«Теперь буду строить элеватор»
Галина КАТКОВА
Житикаринский предприниматель - о том, как трудности двигают бизнес
ТОО «ЖитикараАстыкТрейд» планирует неподалеку от города строительство элеватора на 20 тыс. тонн. Как сказала корреспонденту «НГ» директор товарищества Гулсара ЖАМАНКУЛОВА, она уверена, что единственный в районе линейный элеватор мощностью 172 тыс. т, который простаивает уже почти шесть лет, никогда не будет реанимирован. Но ниша остается свободной, а услуги востребованными.
Летом к ангарам для хранения зерна ТОО добавило сушильные мощности / Фото Олега ПАКА
Бывший районный элеватор является собственностью ТОО «КазАгроТрейд». Это то самое ХПП, которое фигурировало в скандале с пропажей несколько лет назад 53 тыс. т зерна, принадлежащего АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация». Для директора элеватора все закончилось уголовным делом и тюрьмой. Имущество в виде элеваторных мощностей ограничено в распоряжении, ТОО, как и аффилированные с ним компании, уже почти пять лет формально проходят процедуру реабилитации. Формально, потому что право на это по суду имеют, но экономически положительных результатов не показывают. Все это время элеватор не действует, ветшает и, по данным «НГ», потихоньку растаскивается. Одним словом, несмотря на то, что в 2019 году реабилитации должен наступить конец, судьба ХПП оптимистичной не просматривается. А житикаринские аграрии сеют, жнут, продают зерно. И на этом, на обеспечении сервиса этих продаж, можно заработать. Вот он и есть предмет бизнеса предпринимателя Гулсары Жаманкуловой.
В деле она давно. Уроженка Житикаринского района, деньги зарабатывать начала в Алматы - была продавцом, товароведом, держала свое кафе. Потом вернулась на родину, занималась трейдингом зерна, в 2005 году построила мельницу, обросла деловыми связями, сумела наладить по-настоящему партнерские отношения с житикаринскими крестьянами и директорами ТОО. Поэтому следующим вполне осознанным этапом стало строительство и пуск в 2017 году зернохранилища на 15 тыс. т. Оно стоит на самом въезде в Житикару, двух его ангаров нельзя не заметить. Летом там стали ставить еще и сушилку.
- Решили на случай дождей все-таки поставить, - пояснила директор ТОО, - хотя я зарабатываю не хранением, а отгрузками зерна, его мне по большей части поставляют нормальной влажности, очищенным. Я тоже могу теперь оказать эти услуги, но пока не приходилось. Вообще, проблемам с нашим элеватором даже спасибо можно сказать, они спровоцировали меня на строительство хранилища, а большинство наших крестьян заставили дома чистить и сушить зерно, доводить его до товарных кондиций.
Гулсара Жаманкулова: «Меня интересуют продажи в Европу» / Фото Галины КАТКОВОЙ
Покупает зерно «ЖитикараАстыкТрейд» в физическом весе, продает «на вагоне», то есть проблема с транспортом - не Жаманкуловой головная боль. Говорит, может, когда появится элеватор, возможность хранить более крупные объемы зерна, сама дополнительно попробует работать с транспортниками. Но сейчас ее конек - быстрый оборот товара.
В зернохранилище вложено около 300 млн тенге, одна из главных его ценностей - наличие железной дороги, 1 620 м которой пришлось построить, что важно и для будущего элеватора.
По словам директора ТОО, ПСД на него почти готова, предстоит пройти экспертизу. Выбрана компания, испанская, которая производит элеваторное оборудование и ведет строительно-монтажные работы таких ХПП. Ее представитель был Жаманкуловой приглашен на недавний житикаринский бизнес-форум.
- Зачем элеватор все-таки? Рассчитываю, что наши аграрии будут развиваться, производить разные культуры, требующие разных условий хранения. Кроме того, считаю, что тема с элеватором в районе должна быть закрыта. И у меня лично, - сказала корреспонденту «НГ» Гулсара Жаманкулова. - Мельницу могу построить, спрашивала я себя. Да. Зернохранилище могу? Построила. Ко мне везут не только житикаринцы, но и Камысты, Денисовка, россияне забегают. Активно гружу зерно в Узбекистан, на казахстанский рынок. Я считаю, что в этом направлении дорога накатана. То есть я своих целей на 2017-2018 годы достигла.
Сейчас меня интересует Европа. Поэтому я хочу в 2019 году немного оглядеться, поискать интересные экспортные контракты. И дальше займусь ХПП.
Строительство элеватора ТОО «ЖитикараАстыкТрейд» намечено на 2019-2020 гг.
Материалы номера