Много званых. Да мало избранных
rg.ru, camonitor.kz, metronews.ru
Смотреть кино и обязательно читать книгу, чтобы разобраться, о чем роман «Тобол»
6 декабря российский Первый канал начинает показ одноименного сериала. На февраль запланирована премьера полнометражного фильма. Причем они существенно отличаются друг от друга, хотя в основе обоих - исторический роман уральского писателя Алексея Иванова «Тобол». Съемки начинались со скандала: писатель заявил, что снимает свое имя с титров, так как кинопродукт получается далеким от его замысла. Снимают, дескать, «историческую залипуху». Однако последние новости - с киношниками достигнут компромисс.
В фильме участвовали казахстанские каскадеры из группы «Номад»
История одного романа
В титрах все-таки будет написано «по мотивам романа Алексея Иванова». Роман, кстати, по российским меркам, - безусловный бестселлер. Когда второй том еще писался, первый «Тобол. Много званых» был напечатан тиражом 50 000 экземпляров и очень быстро раскуплен. Невероятно: во время засилья соцсетей, которые приучают людей мыслить и изъясняться воробьиными масштабами.
При этом роман огромен. Почти по 1 000 страниц каждый том. Настоящая сага об освоении во времена Петра I Южной Сибири, громадного разнонаселенного пространства, продвигаться в историю которого писатель берется по руслу реки Тобол. Кстати, жанровое определение произведения самим автором - роман-пеплум - как раз киношное. Пеплум - жанр исторического костюмного фильма. Более того, изначально писатель получил заказ именно на сценарий. Один из продюсеров картины Олег Урушев жил в Тюмени в отеле «Ремезов», спросил местных краеведов, что это за человек, и был потрясен мощью фигуры, которая ему открылась, - Семен Ремезов, картограф, историк, архитектор, строитель единственного за Уралом каменного кремля, в ту эпоху лучший энциклопедист Сибири.
Иванов взялся за сценарий и увяз на три года, написав в конце концов роман.
Очень зрительское кино
Сериал, из которого делают художественный фильм, снимался в Тобольске - древней столице Тюменского края. Около 3 000 горожан участвовали в массовых сценах. Ключевые сцены снимались на территории интерактивного музея под открытым небом «Посад сибирских старожилов», который с помощью кинематографистов возвел Тобольский музей-заповедник.
Второго такого проекта в России нет.
- Есть киногруппы, которые хотят здесь снимать другие фильмы, - говорил во время съемок режиссер Игорь ЗАЙЦЕВ, который ранее снял фильмы «Каникулы строгого режима», «Есенин», «Екатерина Великая», - самым масштабным из моих фильмов был «Диверсант-2. Конец войны», но и там мы не снимали таких сложных сцен. Здесь в кадре встречаются около 100 лошадей и 300 актеров. Это все бежит, прыгает, стреляет и падает.
В общем, зрителя ждут впечатляющие батальные сцены, уникальные трюки - например, когда джунгары стремительно карабкаются по почти отвесному склону, цепляясь за… головы замерзших сусликов. Каскадеры казахстанской группы «Номад», работающие в фильме, говорили, что прежде ничего подобного не делали.
В фильме в одной из главных ролей снимается также казахстанский актер Еркебулан Дайыров, у него роль джунгара Онхудая.
На экране
Алексей Иванов написал сложное произведение со множеством сюжетных линий. Если в романе основу сюжета составляла деятельность Семена Ремезова и первого губернатора Сибири князя Матвея Гагарина, то в фильме на первый план выходят молодые герои, которые в книге были второстепенными действующими лицами. Молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин по заданию царя отправляется в пограничный Тобольск - первую столицу Сибири. Здесь он встречает свою первую любовь. Мария Ремезова, кстати, - реальное историческое лицо, правда, известно о ней очень мало. Герои оказываются вовлеченными в экспедицию за золотом Яркенда.
В центре картины - губернатор Гагарин и картограф Ремезов
Ну и, конечно, какой фильм без любовного треугольника, составившегося между заброшенными в Тобольск шведами…
В телевизионной версии события развиваются еще и с включением староверческих пожаров, гонений из церкви и крещения язычников, то есть историческое полотно многоцветное.
Авторы сериала говорят, что он ближе к роману Иванова, чем получившийся художественный фильм.
На бумаге
Роман, во всяком случае первую его часть, уже около года можно читать в Сети. Вот отзыв одного из читателей, размещенный на zen.yandex.ru:
- Для знатоков истории роман-пеплум Алексея Иванова как игра, ласкающая неленивый мозг, в которой даются зацепки, а ты должен размотать клубок, насколько хватает знаний. Вскользь упомянутая Мангазея, поездка за пушками на заводы Демидова, кольчуга Ермака - не локальные образы романа, а отдельные истории, которые всплывают в голове читателя при погружении в «Тобол». Действие романа разворачивается в Тобольске начала XVIII века в эпоху судьбоносных преобразований Петра I, которые отразились на развитии восточных окраин государства. Вслед за Уралом особый импульс получила Сибирь, поставляющая пушнину в старую и новую столицы... Иванов увязал в своем романе пленных шведов, китайских парламентеров, сибирских умельцев, шаманов северных народов и православных ультрараскольников, не принявших реформу Никона.
От автора
После выхода в свет романа автора спрашивали, насколько, на его взгляд, присоединение Урала и Сибири повлияло на менталитет россиян, на судьбу России в принципе, возможен ли был другой сценарий?
- Вспомните учебники истории, - отвечал писатель. - Иван Грозный - это Русь, а поляков изгоняли уже из России. Какое событие переделало Русь в Россию? Присоединение Сибири. Точнее, Волги с Казанью и Астраханью, Башкирии и реки Яик с казаками, а также и Сибири. Русь была европейским государством, Россия стала евроазиатской державой.
Возможен ли был другой сценарий? Скорее всего, нет. Грозный стремился к Черному морю, для этого ему надо было задавить Казанское ханство - оно могло ударить в спину, потому что было союзником Турции и Крыма. Сказавши «Казань», Руси поневоле надо было говорить «Астрахань», «Уфа», «Яицкий городок», «Тобольск» и так далее. Порыв на восток был «генетически запрограммирован» в желании двигаться на запад. А ресурсы, которыми обладали новые территории, необходимость осваивать новые земли в конкретных исторических условиях, предопределили формат Российского государства: монархию с сильным креном к восточному типу.
Инерция этого формата докатилась и до XXI века. Без своих пространств Россия сейчас была бы куда больше похожа на Польшу или Чехию, и никто бы не говорил про «особый русский путь» и «загадку русской души». Хорошо это или плохо, каждый решает для себя сам.
Есть и другое обстоятельство. Дело в том, что Россия до 1745 года не нашла ни одного собственного месторождения золота. А золото необходимо для функционирования экономики. Золото приходилось привозить из-за границы. И у России для Европы был только один товар, который пользовался бешеным спросом, - пушнина. Пушнину в изобилии поставляла Сибирь. С одной стороны, это было хорошо. А с другой стороны - плохо. Добыча пушнины не зависела от сельского хозяйства или промышленности, значит, эти отрасли можно было не развивать. Первое условие развития - личная свобода работников, и сибирские богатства позволяли России сохранять крепостное право. Даже Петр, который так стремился сделать Россию европейской, не решился на отмену крепостного права. И оно выбило Россию с магистрали общеевропейского пути.
В общем-то, и ныне ситуация схожа. Сибирские нефть и газ (пресловутая «нефтяная игла») не позволяют России довести до конца экономические и политические реформы.
Идеальный мир?
Иванов считает, по крайней мере на такие мысли наводит его «Тобол», что Сибирь в каком-то смысле была русским идеалом, это верно. Не зря же в Сибирь бежало столько народа. Сибирь не имела крепостного права - это уже само по себе привлекало людей. Сибирь вовсе не была такой суровой, какой ее принято изображать: южная Сибирь по климату ничуть не хуже, чем, скажем, Воронежская область. Лесостепная Сибирь плодородна - переселенцы не голодали. Сибирь заселена слабо: там действительно всем хватало места. В общем, жить в Сибири было достаточно комфортно. Добраться было сложно, сложно было освоиться на новом месте, но жить - хорошо.
Было или есть? Как люди распорядились шансом жить хорошо? Вопросы возникают после прочтения романа. И тогда понимаешь, почему он называется не просто «Тобол», но и «Много званых, мало избранных» - многие и многого хотели, но немногим дано этого добиться.
Фото ruskino.ru
Материалы номера