«Скучным 2019 год явно не будет»
Политолог Андрей Чеботарев - о тенденциях в политике ближайшего будущего
Будут ли в 2019 году досрочные выборы, появится ли реальная альтернатива потенциальному преемнику Нурсултана Назарбаева, будет ли повышаться роль партий в политическом процессе, получит ли развитие национально-патриотическое движение - на эти и другие вопросы обозревателю «НГ» согласился ответить директор центра актуальных исследований «Альтернатива» (Алматы), кандидат политических наук Андрей ЧЕБОТАРЕВ.
Прогнозировать сложно
- Андрей Евгеньевич, эксперты прогнозировали на 2019 год досрочные выборы. Накануне нового года президент на встрече с представителями СМИ эти предсказания опроверг. Означает ли это, что наступивший год в политическом отношении будет скучным?
- Скучным 2019 год явно не будет, потому что есть форс-мажорные обстоятельства. Типа тех, что в новогоднюю ночь произошли в Караганде и лишний раз показали несовершенство официальных механизмов реагирования на критические ситуации в регионах и на местах. При сохранении же негативных тенденций в экономике и социальной сфере соответствующие ситуации будут возникать не раз. Кроме того, имеется официальная политическая повестка, включающая, в частности, проведение Года молодежи, реализацию Дорожной карты по модернизации органов внутренних дел на 2019-2021 гг., ожидаемое принятие поправок в законодательство по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений и т. д. Наконец, Казахстан в любом случае вступил в новый электоральный цикл. Даже если все выборы будут проведены в законодательно установленные сроки, этот год ознаменуется подготовкой заинтересованных политических сил к ним.
Андрей Чеботарев: «Сейчас речь идет о том, какие выборы могут пройти досрочно, президентские или парламентские» / Фото ca-portal.ru
- Приметами грядущих выборов называли поворот политики государства в сторону социальной сферы, снижение тарифов на коммунальные услуги и даже формирование избиркомов, срок полномочий которых истек. Эти факторы могут говорить о подготовке к выборам, но не обязательно к досрочной кампании. Есть ли другие моменты, которые с большой степенью вероятности показывают приближение досрочных выборов?
- Сейчас, на мой взгляд, стоит вопрос, какие выборы могут пройти досрочно, президентские или парламентские? Один из главных признаков в пользу последних - принятые в прошлом году поправки в закон о выборах, согласно которым депутаты маслихатов будут избираться по пропорциональной системе, как и депутаты мажилиса. В связи с этим создалась возможность провести досрочные выборы в маслихаты под предлогом приведения их в соответствие с обновленным выборным законодательством. Поскольку же у нас местные выборы традиционно проходят одновременно с парламентскими, есть вероятность досрочного переизбрания вместе с ними и депутатов мажилиса.
К тому же в прошлом году были заложены основания для будущего транзита президентской власти в лице Совета Безопасности, который получил новые статус и полномочия с институтом пожизненного председателя. И если этот транзит произойдет в 2020 году, то уже сейчас для руководства страны важно серьезно переформатировать политическую систему и расклад сил внутри правящей элиты. И начать этот процесс как раз следует с обновления партийного и персонального состава Парламента и маслихатов всех уровней.
С другой стороны, есть признаки, что досрочными могут быть и президентские выборы. Об этом говорят заметный разворот государства в сторону социальной политики, прошлогодние поездки президента по стране, действия идеолого-пропагандистского характера. К тому же политическая практика Казахстана знает случаи, когда глава государства заявлял одно, а через некоторое время принимал противоположные решения. Еще один важный фактор - экономическая ситуация. Не исключено, что в этом году в силу разных внутренних и внешних обстоятельств произойдет ее ухудшение с отражением на социальном самочувствии населения. В таком случае Акорда может сыграть на опережение и провести президентские выборы заранее. В общем, присутствует дилемма, с каких выборов следует начать.
Альтернативы преемнику нет
- Допустим, Нурсултан Назарбаев передаст бразды управления своему единомышленнику. Есть ли реальный человек, который может получить большую поддержку в обществе?
- Безусловно, среди высокопоставленных персон в правящей элите есть люди, которые могут конкурировать между собой за позицию преемника Нурсултана Назарбаева. Однако такая конкуренция вероятна, если транзит власти в силу каких-либо обстоятельств пройдет без контроля со стороны Елбасы. Сейчас же преемником последнего на посту президента РК может стать только тот, кого он определит сам. Другим же желающим занять этот пост просто не дадут сделать этого. Достаточно отметить поправки 2017 года в закон о выборах, которые ввели ряд ограничений для потенциальных кандидатов в президенты страны. Думаю, что и сами они не рискнут перечить планам и действиям главы государства в этом вопросе.
- А политические партии готовы в ближайшие 2-3 года стать реальной альтернативой партии власти - «Нур Отану»?
- Они сейчас не являются серьезной силой. Партии, которые присутствуют в Парламенте, выполняют представительские функции под контролем президентской администрации. Остальные вообще себя никак не проявляют. Если наверху примут решение обеспечить внутриэлитный баланс через партийную конкуренцию и действующие партии передадут под контроль каким-либо группам влияния, возможно, произойдет некоторое их оживление. Но, если этого не произойдет, партии в Казахстане еще долго останутся формальным политическим придатком.
- Внешним игрокам наверняка небезразлично, кто придет к власти после Назарбаева, поэтому вполне возможно, что у них есть желание повлиять на транзит власти в свою пользу. Это каким-то образом сказывается на политике руководства Казахстана? Нет ли желания отказаться от балансирования и прибиться к определенному берегу?
- Думаю, в Астане есть понимание того, что наиболее всего вопросы будущего транзита власти и его последствия волнуют Москву и Пекин. Это два наших ближайших соседа, которым небезразлична внешняя политика Казахстана в постназарбаевский период. Особенно с учетом сохранения текущего статус-кво в двусторонних отношениях. Как бы ни беспокоились по аналогичным причинам в Евросоюзе и США, география в данном случае дает о себе знать достаточно четко. Понятно, что в качестве второго президента РК будут выдвигать персону, способную устраивать всех ведущих мировых акторов и обеспечивать многовекторность внешнеполитического курса страны. Но все-таки мнение России и Китая по поводу всего этого будет учитываться в первоочередном порядке. Помимо географии, данные страны близки Казахстану в политическом отношении, принимая его систему и порядки. Запад же в стремлении переформатировать все под свои стандарты настораживает. А новому президенту страны понадобятся надежные зарубежные партнеры, на кого можно будет опереться для сохранения и укрепления своей власти. Хотя при всем этом есть также понимание по поводу сохранения многовекторного внешнеполитического баланса, чтобы не попасть в полную зависимость от соседних стран.
И тут китайцы - пример
- Политику руководства Казахстана относительно России и Китая часто критикуют национал-патриоты. Они считают, что развитие интеграционных связей подорвут суверенитет нашей страны. Насколько их влияние сильно? Не получится ли так, что альтернативный претендент на пост президента использует националистические настроения?
- У нас власть периодически заигрывает с представителями национально-патриотических кругов. Но, когда понимает, что ей это угрожает, моментально ставит им определенные барьеры. Наглядно это показала ситуация с созданием в прошлом году форума «Жана Казахстан», где наблюдается интересный симбиоз представителей либерально-демократических и национально-патриотических кругов. Надежды его инициаторов, что форум будет официально зарегистрирован, не оправдались. Как только акцент на национально-патриотическую риторику превысил допустимый уровень, власти сразу предприняли давление на этих людей. Теперь неизвестно, как этот форум будет работать дальше, если вообще ему это дадут делать. Каких-либо других активно действующих объединений национал-патриотов не наблюдается. В том числе ничего давно не слышно про Казахский национальный совет во главе с Мухтаром Шахановым. В целом национал-патриоты по-прежнему разобщены, не имеют общих целей, руководящего ядра и т. д. Они проявляют себя и используются время от времени властями преимущественно в конъюнктурном порядке.
- Недавно в интервью вы говорили, что в окружении Назарбаева может быть две группы, которые по-разному видят передачу президентской власти. Одни предлагают пожизненное президентство, другие выступают за транзит власти. Эти группы - теоретическое допущение или есть реальные основания?
- Думаю, что так оно и есть, о чем, к примеру, показала ситуация с прошлогодним заявлением спикера сената Касым-Жомарта Токаева о возможном неучастии Назарбаева в очередных президентских выборах в 2020 году и реакция на него. Другое дело, что однозначно нельзя сказать, кто именно из высокопоставленных персон в какую из данных групп входит. Ведь даже среди сторонников транзита власти может быть деление в зависимости от предпочтений по поводу фигуры потенциального преемника.
На мой взгляд, для Казахстана важно решить вопрос с транзитом власти так, чтобы это прошло в правовых рамках, цивилизованно и без крайностей, наблюдаемых в разных зарубежных странах. Сам президент, наверное, тоже понимает это. Хотя бы потому, что он видел, как смена власти происходила в соседних Туркменистане и Узбекистане. То, что приняли закон о Совете Безопасности, позволяет присмотреться к китайскому варианту транзита власти, когда основатель современного Китая Дэн Сяопин, не занимая никаких официальных постов, долгое время руководил страной в качестве председателя Центрального военного совета КНР. Если этот вариант заработает в Казахстане, он позволит, по крайней мере, избежать определенных кризисных ситуаций в постназарбаевский период. К тому же, кто бы ни стал вторым президентом Казахстана, все равно этот человек начнет проводить какие-то новшества, преобразования. Пусть незначительные, но первые шаги обязательно будет делать. И это лучше, чем тот застой, который мы наблюдаем сейчас.
Досье
Андрей Евгеньевич ЧЕБОТАРЕВ родился в 1972 г. в Алматы. В 1998 г. окончил Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, политолог. В 2007 году защитил диссертацию, кандидат политических наук. Женат.
Работал в Алматинском городском управлении информации и общественного согласия, занимался исследовательской деятельностью в различных негосударственных организациях. С 2006 г. директор центра актуальных исследований «Альтернатива». Автор (соавтор, составитель) 41 книги и более 1 000 статей в казахстанских и зарубежных периодических и научных изданиях и сборниках.
Материалы номера