Кластер добрался и до культуры
Министерство культуры и информации разрабатывает новую программу развития культуры в стране. Министр Ермухамет Ертысбаев рассчитывает на «эффективную интеграцию культуры и бизнеса», а также создание «региональных культурных кластеров». До сих пор само понятие кластер связывалось только с экономикой. На момент встречи с корреспондентом «НГ» ни директор департамента культуры Костанайской области Сауле БУРБАЕВА, ни один из самых эксцентричных художников Костаная Руслан ЦЕЧОЕВ были не в курсе, что доподлинно имел в виду министр. Но порассуждать на тему, нужен ли нашей культуре кластер, согласились.
«Культура должна быть конкурентоспособной»
- Как по-вашему, Сауле Букихановна, культура и бизнес - вещи совместимые?
- Цель, поставленная президентом страны, войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира, амбициозна. И касается всех сфер нашей жизни. Когда я услышала выступление нашего министра, в котором он сказал, что культура должна быть конкурентоспособной, я не была удивлена тем, что именно так ставится перед нами задача. Особенно сейчас, в рыночное время. При этом по отношению к культуре конкурентоспособность не означает коммерциализованность. В Казахстане конкурентоспособным может быть, к примеру, кинематограф. Надо только его развивать. Ярким примером могут служить работы нашего земляка, известного казахстанского режиссера Тимура Бекмамбетова.
- Так ведь он живёт и творит на территории Российской Федерации?!
- Да, но при этом у многих творческих людей (и у него тоже) остаётся казахстанское гражданство, а место, где им нравится работать - их личный выбор.
У Казахстана хорошая не только экономическая, сырьевая, но и культурная база. Сегодня, например, особой популярностью пользуются айтысы акынов. Неслучайно костанайские акыны успешно выступили на телевизионном республиканском айтысе. У нас в регионе вообще прекрасно развито устное народное творчество, вокальное искусство, оркестровое исполнение на национальных инструментах, хореографическое искусство. О высоком уровне развития вокального искусства говорят победы костанайских солистов на республиканских и международных фестивалях и конкурсах. По мнению многих известных музыкантов, именно вокальный жанр может прославить Казахстан на весь мир. Специалисты Академии искусств им. А. Жубанова, проводившие мастер-класс в нашей области, отметили высокое исполнительское мастерство костанайских солистов, работы некоторых вполне могут войти в золотой фонд казахстанского вокального искусства. Я считаю, что о Казахстане могут заговорить не только как о стране, у которой есть зерно и нефть, но и как о республике с очень богатым культурным потенциалом.
- И какая все-таки здесь связь с «культурным кластером» в нашем регионе?
- Вообще слово «кластер» пришло из информационных технологий. На мой взгляд - это отлаженная система, работающая на конечный результат. Как это представляю я применительно к культуре? У нас в регионе есть три общественных объединения: художников, писателей и поэтов, композиторов. Возьмём писателей. Чаще всего они приходят в департамент культуры с просьбой помочь в выпуске их книг. Мы не ставим под сомнение их талант, но, к сожалению, у нас нет бюджетной программы, чтобы профинансировать автора. А вот если бы это происходило в рамках программы развития «культурного кластера»...
- Что-то бы изменилось?
- Конечно. Мы, к примеру, могли бы представить работу автора комиссии, в которую входили бы известные писатели и поэты региона, члены Союза писателей Казахстана. Сначала они бы давали «добро», а потом департамент культуры отдавал бы государственный заказ на выпуск книги в типографию, и уже после её выхода помогал бы в распространении. Вот это, на мой взгляд, и есть кластер. Для музыкантов, к примеру, в рамках этой программы можно было бы создать студию звукозаписи. Профессиональную. Я знаю: это сейчас для многих исполнителей в регионе - большая проблема. И действовать примерно по той же схеме.
В идеале, и сами творческие люди должны проявлять больше активности в распространении, популяризации и применении своего творчества. В условиях рынка те же художники могли бы участвовать в разработке эксклюзивного дизайна зданий. Банки и бизнес-структуры обычно привлекают к этому делу специалистов из дизайн-студий, но ведь могла бы быть и достойная альтернатива? Все это вполне реально при наличии соответствующей бюджетной программы. Объединение профессиональных художников, например, в студию, могло бы дать им возможность зарабатывать, предлагать интересные проекты и реализовывать их в своём же городе, области. Как мне кажется - это могло бы стать неплохим примером интеграции культуры и бизнеса.
Досье «НГ»
Родилась 20 февраля 1960 года в поселке Известковый Тарановского района Костанайской области.
Образование: высшее, факультет филологии Кустанайского пединститута
Семейное положение: замужем, две дочери - Камила и Алина
Место работы: учитель русского языка и литературы, казахского языка и казахской литературы в средних школах №4 и №5 Рудного, директор Дворца школьников и молодёжи Рудного, сегодня - директор департамента культуры Костанайской области
Любимое чтение: книги Льва Толстого, Сабита Муканова, Бориса Акунина, нравятся детские авторы
«У кого-то - бизнес, у кого-то - культура»
- Руслан, как творчество совмещается с зарабатыванием денег?
- Скажу, что плохо - совру, хорошо - тоже не будет правдой. В 90-х я и ещё несколько художников выходили «на панель» (прим. «НГ» - место свободного творчества) около главпочтамта и там рисовали, а потом продавали свои картины. По тем временам неплохо зарабатывали. А сейчас не рисуют. Почему? А потому, что это не Москва и даже не Питер, центральная площадь - нам не Арбат. Хотя я бы хотел. Хоть иногда... Если же говорить непосредственно о культуре как о бизнесе, то не знаю, как у кого, а у меня так работать не получается. У кого-то - бизнес, у кого-то - культура. А чтобы совмещать? Когда-то, возможно, о таком мечталось. Но вот как это сделать - я не знал. Да и сейчас не очень понимаю.
- Сейчас наш министр культуры Ертысбаев предлагает развивать «культурные кластеры» в регионах, может, это и есть возможность?
- Кластеры? Вот ведь что странно: слова модные появляются, термины. Недавно вот к друзьям приставал, спрашиваю: что такое «гламур»? К знакомым, к журналистам приставал, понять хотел, зачем употребляют. А мне говорят, мол, одним словом и не опишешь, а долго объяснять - дело неблагодарное. Вот и в этом случае, с кластером, не пойму - при чем здесь культура?
- Это вроде механизма, при котором человеку творческому было бы проще работать, выставляться, продавать плоды своих трудов...
- Не думаю. Я очень быстро вошел в кустанайский региональный культурный контекст. А потом, через некоторое время, вышел. Пришлось перестраиваться с внутренних рынков на внешние. Всё потому, что здесь было очень шатко, а мне тогда поступило очень хорошее предложение из Штатов. Да и семью нужно было кормить. И я решил, что надо что-то делать. В США у меня изначально была и сейчас есть возможность для реализации потенциала: выставки и деньги. Но захотелось домой. Просто сказал себе, что нечего ездить по заграницам, нужно пробиваться здесь. Очень мне этого хотелось... Но ведь знаете что? Можно быть талантливым и даже гениальным художником. Можно писать картины сутками, но ведь сколько таких в мире, сколько в СНГ? В Казахстане сколько? Можно ли быть уверенным, что тебя заметят? Дадут эту возможность пробиться, показать, реализовать себя? Дадут сделать это там, где ты этого хочешь?
- А разве нет такой возможности? Какая, по-вашему, в таком случае должна быть поддержка государства?
- Мне сложно что-то сказать про наше государство. Я просто художник, и я всю жизнь пишу картины. И ничего... Понимаете? И я ведь не бездарный! Однако не получается так, как хотелось.
- А как хотелось?
- Сейчас, к примеру, я нигде не выставлюсь. Только в зоне. Я туда как раз за «пиаром» и поехал, потому что его больше взять у нас негде. Вы думаете, здесь этим кто-то занимается? Или должен, или будет? Я 7 лет работал в Бельгии, Голландии, Германии - вот там искусство ценят, там это нужно. За одну картину, проданную в Германии, можно заработать от 750 до 1250 евро, а в Костанае - почти ничего. Вы спрашиваете, есть ли здесь культура? Я не знаю. За рубежом проходят выставки, там есть резонанс, есть искусство. В Казахстане, у нас в городе, и том же Алматы просят, чтобы художники присылали работы с национальным колоритом, с казахской тематикой. Это заказ. Это покупается. Вот вам и бизнес. Творчество, коты мои, к примеру, здесь мало кому нужны. Может быть, и будет новый выставочный зал, но, думаю, что для художников это мало что изменит. У меня есть Лара (прим. «НГ» - жена художника Цечоева), она помогает, она мой менеджер, вот в ней я уверен. Есть еще сайт в интернете, знакомые за рубежом, через которых увозят, заказывают, выставляют и продают мои картины. Больше ничего.
Досье «НГ»
Родился в Кустанае 11 февраля 1960 года
Образование: высшее, факультет станковой живописи Московского ЗНУИ имени Крупской
Семейное положение: женат, есть дочь Ксения
Место работы: художник, член Международной федерации художников ЮНЕСКО
Любимое чтение - книги Эдуарда Лимонова
Материалы номера