Энтомологический атлас на стенах
Елена ПИКЕЛЬНАЯ
Один из образцов монументального искусства Костаная теперь остался лишь на фотографиях
Настенные росписи, выполненные известным костанайским художником Александром Шалуновым, почти два десятилетия служили дополнительным наглядным пособием для интересующихся энтомологией. Но сохранить их не сочли возможным.
Один и тот же дверной проем с росписями и баннерами
Всякий, кто посещал энтомологический музей имени А. И. Проценко в период с 1991-го по 2009 год, помнит холл музея. Холл, собственно, был не совсем холлом. Поскольку музей располагался в переходе между корпусами Кустанайского сельскохозяйственного института, позже влившегося в состав КГУ, холлом служил не очень широкий, но довольно длинный коридор. Но тем не менее площадь стен в этом коридоре была достаточно большой, чтобы подумать об их не только красочном, но и тематическом оформлении.
Махаон - одна из ценных бабочек, обитающих в Костанайской области. Как было ее не нарисовать?
Музей СХИ в начале 90-х был единственным энтомологическим музеем во всем Казахстане. По этой причине сюда водили гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Гости были в восторге от разнообразных экспонатов и интересных рассказов о насекомых. Но на самом деле знакомство с энтомологией (наукой о насекомых) начиналось с того самого коридора.
По заказу тогдашнего руководства сельхозинститута за оформление стен первого этажа корпуса, в котором размещался мехфак, и холла музея взялся известный кустанайский художник Александр Шалунов.
На первом этаже стены украсили росписи в стиле сюрреалистическом, а вот коридор, ведущий к музею, стал практически дополнительным наглядным пособием. На росписях были представлены все типы ландшафтов нашей области и обитающие в них представители членистоногих. Еще на пути к музею посетители останавливались, разглядывая сценки из жизни маленького мира, выполненные художником под руководством именитого энтомолога. Часто бывало, что экскурсия перемещалась из экспозиционного зала в холл. Традицию эту ввел еще основатель музея - профессор Александр Изосимович Проценко, а потом поддерживала его преемница Татьяна Мариненко.
Профессор Проценко тщательно следил за достоверностью изображений
Рисунки Александра Шалунова в действительности позволяли с довольно большой точностью идентифицировать шестиногих персонажей и отражали отношения между ними, особенности их жизнедеятельности и поведения.
Богомол - беспощадный охотник, вырваться из его "объятий" невозможно
В создании своеобразного настенного энтомологического атласа принимали участие и члены семьи художника - жена Светлана, тоже художница, и сын Дмитрий.
- Я тогда только закончил школу, и для меня это была первая большая работа, - вспоминает художник Дмитрий ШАЛУНОВ. - Поскольку я был еще недостаточно подготовлен профессионально, мне доверили изображать листья, цветы и фон. А сами жучки-паучки написаны рукой отца. Профессор Проценко очень тщательно подходил к приемке работы. Ему важно было, сколько усиков, какие носики, чтобы был идеальный портрет, а не просто фантазийное насекомое. Да еще чтобы каждое было изображено в своей среде обитания.
Степную дыбку не каждый видел живьем, но всякий мог рассмотреть ее на настенной росписи
Нигде больше в Казахстане не было такого музея. Пока не установился полувоенный пропускной режим в КГУ, некоторые студенты звали своих друзей, не обучающихся в этом вузе, специально показать им, какая красота тут есть.
С водными жуками и клопами сталкивался каждый, купавшийся в реке или озере, даже не подозреваяоб этом
Но само местоположение музея - в переходе между корпусами, висящее в воздухе, с отвратительной термоизоляцией - не способствовало сохранению того, на что художник затратил не один месяц труда. Зимой там температура не достигала и 10 градусов тепла, а летом бывало и +40. Какие краски выдержат такие перепады?
Жук-слоник легко узнаваем на рисунке
Началось все с мелких фрагментов верхнего слоя росписи, которые стали осыпаться. Если бы все ограничилось только мелкими «оспинами», можно было бы, наверное, закрепить поверхность специальным связующим составом, сохранив изображения. Но разрушение, подобно экземе, все больше и больше поражало красочный слой, и «оспины» стали сливаться в большие «язвы», которые поглощали значительные фрагменты рисунков. Отдельные участки стен стали выглядеть и вовсе «шелудивыми». При этом зарубежные гости продолжали посещать музей, ставший весьма известным среди биологов. Перед гостями стало стыдно за облупившиеся стены, и встал закономерный вопрос: что делать? Администрация вуза решила спрятать все безобразие за цветными баннерами. Руководитель музея Татьяна Мариненко с хранителем фондов Татьяной Мамедовой пытались до последнего отстаивать росписи Шалунова. Но тогдашний ректор КГУ Аскар Наметов наотрез отказался выделять деньги на реставрацию. Тогда в приоритете были более масштабные проекты - вроде строительства суперсовременной лаборатории на месте специально вырубленных под это дело лиственниц за главным корпусом бывшего СХИ. В результате лиственницы вырублены, лаборатории так и нет, росписи не сохранились.
Под этими баннерами скрывались погибающие рисунки Шалунова
В 2009 году стены все-таки заклеили большими баннерами с макрофото насекомых. Дизайн баннеров разрабатывали Татьяна Мариненко и Татьяна Мамедова, используя авторские фото, сделанные на территории Костанайской области. Выглядело это довольно красочно, но шалуновские росписи было жаль всем, в том числе и авторам тех самых макрофото.
Бабочку ленточницу и жука-усача разделила заметная трещина
Когда же в 2017 году музей имени Проценко переехал в новое помещение, с ним переехали и цветные баннеры - во всяком случае, большая их часть. А стены в переходе, освобожденные от баннеров, просто закрасили однотонной краской. Теперь не осталось даже следов от работы Александра Шалунова. Как заметил Дмитрий Шалунов, если походить по городу, можно увидеть и оценить масштабы гибели монументального искусства Костаная. Росписи, выполненные для энтомологического музея, - только один из похороненных образцов.
Фото автора
Материалы номера