ОПРОС
Улучшит ли переход на стандарты «Евро-2» экологическую ситуацию в Казахстане?
Аимгуль БАТЫРБЕКОВА, эксперт Министерства транспорта и коммуникаций РК:
- Я думаю, что с внедрением с 1 января 2009 года стандарта «Евро-2» улучшение ситуации с экологией будет практически незаметно. Потому что в 2009 году речь будет идти только о новых автомобилях, которые будут ввозиться в республику. Их доля от общего количество автопарка Казахстана пока незначительна. Но из года в год количество новых автомобилей будет расти, следовательно, они будут оказывать меньшее воздействие на окружающую среду. Таким образом, благодаря поэтапному внедрению стандарта «Евро», мы сможем улучшить экологическую ситуацию по всему Казахстану.
Гали БЕКЕНТАЕВ, заместитель начальника территориального управления охраны окружающей среды:
- В Костанае нет крупных промышленных объектов, а на улицах - повышенное содержание оксида азота, пыли. Откуда оно берется? От выхлопов автотранспорта. Мы не должны отставать от Европы. Поэтому правительство вводит стандарт «Евро». Но сегодня в Костанае воздух загрязнен не только из-за большого потока автотранспорта, но и из-за неверно сконструированных дорожных развязок. Из-за беспорядочной разметки зебр на дорогах машинам приходится часто останавливаться. Больше всего выбросов выхлопных газов в атмосферу происходит, когда автомобиль газует. Чтобы улучшить экологическую ситуацию, необходимо строить подземные переходы для пешеходов.
Серик ЖУНИСОВ, начальник управления дорожной полиции ДВД области:
- Я думаю, что с внедрением стандартов «Евро» экологическая ситуация улучшится. С 2009 года на АЗС будет продаваться более качественный бензин, в результате чего количество токсичных веществ в выхлопах автомобилей уменьшится. В первую очередь приемущество новых стандартов ощутят на себе жители мегаполисов. Там из-за огромного потока автомобилей в воздухе скапливается много токсичных веществ.
Жаслан КУЖЕКОВ, экс-руководитель пресс-службы Атырауского нефтеперерабатывающего завода:
- Главным загрязнителем окружающей среды являются автомобили. К примеру, если мы заливаем в бензобак 40 литров бензина, то 2 литра из них - это бензол, сильнейший загрязнитель, пары которого могут привести к раку крови. Поэтому, когда речь идет о реконструкции НПЗ, то в первую очередь говорят не о выпуске нового вида бензина, а об улучшении экологии. Внедрение стандартов «Евро» позволит выпускать более качественное топливо с меньшим количеством бензола и серы. Выхлопы станут чище, экология улучшится. Кроме того, казахстанские трейдеры смогут на внешнем рынке предложить более качественный продукт, а казахстанское топливо сможет конкурировать с бензином других стран.
Багила БАЙМАГАМБЕТОВА, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Первым шагом для улучшения окружающей среды в Казахстане было принятие Экологического кодекса. До этого у нас были различные законы, но кодекса не было. Переход на стандарты «Евро» - это второй шаг в борьбе за чистую экологию. Будет более качественное топливо, следовательно, автомобильные выхлопы будут менее токсичны. Вред окружающей среде будет наноситься минимальный. Внедрение стандартов «Евро» выгодно и с экономической точки зрения. В будущем мы сможем экспортировать топливо в страны Евросоюза.
Материалы номера