Правое дело... нашей левой руки
Владимир КАТКОВ, ng@ng.kz
В 2006 году костанайские земледельцы закупили в 15 странах мира более 1200 единиц техники, потратив 10 млрд. тенге. В году минувшем эти траты превысили 16 млрд. На начало 2008 года только импортных посевных комплексов насчитывалось 486. Несмотря на то что цены на заморскую технику резко возросли, сегодня наши крестьяне готовы прикупить их еще сотни полторы. А если брать в расчет другую импортную технику, то траты на обновки нынче превысят 20 млрд. Итак, только за последние 3 года, только одна область «отвалит» зарубежным производителям техники около 50 млрд. субсидий. А субсидии государства костанайским земледельцам в текущем году составят 2,6 млрд. тенге.
Поддержали, однако
Летом прошлого года премьер Карим Масимов и глава Минсельхоза Ахметжан Есимов на полях Северо-Западного НПЦ общались со знатными аграриями области.
- Беря западную технику, становимся заложниками дальнезарубежных компаний в снабжении запчастями: очень долго приходится ждать, - признавался директор ТОО «Каркен», депутат областного маслихата Сайран БУКАНОВ. - С другой стороны, российские запчасти, которыми торгуют у нас, очень некачественные. Раньше подшипник служил 2 года, сейчас если месяц протянет - хорошо. Одно наше хозяйство в год тратит 10 млн. тенге на покупки подобного рода. Нужно активней развивать свою промышленность. Ведь только на доставку посевного комплекса из Канады надо $20 тыс. За них можно новый трактор минского завода купить. У нас огромные площади, и мы не можем бесконечно зависеть от зарубежных поставщиков...
Ответ был очевиден: накануне глава Кабмина и сопровождающие его лица знакомились с громадьем планов и продукцией костанайского завода дизельных двигателей, входящего в АО «АгромашХолдинг». Презентуя завод, аким области Сергей Кулагин назвал его локомотивом нарождающегося отечественного машиностроения для сельского хозяйства и строительства. И основания были: завод выходил на рубеж ежегодной сборки 600 комбайнов «Енисей» и «Руслан» и 60 гусеничных тракторов харьковского завода - эта техника успешно прошла госиспытания в Казахстане. Холдинг открыл также полсотни сервисных центров по обслуживанию своей техники, охватив 90% посевных площадей страны. Ближайшая перспектива - половина комплектующих узлов и агрегатов должна производиться в Казахстане. И самое главное: уже через 4 года завод должен ежегодно производить 10 000 дизельных двигателей нового поколения.
Планы получили одобрение, была обещана поддержка со стороны правительства... Но неисповедимы пути господни: следом принято постановление правительства об отмене или существенном снижении таможенных пошлин на ввоз сельхозтехники из дальнего зарубежья. На днях оно вступает в силу. В столичных кабинетах считают, что так стимулируют ввоз в РК современной высокопроизводительной техники и способствуют приобщению наших аграриев к высоким технологиям.
Расчеты и просчеты
Заметное обновление машинно-тракторного парка началось после богатого урожая 1999 года. И в последние два года оно активизировалось по причине хороших урожаев и высоких цен на зерно. Сельские предприниматели торопятся обновить основные средства производства. Знают: после взлета цен вполне реально их падение, после урожайного года можно ждать засушливого. Тем не менее, за последние 8 лет парк сельхозмашин в области удалось обновить процентов на 20. Всего лишь!
Безусловно, новая импортная техника разительно отличается от выработавшей все мыслимые ресурсы советской. По данным облсельхоздепартамента, более 1000 заморских тракторов в минувшем году выполнили половину всего объема полевых работ. Вторая половина приходится на... 24 000 остальных, имеющихся в наличии. Весной 440 посевных комплексов засеяли 1,3 млн. га - треть яровой нивы области. Остальное досталось 20 000 разнокалиберных сеялок, многие из которых из-за окончательного износа уже не поддаются регулировкам. Наконец, полторы тысячи заморских и новых российских комбайнов убрали зерновые с 1,7 млн га. А 2,2 миллиона обмолачивали 10 000 реликтовых машин.
На первый взгляд, превосходство заморской техники неоспоримо. Но лишь на первый. По итогам минувшей жатвы Серик Бухарбаев из ТОО «Алтынсарино» выдал из бункера российского комбайна не первой свежести «Дон-1500» 4012 тонн зерна и установил абсолютный рекорд области. Второй результат - 3245 т - достигнут на заморском «Кейсе». Третий - 2990 т, на опять же российском «Векторе».
ТОО «Алтынсарино» - крупнейший в стране производитель зерна, в котором работает рекордсмен, - сделало ставку именно на «Доны».
- Мы работали с машинами из дальнего зарубежья, - поясняет директор ТОО Борис КНЯЗЕВ, - но «Доны» по соотношению цены и качества привлекательней, а производительность техники зависит, прежде всего, от организации уборочных работ.
Примечательно, что засевает более 80 000 своих гектаров Князев комплексами, которые выбирал в Канаде лично с тем расчетом, чтобы максимально загрузить дорогостоящую технику работой. Сегодня они и мощные трактора в ТОО загружены 5 месяцев в году. Окупаемость - 5 лет. Но в большинстве хозяйств они и месяца в году не работают, о какой окупаемости речь? Более того, методом «тыка» костанайские аграрии пришли к выводу: как только количество высокопроизводительных машин начинает превышать половину от имеющихся, падает выработка, зарплата механизаторов, снижается качество работ. Например, заморским комплексом невозможно обсеять края клеток, ему требуется идеально ровная поверхность, поскольку, в отличие от отечественных сеялок, он не копирует рельеф. Вывод: нужен комплекс машин. Год назад, на областном агросовещании, на эту тему говорили много и страстно. Аким области поручил своему заместителю определиться, наконец, с системами машин для почвенно-климатических зон области. С такими системами, надо полагать, пора определиться в целом по стране. Как и с будущим отечественного машиностроения.
Есть идея!
В ангаре костанайского дизельного завода стоит комбайн - прототип отечественной машины международного класса.
- В 2007 году наши испытатели протестировали эту машину, - рассказывает недавно возглавивший НПЦ механизации сельского хозяйства в Алматы, а до этого руководивший филиалом в Костанае Владимир АСТАФЬЕВ. - Впечатления очень хорошие. 80 часов безотказной работы - уровень ведущих мировых производителей. Он в 2 с лишним раза превосходит по надежности «Вектор», который мы сегодня закупаем у России.
Можно говорить о популярном нынче прорыве, который подготовлен объемом работ, оцениваемых в $5,5 млн. В заводском КБ сегодня работают несколько ведущих конструкторов, согласившихся переехать в Казахстан из России. В инжиниринговом центре - специалисты из Европы. Совместно с вузами России и Австрии запускается программа подготовки специалистов в учебных заведениях Костаная. Как все это согласуется с зигзагами казахстанской политики в области машиностроения?
- Нас призывают производить технику, ориентированную на экспорт, - размышляет председатель совета директоров «АгромашХолдинга» Виктор КИМ. - Мы готовы. Но... все, что необходимо для ее производства, мы покупаем с НДС. С тем же НДС вынуждены продавать. А импортер получает карт-бланш в виде нулевого тарифа. То есть, мы даже на внутреннем рынке уже не конкуренты.
При этом половина сельхозтехники, ввозимой из дальнего зарубежья, по словам Владимира Астафьева, не соответствует требованиям законов РК. В частности, Закона «О техническом регулировании».
Недавно правительство озаботилось проблемами отечественного автопрома и заинтересовалось идеей пересадить чиновников на машины, собранные в Казахстане. Заодно запретив ввоз иномарок старше 7 лет. Идею можно развить: у многих чиновников районного и областного, тем более, республиканского масштаба, в обработке находятся десятки и сотни тысяч гектаров пашни, оформленных на родственников. Почему не обязать их стать в очередь за отечественной сельхозтехникой? Большая будет польза государству.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера