Предлагаю все же оглянуться назад
«Будут пустые специалисты». № 3 (877) от 17.01.2019 г.
Я согласен с учителем из Актобе, которая раскритиковала реформы среднего образования, и не согласен с экс-вице-министром образования, причастным к этим реформам, который утверждает, что у нас все хорошо и мы движемся вперед.
На вопросы образования некоторое время назад я наблюдал вприглядку, но, когда три внука один за другим пошли в школу, а сейчас они в 1, 3 и 7-м классах соответственно, я почувствовал неладное. Когда даже первоклассник просит разобраться с домашним заданием, то я, человек с высшим техническим образованием, вначале прихожу в ступор: не могу понять, о чем идет речь и что нужно сделать школьнику.
Бывший вице-министр образования предлагает нанимать репетиторов, а ребенку оказывать моральную поддержку. Я все же думаю: вместо того чтобы выкачивать деньги из кармана родителей на репетиторов, лучше поискать светлые головы, которые будут просто и доступно писать учебники, ставить сложные вопросы и ликвидируют это замшелое образование на базе ЕНТ.
Экс-вице-министр предлагает двигаться вперед, а не назад, ухватившись за старое. Я предлагаю все же оглянуться назад и взять оттуда все лучшее, а не изобретать велосипед. И вот почему.
В 1954 году мне было 11 лет, я приехал в Воронеж поступать в Суворовское училище. Обстановка такая: город, весь в руинах, был разрушен, как Сталинград. Поступили в училище 33 человека, прибывшие из ранее оккупированных районов Украины и России. У всех 33 не было отцов - погибли на фронте, а у 19 из них - матерей, то есть были круглыми сиротами.
И тут за нас «взялись». За 8 лет обучения мы столько всего изучили, что я до сих пор не могу понять, как в нас все это впихивали. В основу образования было положено обычное среднее образование. Но, кроме того, мы изучали немецкий язык (8 часов в неделю), физподготовку (4 часа), военную подготовку (2 часа), позже появились предметы: психология, философия, педагогика, автодело.
Мы умели водить легковые и грузовые автомобили, стрелять из всех видов легкого стрелкового оружия, танцевать бальные танцы, прыгать с парашютом, ходить на военных парадах как в Воронеже, так и в Москве. В училище работали многочисленные спортивные секции, была богатая библиотека. И при все этом никому в голову не приходила мысль, что мы перегружены.
Вечером было всего два часа самоподготовки. Из «репетиторов» - один дежурный офицер на всех. Поэтому делали все сами.
Правда, преподавательский состав в училище был сильный: учителей подбирали, но, как правило, они были все офицерами, вчерашними фронтовиками.
Помню, вызывает меня к доске преподаватель по математике капитан Греков, весь в шрамах, горел в танке, и просит доказать теорему по геометрии устно, стоя лицом к классу. А майор Синклер, который на фронте имел дело с пленными немцами, а потому знал языковые наречия всех земель Германии, давал на уроке текст на немецком языке: 2 минуты на чтение и пересказ этого текста.
И вот после всего этого я слышу от экс-вице-министра утверждение, что мы были зубрилами.
В чем я согласен с экс-вице-министром, так в том, что в соседних странах с образованием так же не все в порядке. Россия, например, тоже зациклилась на реформах образования и латает этот ЕГЭ как Тришкин кафтан. И никакого просвета.
Я думаю, что сравнивать уровень образования на основе советской системы и системы на базе ЕНТ нужно не по количеству выигранных олимпиад, а по тому, какие в конце концов получились специалисты.
Если мы сравним квалификацию специалистов, получивших образование по советской системе, с уровнем квалификации, получивших образование на базе ЕНТ, то последние крепко проиграют. Так же, как и те, кто получил образование за морями-океанами.
Суворовское училище давало высокий уровень образования, благодаря чему большая часть выпускников вышла блестящими офицерами, а те, кто не пошел по военному делу по различным причинам, стали художниками, артистами, инженерами.
Кстати, осенью 2018 года в Костанай приезжали со спектаклем артисты из Москвы. Среди них был мой однокашник, народный артист России Александр Пашутин, с которым мы провели дружескую встречу.
А еще экс-вице-министр считает, что углубленное изучение русского языка нужно только студентам филологических факультетов. Я думаю, что при такой постановке вопроса не нужно его изучать и студентам-филологам, так как на них не будет спроса.
А какой сейчас уровень знания русского языка? Далеко ходить не надо, попросите специалистов отдела кадров показать, что «рисует» в своих заявлениях нынешняя молодежь при приеме на работу.
Сергей МЫЗИН, Костанай
Материалы номера