Пациента надо поставить в центр системы
Елена ПИКЕЛЬНАЯ
Канадец - о том, насколько эффективна неотложная помощь в Казахстане
Кевин Фрик более 13 лет живет и работает в РК. Он председатель международной экспертной группы по вопросам совершенствования скорой медицинской помощи. С апреля он посещает больницы, при которых имеются отделения СМП, и дает рекомендации по улучшению их работы. Что советует нашим медикам мистер Фрик и требуется ли лечить наше здравоохранение? Об этом наша беседа.
Кевин Фрик: «Пациента не должен принимать доктор, который работал 23 часа»
- Вы для себя уже отметили те моменты, которые нужно откорректировать? Как много таких изъянов в оказании неотложной помощи вы увидели?
- Я не думаю, что в мире существует такой эксперт, который может по отделениям скорой помощи дать какие-то идеальные рекомендации. Но я очень заинтересован в том, чтобы улучшить оказание медицинской помощи в Казахстане. Здесь есть мой личный интерес, здесь живет моя семья, мои друзья. Нам нужно помочь в регионах лучше организовать сам процесс оказания помощи. Мы не можем просто взять идеи Кевина Фрика или другого человека. Нам нужна методология, эффективность которой доказана практикой. Мы обратились к методологии lean, которая использована в управлении компании Toyota. Ее еще называют методологией бережливого производства. Она предполагает оптимизацию деятельности каждого сотрудника и позволяет пересматривать работу сотрудников в зависимости от потока пациентов. У нас очень хорошие сотрудники, они хорошо умеют работать, просто им нужна поддержка. Больше не нужно новое оборудование, нужно только выстроить определенные процессы.
Менеджмент в медицине - это немного новое дело для Казахстана. Что я делаю здесь? Я сажусь вместе с докторами и медсестрами, мы берем их план отделения и анализируем, как в условиях этого отделения быстрее оказывать помощь поступившему больному.
Например, скорая привезла какого-то экстренного пациента. Разумеется, он должен быть обслужен вперед прочих. Если у него травма, то совсем близко должен быть рентген, а не где-то на других этажах. Рядом же должна находиться и реанимационная, если понадобится. Нельзя терять лишнее время на транспортировку пациента по больничным коридорам, и прочие организационные моменты.
Проблема в том, что многие больницы были построены еще в 70-80-х годах 20-го века, под другую систему. Конечно, все с радостью услышали бы от меня: «Давайте построим новое здание. Давайте еще десять миллионов долларов потратим на него». Но все, что нам нужно, - это платить докторам, фельдшерам и медсестрам нормальные деньги, чтобы пациент по рациональному пути продвигался по отделению экстренной медицинской помощи, как можно скорее получил помощь и, если можно, пошел домой.
- То есть дело в логистике? В организации размещения кабинетов, вспомогательных служб, передвижении больного?
- Да, именно в логистике. И важный момент: если мы в центр всей системы поставим пациента и его интересы, озаботимся тем, чтобы ему было комфортно, то система заработает как надо.
Если я сейчас пойду в отделение экстренной помощи как пациент, я увижу массу неудобств: негде нормально сесть, нет возможности попить воды. Когда вы или кто-то из ваших близких попадаете в отделение скорой помощи, вы, во-первых, напуганы, потому что не знаете, что происходит. И, во-вторых, вы раздражены, потому что выбиты из колеи. И если к вам отнесутся не так, то вы будете раздражены еще больше. Пациент очень нуждается в том, чтобы его успокоили и эффективно помогли. Этого несложно добиться, если пациент будет в центре системы.
- Предположим, логистика безупречна, необходимое оборудование и помещения имеются. А как быть с человеческим фактором? Что, если медицинский работник просто не хочет уделять пациенту должное внимание?
- Такое происходит потому, что люди много работают и немного получают. Доктор не должен работать 24 часа в сутки. Я не хочу привести своего ребенка к врачу, который уже проработал столько, устал и раздражен. Который думает, как ему оплатить квартиру и прочее. Я не хочу, чтобы этот человек принимал меня или моего ребенка. Сама система, в которой человек работает 24 часа подряд и получает за это небольшие деньги, - плохая система. Сколько часов медицинский работник должен трудиться, надо вычислять, исходя из графика потока пациентов. Но в любом случае - не больше 12 часов. В некоторых регионах отделения экстренной помощи уже переходят на 12-часовой режим.
- Когда вы говорите о том, что доктор должен получать большую, чем сейчас, зарплату и при этом не работать на износ, не подразумевается ли, что вся неотложная помощь должна стать платной?
- Нет. Люди не готовы за это платить, многие не имеют на это средств. Об этом должно позаботиться государство, население ведь платит налоги. Государство должно обеспечить гражданину безопасность и медицинское обслуживание. Это мое убеждение.
В здравоохранении Казахстана на одного человека из бюджета тратится $369 в год, в Канаде - $4 500. Поэтому Канада - на шестнадцатом месте в мире по эффективности системы здравоохранения, а Казахстан - на сорок пятом. Не так плохо, кстати, США в этом списке - на пятидесятом месте. А на первом знаете кто? Гонконг.
- А вы как оцениваете работу скорой помощи в Казахстане?
- Идеальной скорой помощи нет нигде в мире. Даже в Канаде, чья медицина считается очень хорошей, были случаи, когда пациентам в отделении экстренной помощи приходилось ждать врача 10 часов. Служба скорой помощи в Казахстане в целом неплоха, просто нуждается в некоторой шлифовке.
Хочу быть правильно понятым, у меня нет задачи насадить или адаптировать здесь чужую систему. Надо совершенствовать свою. В казахстанской медицине много хорошего. Например, индивидуальный подход к пациенту. Мне знакомо: приезжает фельдшер к одинокой бабушке измерить давление, еще минут десять просто по-человечески с ней беседует. Это ценно. В Казахстане ментальность более семейная, здесь больше принято проявлять заботу о других. В Канаде все делается автоматически, сам подход к пациенту более механистический.
Надо выстраивать систему оказания медицинской помощи, опираясь на здешнюю ментальность. А еще у вас много хороших докторов с большим опытом. Опыт нельзя купить.
Или вот меня поразил такой пример - личное отношение к делу. Когда по нашей рекомендации в Казахстане начали перекрашивать автомобили скорой помощи в заметный желтый цвет, в Павлодаре сотрудники скорой взяли баллончики с краской и сделали это сами. В Канаде сказали бы: «Это не моя проблема», просто отправили машины в мастерскую на перекраску.
- А как наши медицинские работники реагируют на то, что необходимо вносить изменения в свою работу? И когда, по-вашему, у нас произойдут реальные изменения в системе оказания неотложной помощи?
- Конечно, мы встречаем некоторое сопротивление. Людям тяжело менять устоявшиеся привычки. Но постепенно изменения происходят. Очень вдохновляет тот факт, что где-то, как в Костанае, врачи согласны принимать нас и выслушивать наши рекомендации. Думаю, что через полгода нам удастся внедрить все наши предложения, неотложная помощь станет более эффективной.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Досье «НГ»
Родился 13 августа 1963 г. в Канаде. Образование - специалист по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Работал в Канаде специалистом по ПМСП в приемном покое; членом команды по медицинской сортировке (во время военных действий в Персидском заливе). Более 20 лет занимается менеджментом в сфере здравоохранения, консалтинга, стратегического развития и развития бизнеса. Председатель международной экспертной группы по вопросам совершенствования скорой медицинской помощи в РК с 2014 года по настоящее время.
Кевин Фрик о себе:
- Я живу в Казахстане с 2001-го, а в Астане с 2008 года. Женат на казашке из Кызылорды, поэтому попробовал все блюда казахской кухни. У нас большая семья благодаря моей жене. Поэтому я знаю, что такое собраться вечером за столом всей семьей, пить чай и рассказывать истории. Время для семьи - важное понятие в Казахстане. Я стал резидентом Казахстана с 2005 года. Я не просто посетитель, а истинный казахстанец. В Казахстане я встретил жену, родились наши двойняшки. Я остаюсь в Казахстане из-за большого потенциала страны и людей.
Материалы номера