Точность и нежность в каждом мазке

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Потрясающие пейзажи можно увидеть на персональной выставке Натальи Халифаевой

В преддверии нового года в Костанайской картинной галерее открылась выставка работ члена Союза художников РК Натальи Халифаевой. Выставка «Природы светлая душа», приуроченная к 50-летнему юбилею художницы, продлится до конца января, у жителей Костаная и гостей города еще есть время увидеть работы Натальи Халифаевой, но не откладывайте это в долгий ящик.

 

Наталья Халифаева: «Картину пропускаешь через призму своей души»

В трудные 90-е забот у людей хватало, и главной из них было выживание в период радикальных перемен. Большинству не до искусства было, и не принадлежащие к творческой тусовке граждане о том, что происходит с этой стороной жизни, имели самое смутное представление. И все же, даже до самых неодухотворенных доходили в минимальном объеме новости о культурной жизни Костаная. Фамилии Сокова, Торшина, Цечоева, Тросиненко, Лугового, Бариновой были известны всем сколь-нибудь образованным горожанам, даже тем, кто не находил времени и сил посещать выставки и музеи. Именно в те годы костанайцы впервые услышали про Наталью Халифаеву.

На выставке представлено более 90 работ автора

Тогда она занималась в большей степени прикладным искусством. Поднос с росписью Халифаевой считался роскошным подарком. На них очень тонкими мазками изображались наши родные пейзажи, и, честно говоря, было даже страшно представить, что на такую красоту кто-то способен поставить супницу или положить несколько шампуров шашлыка.

Для художников в те трудные времена прикладное творчество было не только средством выживания, но и способом давать выход своей творческой энергии. Позже, когда наша перекореженная перестройкой жизнь стала выравниваться, костанайская публика стала узнавать Наталью Халифаеву не только как прикладника, но и как автора живописных полотен - в основном пейзажей и натюрмортов. Писать картины она начала в начале 2000-х годов, а в 2009-м впервые выставила свои работы на выставке.

«Природы светлая душа» - эта картина с изображением Шок-Карагая дала название всей выставке

В 1996 г. Халифаева завоевала Гран-при областного фестиваля «Молодежь - XXI веку». В 1999 г. принимала участие во 2-м Республиканском фестивале творческой молодежи «Шабыт миллениум» и была награждена дипломом в номинации «Изобразительное искусство».

Не раз она становилась лауреатом различных премий: в 2000 г. - «Молодые - XXI веку», в 2001 г. - «Шабыт» Костанайского клуба меценатов, в 2012 г. -  «Казына» Костанайского клуба меценатов.

Но настоящий художник творит не ради премий и наград, а потому что душа просит. Как сказала на церемонии открытия выставки сама Наталья Владимировна, она всегда мечтала иметь дома красивые картины, вот и стала сама писать их.

«Городская часовня» - в городских пейзажах особенно заметна точность прорисовки деталей

На выставке «Природы светлая душа», разместившейся на двух этажах картинной галереи, представлено более 90 работ художницы. Это пейзажи, натюрморты, портреты, батик. Но лично мне ближе к сердцу всегда пейзажи, о них и хочется сказать несколько слов.

Пейзажи, на которых изображены наши родные места, интересны еще и с точки зрения узнаваемости, поскольку много троп исхожено с рюкзаком за плечами, увидено много красивейших уголков нашей области. При взгляде на пейзажи Натальи Халифаевой эти образы начинают вновь обретать утерянную было яркость, детали, покрытые пылью времени, проступают с прежней четкостью.

Кажется, вот знакомая группка разновозрастных сосен, перед которой  раскинуты большие, яркие лоскуты цветущего иван-чая, густонаселенные жужжащим и стрекочущим «насекомным» народом. Пусть даже не с той самой полянки возле «Соснового Бора» написана картина, но сюжет явно перенесен на полотно из жизни, и тот, кто по-настоящему любит и знает нашу природу, почувствует, будто это его любимые места изображены на полотне.

«Заповедный бор» - Наурзумский бор узнается по шатровой сосне в правом нижнем углу

Даже при первом взгляде на картину, изображающую Наурзумский бор, человеку, знающему особенности тамошней растительности, становится ясно, что это именно Наурзум, и на подпись смотреть не надо. Потому что опытный глаз натуралиста выхватывает на втором плане сосну с шатровой формой кроны, а для Наурзумского бора такие сосны - одна из флористических визиток. И сосна эта шатровая изображена с фотографической точностью, хоть в ботанический атлас помещай.

А зимний пейзаж с уходящей вдаль лесной дорогой и розовеющим в лучах закатного солнца снегом наводит на мысль, что после этого тихого вечера почти наверняка последует ветреный день и путнику надо скорее добраться до теплого пристанища.

«Зимний бор» - один из фантазийных пейзажей

- У нас очень разнообразная природа, но есть любимые места, - рассказывает Наталья. - Больше всего люблю писать Наурзум, Веренский борок. Красота сосен в этих местах поражает. В Веренский борок даже организовала выезд нашей семьи, так хотелось, чтобы они увидели всю эту красоту. Не все пейзажи написаны с натуры, что-то пишу, используя видео и фото. Часть работ у меня фантазийная, особенно зимние пейзажи. Зиму и люблю писать больше, потому что это самое сказочное время. В любом случае картину пропускаешь через призму своей души.

Каждый, кто придет на персональную выставку Натальи Халифаевой, найдет там милый сердцу пейзаж, непременно с тем самым деревом, к стволу которого захочется прильнуть и под ветвями которого можно укрыться от дождей и неприятностей.

Берите за руку своего ребенка и ведите его в картинную галерею, чтобы чадо ваше видело красоту нашего края и училось чувствовать природу по картинам Натальи Халифаевой. А летом хорошо бы отправиться с рюкзаком «по полям, по лесам» и сравнить впечатления  от творений природы и художника. Поверьте, такие дни станут именно теми, которые запомнятся до самого конца жизни.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА