. Покупать замену уходящим «Основам» придется за свой счет всем, кто покупал изымаемый учебник.
Как их оценивать и кто это услышит?
О том, что новые учебники не удовлетворяют требованиям школьной программы, педагоги, и не только костанайские, начали говорить сразу после включения новинок в учебный процесс. Недоработки авторов отмечали, обобщали, предлагали способы исправления. Директор департамента образования Генрих Шек говорит, что отзывов и предложений от специалистов нашей области за несколько лет в министерство ушло «выше крыши». Что с предложениями происходило дальше - ему неизвестно. Высказывать свое мнение о некоторых нашумевших своими «ляпами» учебниках не стал. Приказали изъять «Человек и общество» - изымаем. Остальное - дело специалистов.
Одна из тех, кто говорил еще 5 лет назад о недоработках учебника общественно-гуманитарного направления по русскому языку - учитель СШ №2 Костаная Надежда ВОЛОСЯН. Тогда учебник проходил апробацию. Результат от высказанных пожеланий получился двойственный - что-то ученые мужи исправили, что-то нет. Однако сумбурность изложения осталась.
- Морфологический разбор существительного должен повторяться по логике вещей в самую последнюю очередь как самая сложная тема. Но в учебнике после темы «Существительное» почему-то изучается междометие, - говорит Надежда Волосян. - Не повторяются, к примеру, такие темы, как имя собственное, нарицательное, дефис в существительных, а между тем вопросы по этим темам есть в тестах ЕНТ.
В новых учебниках упоминается 41 фонема, в то время как их на самом деле 42. Учителя начальных классов в течение нескольких лет приходят к Надежде Петровне и приводят пример безграмотного разбора по составу слова «беречь». В то время как все это слово является корнем, авторы учебника упорно относят буквенное сочетание «чь» к суффиксу.
Для того, чтобы подготовиться к уроку, Надежда Волосян, учитель с более чем 40-летним стажем, пользуется дополнительной учебной литературой. В принципе, это нормально, если бы не пресловутое «но».
- Учебник должен быть фундаментом, остальные пособия выполняют вспомогательную роль. Но этот учебник роль фундамента не играет. Я не могу гарантировать, что выпускник, готовясь только по этому учебнику, сможет качественно подготовиться к ЕНТ, - говорит учитель русского языка.
Впрочем, советник министра считает несколько иначе.
- Проблема с учебниками - это проблема всего СНГ, - говорит Аяган Сандыбай. - Я думаю, на сдаче ЕНТ найденные ошибки не отразятся, потому что все вопросы к ЕНТ мы тщательно выверяем.
Пособие на тему «как не надо»
Оптимизм г-на Сандыбая вряд ли разделит еще один костанайский учитель русского языка Раиса ФАТКУЛИНА. Одна из ее учениц приобрела учебно-методическое пособие для поступающих в вузы по русскому языку, утвержденное Министерством образования и науки. Труд был издан в 2007-м году алматинским издательством «Шын-кiтап», в Костанае книга стоит свыше 1000 тенге. Количество ошибок, которое Раиса Фаткулина нашла в пособии вместе с ученицей, педагог называет не иначе как «массой». Вот наиболее яркие ошибки, которые особенно потрясли учителя. Вместо слова «омонимы» читаем «омономы», правильное написание словосочетания «Организация Объединенных Наций» в одном из тестовых вопросов отсутствует вообще. Дано неполное определение термина «обстоятельство». Раиса Талгатовна выяснила также, к немалому удивлению, что теперь фамилия известного казахского писателя Мухтара Ауэзова пишется как «Ауезов».
- Такое впечатление, - говорит Раиса Фаткулина, - что авторы очень торопились, когда готовили это пособие. Хотя задумка у них была очень хорошая.
Педагог еще не дошла со своей ученицей до изучения второй половины пособия...
Их уже меняли...
Особо тщательной проверке в Костанайской области подвергнутся 15 новых учебников по 5 дисциплинам: химии, биологии, физике, экологии и географии. В нашей области комиссия начнет работать уже 16 февраля. В нее войдут учителя-практики из школ, вузов, специалисты института повышения квалификации учителей и представитель Казахской академии образования. Говорят, оценивать учебники будут «от названия до цены», досконально. Такие проверки пройдут в каждом регионе Казахстана, результаты обобщат.
Работу комиссии по проверке учебников директор института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Темиргали ЕРМАГАМБЕТОВ назвал обычным рабочим моментом. Такие, мол, есть в каждой сфере. Да и не комиссия это вовсе, пояснил Темиргали Султанович, а рабочая группа. Какова же цель работы множества педагогов?
- Никакой, - сказал г-н Ермагамбетов, - нужно сопоставить мнения специалистов всех регионов Казахстана. Решение все равно будет принимать министерство. А так, неофициально, - и с учебниками, и со школьной программой - все очень непросто.
По словам Аягана Сандыбая, прежде чем учебники доберутся от авторов до учеников, проводится тендер на их разработку. Группа ученых товарищей трудится над текстом, после чего отдает научное творение на экспертизу в научно-практический центр «Учебник». Если там считают, что все нормально, учебники сдают в печать в издательство, которое выиграло тендер на эту работу. «Основы обществознания», кстати, тоже проходили экспертизу в «Учебнике», и удачно прошли.
В местном представительстве издательства «Атамура» вспоминают, как летом Министерство образования заявило в перечне для учеников седьмых классов сначала один учебник по алгебре и геометрии, а затем - другой. В итоге на руках у многих учеников оказалось по две книги. Директор местного представительства издательства «Атамура» Нина ГОЛЫШКОВА говорит, что к ним с претензиями педагоги не обращаются. Понимают, что здесь всего лишь продавцы. Уже в марте по представлению департамента образования магазин начнет заказ учебников на новый учебный год. Сказать наверняка, что потом какую-то книгу не изымут из обращения, теперь не может никто. Непроданные экземпляры «Основ обществознания» девать некуда. А тут еще затеяли комиссионно проверить 15 учебников. Если забракуют и их? Между тем, как говорит Аяган Сандыбай, время, отведенное на проверку всех учебников, не ограничено. Туман, в общем...
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера