Налоговый кодекс - переписать
Алия ДЖАМАНКУЛОВА, ng@ng.kz
С конца прошлого года бизнес-сообщество, особенно сектор малого и среднего бизнеса, живет в режиме непрекращающегося осмысления своей судьбы. С одной стороны, этого потребовала жизнь, с другой - премьер-министр. Предприниматели обоим ответили предложениями. Какова судьба самых важных?
Напомним, Форум предпринимателей Казахстана, например, аккумулировав мнения коллег из регионов, предложил к реализации пакет мер срочных и стратегических. К первым отнесли введение моратория на проверки и амнистию предпринимателей, потерявших связь с Налоговым комитетом, но не имеющим задолженностей перед бюджетом. Одним из главных предложений на будущее было введение справедливой налоговой нагрузки, не подавляющей тот же малый бизнес, а стимулирующей его развитие.
- Часть наших предложений уже в качестве рекомендаций прозвучала в недавнем послании президента РК народу, - говорит исполнительный директор ФПК Мунавара ПАЛТАШЕВА. - Глава государства говорил о необходимости сократить количество проверок, упростить разрешительные процедуры для бизнеса, снизить административные барьеры. Это значит, что предпринимателей не просто услышали - нашими предложениями реально занимаются рабочие группы заинтересованных министерств.
По утверждению Палташевой, хоть слово «мораторий» в речи президента и не прозвучало, но вопрос этот, как и вопрос налоговой амнистии, сейчас рассматривается рабочими группами при правительстве. Возможно, они решатся уже после 20 февраля. На эту дату намечено выступление перед депутатами членов общественной палаты Парламента, в числе которых и председатель Форума предпринимателей Раимбек Баталов.
Но самое важное и конкретное, что после речи президента четко воспринято как руководство к действию - необходимость создать новый Налоговый кодекс. Старый свой позитивный потенциал исчерпал. Больше того, он фактически перестал быть законом прямого действия. По мнению предпринимателей, Налоговый комитет слишком часто меняет подходы к одним и тем же вопросам, трактовки статей в свою пользу. (Кстати, этот кодекс вбирал в себя изменения после каждого президентского послания). К тому же закон содержит массу, около 170, «бессистемно растущих» льгот и преференций, хотя когда-то предполагалось, что их число должно сокращаться. В Казахстане так повелось, что именно налоговые послабления становились условием успешного развития того или иного сектора экономики. Узаконенное налоговое неравенство стало нормой, его предстоит ликвидировать. При Министерстве экономики и бюджетного планирования создана рабочая группа для определения отраслей, которые будут лишены льгот и преференций. Вообще же идеология нового налогообложения пока декларируется так: снижение нагрузки на тех, кто производит продукт с высокой добавленной стоимостью, и, соответсвенно, повышение ее на сырьевой сектор. На необходимости этого особо заострял внимание ФПК.
- Когда можно ожидать принятия нового закона? Нам говорили, что на-гора могут выдать его и к сентябрю, - сказала Палташева. - Но здесь как раз поспешность чревата. Предположительно, кодекс может быть готов к концу года.
Материалы номера