Стало меньше, но намного больше
Галина КАТКОВА
Какая вывеска теперь считается рекламой, а какая по-прежнему вывеской
Теперь, потому что с 11 апреля сего года вступили в силу изменения в закон «О рекламе». Многим предпринимателям, которые занимаются торговлей, оказывают услуги, надо проштудировать поправки, чтобы понимать, не подпадает ли под налогообложение то, что они раньше по праву считали просто информацией для клиентов. Разница принципиальная. Денег стоит.
Извещения об акциях - это реклама
Учить матчасть
В «НГ» уже обратились несколько человек. Одни на условиях анонимности заявляли, что «налоговики уже проверяют и штрафуют за наклейки на дверях магазинов», другие хотели уточнений: кто будет отслеживать и уточнять, реклама ли размещена на фасаде, вывеска, элемент художественного оформления, кто будет определять, какой оживленности улица, где висит плакат с извещением о распродаже, об акции. По закону для размера ставки налогообложения это имеет значение.
Перво-наперво, конечно, любому предпринимателю стоит читать первоисточник. Все новое, что касается наружной рекламы, было внесено Законом РК от 8 января 2019 № 215-VI.
В старой редакции закона говорилось, что к объектам наружной (визуальной) рекламы не относятся следующие объекты, размещаемые предприятиями торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг: вывеска, оформление витрин и окон, информация о режиме работе, внутреннее оформление помещения.
В новой версии конкретизируется еще и то, в каких случаях некоторые из этих объектов являются рекламой, а в каких нет. А именно: окна и витрины.
Раньше и теперь
Итак, внутреннее оформление витрин и окон не является рекламой, только если это товарная продукция, размещаемая внутри помещений, виды оказываемых услуг, декоративное и праздничное оформление. Цены, сообщения об акциях и скидках, меню, адреса электронной почты или указание контактных телефонов в указанный перечень не попадают, следовательно, носят рекламный характер.
Кроме того, теперь налогом на рекламу будут облагаться витрины и окна, оформленные с внешней стороны помещения. Например, если на витражных окнах магазина будет размещено изображение, информация об акции и скидках, то все это налогооблагаемая реклама. Раньше за внешнее оформление витрин и окон предпринимателям не нужно было платить налог.
Нарисовать молоко на окне магазина снаружи без оплаты нельзя, даром можно только выставить муляж молочного пакета в окне или витрине изнутри магазина.
Изменения коснулись и рекламы, размещаемой на световых экранах и скроллерах. Теперь по LED-дисплеям плата будет взиматься за каждого рекламодателя, который на нем мелькает, точнее, за каждое видеоизображение, пусть и по одному рекламодателю.
На LED-дисплеях налогом облагаться будет каждая из сменяющихся картинок
Отдельно оговорено в законе то, что объектами наружной (визуальной) рекламы не являются информационные табло с указанием видов нефтепродуктов и цен на них, установленные на заправках, а также информационные стенды с курсами покупки и продажи иностранных валют.
Еще в законе есть пункт о том, что не облагается налогом реклама на автотранспорте.
Кто главный
В управлении государственных доходов по Костанаю опровергли информацию о каких-то якобы проводимых проверках, а тем более о штрафах.
- Какой, в принципе, у нас алгоритм действий? Есть приказ, утвержденный министерством финансов, согласно которому уполномоченный орган в установленный срок - раз в квартал - представляет сведения в налоговый орган о том, кто и сколько должен оплатить налогов за наружную рекламу. А мы уже потом отрабатываем по этим предоставленным спискам, - пояснила руководитель отдела по работе с бездействующими налогоплательщиками и административной практики управления госдоходов по Костанаю Аягоз БАЙГОНОВА. - Уполномоченный орган в данном случае - отдел архитектуры акимата. Вот он определяет, кто и сколько, точнее, по каким ставкам должен платить за наружную рекламу.
За рекламу на транспорте налог платить не нужно
Кстати, специалисты управления обращают внимание предпринимателей на то, что ставки налогообложения наружной рекламы уменьшены, но вот объектов налогообложения в связи с изменениями в законодательстве становится значительно больше.
Ставки зависят не только от размера наружной рекламы, но и от того, на улицу какой категории «смотрит» витрина вашего магазина. Одно дело - центр города, другое - реклама товаров или услуг на окраине. К примеру, за рекламу площадью до 2 кв. м предпринимателю придется заплатить 2 МРП, но если улице будет присвоена категория А (оживленная, с большой проходимостью), то ставка налога удваивается. Категорию улиц определяет местная власть.
Честно говоря, это только «верхний слой» информации по теме. Пока не очень понятно, как, например, уполномоченный орган будет отслеживать плавающую рекламу по акциям, которые проводят магазины, плакат ведь повисит пару дней и исчезнет. Как в таких случаях облагать налогом? Костанайские налоговики запланировали у себя встречу по рекламной проблематике 3 мая. Вопросы можно также направлять в региональную палату предпринимателей.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера