Подорожал билет за вход в Провал
За два года проблемы грузоотправителей с Центром транспортного сервиса только усугубились
На днях костанайские предприниматели жаловались на ЦТС депутатам Парламента. Встреча 5 февраля проходила на той же площадке, что и два года назад, - в Региональной палате предпринимателей. С момента проведения прошлого мероприятия, длившегося около двух часов в формате круглого стола, ничего оптимистичного не произошло, хотя вопрос находится «в реестре проблем», которые ведет головной офис НПП «Атамекен».
Кабальные условия
На этот раз костанайцев слушали мажилисмены Азат Перуашев и Берик Дюсембин. Депутаты Парламента приехали, как сами сказали, не столько о себе рассказать, сколько о предпринимательских проблемах послушать. На первое место участники встречи поставили взаимоотношения с АО «ЦТС».
- К нам поступают обращения от предпринимателей, имеющих железнодорожные тупики. Жалуются на кабальные условия типового договора на предоставление подъездного пути, который им предлагает заключить Центр транспортного сервиса, - проинформировал заместитель директора РПП Самат САДВАКАСОВ, - АО «ЦТС» в 2018 году стало собственником 2-километрового участка железной дороги - подъездного пути, ведущего в сторону так называемой промбазы в Костанае. Ко многим предприятиям Костаная - их более 30 - железная дорога пролегает через этот участок.
И если раньше предприниматели ничего не платили АО «КТЖ» за прохождение этого участка, то сейчас их обязывают заключить договор с Центром транспортного сервиса. За прохождение вагона с локомотивом по выкупленному ЦТС участку пути требуется платить от 20 до 40 тыс. тенге. Причем локомотив один тащит вагоны для разных предприятий, но за него полную сумму платит каждый.
Тариф на услугу, как выяснила палата предпринимателей, был утвержден для АО «ЦТС» антимонопольным органом еще в 2016 году на уровне республики.
- По нашему мнению, этот тариф был выведен без дифференциации, а как усредненное значение затрат компании по всей стране, без раздельного учета состояния подъездных путей в регионах, расходов на их ремонт и содержание, объема оказываемых услуг и других параметров, - сказал Садвакасов. - Этот тариф является непосильным для наших предпринимателей.
Костанайцы предлагают в регионах решать вопросы о тарифах на услуги подъездных путей
Для сравнения: другим владельцам аналогичных путей в том же районе города местные антимонопольщики утвердили тариф до 1 000 тенге за вагоно/км. Это более чем в 2 раза меньше, чем для ЦТС. И эти расценки, говорилось на встрече, костанайских предпринимателей устраивают.
- Такая же проблема с Центром транспортного сервиса возникала у наших предпринимателей и в 2017 году, но на другом участке дороги. И тогда мы провели работу и включили вопрос в Реестр проблем НПП, но он до сих пор не решен, - признал Садвакасов.
За фактически пройденный путь
Что предлагают сделать на этот раз?
Учесть, что с начала 2019 года действует новый Закон РК «О естественных монополиях». Его статья 22 предусматривает, что увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг является одним из оснований для изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия. Этот срок 5 лет, у АО «ЦТС» он истекает в 2021 году. Но эксперты палаты уверены, что с 2016 года количество подъездных путей, которыми владеет ЦТС, значительно увеличилось, ведь только по нашей области в 2017-2018 годах фирма стала собственником нескольких участков подъездных путей в нескольких маневровых районах. Изменение тарифа осуществляется по инициативе уполномоченного органа или субъекта естественной монополии, уточнил докладчик, поэтому наши предприниматели просят пересмотреть на уровне Комитета по регулированию естественных монополий тариф АО «ЦТС» в сторону уменьшения либо делегировать это право местному департаменту КРЕМиЗК, которые бы утвердили тариф с учетом реального положения дел и цен других владельцев подъездных путей в том же районе города.
Кроме того, есть факты, когда при доставке вагонов к конкретным предприятиям используется только часть пути, принадлежащего АО «ЦТС», однако центр требует оплаты за весь 2-километровый отрезок, то есть по техническому паспорту.
Пример - ТОО «Костанайнефтепродукт» при доставке на свою базу вагонов-цистерн использует только около 300 метров. С учетом принципа оплаты «туда-обратно» деньги выкладывать надо бы за 624 метра. Но по условиям типового договора ТОО обязано платить за весь участок, принадлежащий ЦТС.
Все сказанное выше председатель Регионального совета палаты предпринимателей Василий РОЗИНОВ, который был модератором заседания, прокомментировал словами «безумная халява». Особо подчеркнул, что другим владельцам тупиков, имеющим даже куда большую протяженность путей, антимонопольщики не позволяют поднять тарифы ни на копейку.
- Здесь же сидят и владельцы тупиков, которые прекрасно знают, сколько стоит содержание путей, поэтому ясно, что расценки у ЦТС необоснованные, - сказал заместитель директора ТОО «КостанайЗерноПродукт» Сергей ПАНАРИН, - ну и действительно, дифференциация быть должна. Добро бы они получили пути с деревянными шпалами, которые требуют затратных ремонтов, но мы же знаем участок, шпалы бетонные, могут десятки лет лежать без копейки вложений.
Типовой договор утверждается приказом министра экономики, костанайцы просят внести в него изменения, предусматривающие возможность платить за фактически пройденный путь.
Также они просят внести изменения в методику расчета тарифов, чтобы оплата за один локомотив распределялась пропорционально по предприятиям, которым он доставляет вагоны.
Депутатам Парламента в данной ситуации отводят роль тех, кто будет продвигать эти просьбы в Астане.
Продать с аукциона
Были и другие предложения. Кстати, тоже не новые.
- Я вот второй раз участвую в обсуждении этой проблемы. Два года назад говорили о том же, изменений в лучшую сторону нет, - напомнил генеральный директор ТОО «БК-Строй» Игорь КИМ, - я считаю, надо обратить внимание на суть дела - на то, почему, на каких условиях этот кусок пути достался именно АО «ЦТС». Раньше он принадлежал, насколько я помню, Костанайскому отделению дороги. Если отделению было тяжело его содержать, предложили бы нам его выкупить, ведь 30 предприятий зависят от владельца этих 2 километров. Ну организовали бы акуцион, я бы один его выкупил или вскладчину. Мы сами являемся владельцами тупиков, платим фирмам за их обслуживание, но это все разумные деньги. А здесь мне строительство тупиков обошлось дешевле, чем деньги, которые мне выставляет по тарифам ЦТС. Почему у них есть такая возможность вообще, они ищут узкие места, выкупают их... Надо, может, сделку развернуть. Они же говорят: мы купили, деньги вложили. Давайте сложимся и перекупим.
Игорь Ким снова предложил купить участок подъездных путей, который принадлежит ЦТС
Два года назад разговор такой уже был по поводу другого участка. Напомню ответ одного из представителей ЦТС мукомолам, которые тогда громче всех выражали претензии: это бизнес, мы же не предлагаем вам продать мельницу, если нас не устраивают ваши цены на муку.
На мероприятии, кстати, не было ни представителей АО «ЦТС», ни антимонопольщиков.
Тупик?
Предыдущие споры завершились судебными процессами о необоснованности расценок ЦТС. Однако недовольные ими проиграли.
Об этом говорил и мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ, который в апреле 2017 года делал депутатский запрос премьер-министру, причем не только по ситуации в Костанае, но и в Павлодаре, Алматы. Отвечало на него министерство национальной экономики, которое признало, что факты, изложенные в запросе, имеют место и что в отношении руководства ЦТС возбуждены административные дела. Однако все иски были проиграны.
Азат Перуашев сообщил, что все суды АО «ЦТС» выиграло
- Я встречался с руководством ЦТС, - сказал депутат, - они обещали, что пойдут навстречу бизнесу, изучат ситуацию, расценки... Интересно, что повышение их цен произошло после того, как прозвучало поручение президента фронтально снизить издержки бизнеса на транспорт и логистику.
Слова представителей ЦТС о движении навстречу словами и остались. Перуашев пообещал снова «подключиться к проблеме», теперь уже речь идет о встрече во втором квартале года с председателем Верховного суда. Ничего более конкретного по теме не прозвучало.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера