IQ Костаная пока не выше среднего

Ольга ЛИХОГРАЙ

Какие из обещанных властями «умных» идей и насколько удалось реализовать в областном центре

В ближайшие 4 года Костанай намерен превратиться в один из самых интеллектуальных городов Казахстана. Уже к концу этого года светофоры, фонари освещения и целые перекрестки и пешеходные переходы должны были предстать перед горожанами с повышенным уровнем IQ. В областном центре с января началась реализация государственной программы «Цифровой Казахстан», рассчитанной до 2022 года. Что наши чиновники понимают под «умной» инфраструктурой и что из обещанного уже заработало, а чему еще предстоит «вправить мозги»? 

Несколько «умных» светофоров по ул. Баймагамбетова, по словам руководителя центра, помогли справиться с пробкой

Что обещали?

Впервые о том, в каких местах Костанай должен резко «поумнеть» к концу этого года, городские власти заявили на заседании актива области 18 января. 

- Автоматизированная система управления (АСУ) для уличного освещения позволит достичь постоянного контроля, быстрого реагирования и оперативного устранения поломок и аварий. По плану это даст снижение потребления электроэнергии на 30%, возможность перехода к разным режимам наружного освещения в вечернее, утреннее и ночное время с учетом интенсивности светового потока, - сообщал тогда аким Костаная Базыл ЖАКУПОВ. - АСУ для регулирования сети дорожного движения сориентирована на «умные» светофоры, установку датчиков интенсивности транспортного потока. Это должно разгрузить наиболее проблемные перекрестки.
От автоматизированного мониторинга работы служб по санитарной очистке города, по словам акима, уже к концу года ожидалось снижение расходов на эксплуатацию техники на 20-25%. В первую очередь за счет контроля водителей, которые зачастую использовали служебный транспорт не по назначению. АСУ должно было отслеживать и незаконные свалки мусора.

Власти также обещали глобальный контроль за пассажирскими автобусами, позволяющий улучшить планирование маршрутов, отследить интервалы движения. Специально для пассажиров планировалась разработка мобильного приложения «Умный транспорт», которое каждому пользователю позволит определить, сколько автобусов на рейсе и через сколько минут нужный подъедет к конкретной остановке.

Пятым пунктом в программе шел мониторинг экстренных служб - машин скорой помощи, пожарных, полицейских, которым при необходимости можно давать зеленый свет к месту аварии или пожара. Ожидалось, что это поможет не только повысить уровень безопасности на дорогах, но и ликвидирует нецелевое использование спецтранспорта на дорогах. И за счет увеличения его оборачиваемости снизит расходы на бензин на 10-15%.

 Да будет «умный» свет!

Как выяснили корреспонденты «НГ», из пяти масштабных «умных» идей к концу этого года частично реализовать удалось четыре. Дополнительным бонусом чиновники назвали один оборудованный «умный» пешеходный переход, установку нескольких «умных» скамеек и QR-кодов на всех многоэтажных домах. Дополнительным, потому что три последние инновации в костанайскую «Дорожную карту» по реализации «Цифрового Казахстана» не входили.

Тауелсиздик - Летунова переходят в темноте: «умное» освещение отключается слишком рано

Охотнее всего нам рассказали и показали, как работают «умные» светофоры и освещение. Пункт управления создали на первом этаже городского акимата вместе с интерактивной картой, с помощью которой специалисты и должны управлять городом.

- В этом году из 9 900 фонарей освещения 1 060 стали «умными», - рассказал «НГ» руководитель отдела цифровизации аппарата акимата Костаная Наурзбай МУСИН. - У  них есть функция диммирования, то есть постепенного затухания в зависимости от времени суток. В темное время суток горят 100% фонарей, с 23.00 до 03.00 - 70%, с 03.00 до 6.00 - 30%.

Справка:

Слово «диммирование» пришло из английского языка, а точнее, от термина DIM, что означает «затемнение». То есть в светодиодной лампе есть диммер - прибор, обеспечивающий затухание лампы. 

 Но очевидную выгоду в виде экономии средств по оплате электроэнергии, на которую был сделан упор при установке «умных» фонарей, власти пока не ощутили.

- Экономия, конечно, есть, потому что один «умный» фонарь потребляет от 120 до 150 Вт электроэнергии, в то время как обычная лампа ДРЛ - 250 Вт при том же уровне освещения, - пояснил «НГ» руководитель отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Алексей ТАРАСОВ. - Однако в живых цифрах вы эту экономию не увидите, потому что протяженность сетей уличного освещения на улицах Костаная регулярно увеличивается. И расходы на оплату электроэнергии все равно растут. И, чтобы почувствовать экономический эффект, нужно, чтобы хотя бы половина фонарей стала «умными».

Однако «умный» свет, экономя в ходе эксплуатации, бьет по бюджетному карману во время установки. Потому, обустраивая уличное освещение на темных пока улицах, чиновники продолжают устанавливать дешевые лампы ДРЛ. В этом году, как отметил Тарасов, их установили около 25-26 штук. Так что почти 90% уличных ламп Костаная пока пожирает в два раза больше электроэнергии, чем могли бы при «умном» освещении. Денег на замену не хватает. 

- Стоимость одного фонаря с лампой ДРЛ - 8 000-9 000 тенге, а одного «умного» с диммированием доходит до 125 000 тенге, плюс специальный шкаф стоимостью 700 000-800 000 тенге, - привел «НГ» расчеты Тарасов. - Шкаф устанавливается для управления фонарями на 3-4 улицах. Так что сами понимаете, какие это несоразмерные расходы на «умное» и обычное освещение. Но другого выхода пока нет, либо мы будем в год устанавливать один-два «умных» фонаря, либо десятки, которые дадут свет сразу на нескольких улицах.

С одной стороны, логика чиновников, желающих быстрее дать свет самым темным улицам и проулкам, понятна. С другой - внедрение «умного» освещения чем-то напоминает знакомую ситуацию, когда под реконструируемыми трассами вовремя не запланировали смену коммуникаций, а через пару лет сняли новый асфальт.

Если верить, что «Цифровой Казахстан» будет реализовываться, как планировалось, то фонари с недорогими лампами старого типа устанавливают максимум на 4 года: к 2022-му, по планам чиновников, все освещение должно стать «умным». Так что, когда реально можно будет ощутить экономический эффект от «умного» освещения, большой вопрос.

Кстати, от работы даже малой части «умного» освещения костанайцы пока не в большом восторге: часто фонари отключаются рано утром, когда еще темно, пешеходам сложно ориентироваться, а водителям сложно разглядеть идущих в предрассветных сумерках.

 «Поумнели» 47 из 115

Идея установки «умных» светофоров кажется более осмысленной, но на деле тоже реализуется слабовато. Из 115 светофоров на светофоры с повышенным IQ в этом году заменили 47. 

На одном из самых проблемных перекрестков Абая - Хакимжановой после установки «умных» светофоров ситуация не очень изменилась 

- Благодаря этому мы решили проблемы с пробками на ул. Баймагамбетова в границах Дощанова - Победы. В частности, на перекрестке Баймагамбетова - Тауелсиздик, за исключением поворота налево, - объяснил «НГ» Наурзбай Мусин. - Тем, кто поворачивает налево на этом перекрестке, во время большой пробки все равно приходится долго ждать. Большая пробка всегда была на перекрестке Абая - Хакимжановой, которую тоже удалось разгрузить благодаря «умным» светофорам. Разгрузились автомобильные потоки на пр. Аль-Фараби, улицах Амангельды, Победы, Гагарина, Бородина.

Однако, как регулярно «НГ» сообщают жители Костаная, проблемы с большим скоплением машин на перечисленных улицах (особенно в часы пик) все-таки существуют. И для полной разгрузки автомобильного движения необходимо, чтобы оставшиеся 68 светофоров стали «умными». Эффекта тоже стоит ожидать ближе к 2022 году.

На перекрестке Баймагамбетова - Тауелсиздик и при «умных» светофорах бывают пробки

Контроль за работой служб по санитарной очистке города - также в стадии внедрения. Примерно на 300 машин по вывозу мусора установлена специальная навигации. Какая это часть, от тех, что задействована в работе с подрядчиками (ГКП «Костанай-Су», ГКП «КТЭК», ТОО «Тазалык», ТОО «Таза жол», ТОО «АБЗ +», ТОО «Вескор») - в акимате ответить затруднились. Поэтому полного контроля за тем, кто, когда, куда и в каких объемах вывозит мусор, пока тоже нет.

 Пока «нет понимания»

Еще сложнее, по признанию чиновников, отследить работу пассажирского транспорта. Далеко не все водители согласились установить в своих автобусах систему навигации, позволяющую акиматовским служащим следить за маршрутом, интервалом движения и в целом за качеством перевозок. Поэтому на интерактивной карте акимата отображаются лишь несколько «троек» или «восьмерок», следующих по заданному маршруту. Более того, если автобус более двух минут стоит на месте (на остановке, на заправке, во время отдыха водителей), он становится невидимым на интерактивной карте. Как только пассажирский транспорт начинает движение, сигнализирующая о его появлении кнопка на интерактивной карте, конечно, загорается, но получается большая путаница. Отследить в конкретный период времени, сколько автобусов находится на линии, а сколько стоят по объективным причинам, становится невозможным.

Систематически «подвисает» и мобильное приложение «Умный транспорт», которое разработали для удобства пассажиров. Загружается в смартфон легко, бесплатное, но либо совсем не отображает ни одного автобуса на маршруте, либо отображает всего несколько. Поэтому получить точную информацию о приезде интересующего автобуса к нужной остановке сложно.

Во вторник, 13 ноября, корреспонденты «НГ» с утра пытались получить в смарт-сервисе данные о четырех маршрутах: №№ 3, 38, 27 и 22. С утра «троек» было три на маршруте, к вечеру стало четыре, но приложение упорно демонстрировало, что автобусы стоят на месте.

В мобильном приложении видны всего две «тройки», и те стоят на месте / Скриншот с приложения Smart Kostanay

Автобусов маршрута № 38 в мобильном «Умном транспорте» мы вообще за целый день не обнаружили, № 27 и № 22 было несколько, но они тоже стояли на месте. Так что большой практической пользы для пассажиров мы не увидели.

- Мы каждый день работаем с водителями пассажирских автобусов по установке навигации, но им это, видимо, невыгодно, потому что они не всегда соблюдают интервал движения, есть отклонения от маршрута и так далее, - констатирует Наурзбай Мусин. - Но активная работа в этом направлении ведется.

Внедрение мониторинга экстренных служб и вовсе перенесли на 2019 год. Причем на республиканском уровне. Как выразились в акимате Костаная, пока даже в Астане «нет понимания», как реализовать этот пункт «Цифрового Казахстана». Говорят, от столичных чиновников поступило предложение съездить для понимания работы экстренных служб на обучение в… Нью-Йорк. Мол, в этом городе, численностью почти 10 млн жителей, работой экстренных служб управляют всего 8 человек. Когда поедут учиться, а потом начнут налаживать работу у нас, неизвестно.

Бонусы в виде установки «умных» пешеходных переходов, смарт-скамеек и QR-кодов на многоэтажных домах многих порадовали. Но глобальный эффект от первых двух «фишек» понять пока сложно - слишком их мало. А возможность «считывания» с домов информации об обслуживающей организации, участковом враче, полицейском, ближайшей школе и поликлинике весьма полезна.

Об исторических зданиях с помощью QR-кода можно получить еще более интересные данные. Правда, эта функция доступна только обладателям смартфонов, но на то и реализуют программу «Цифровой Казахстан», чтобы в ближайшее время все оцифровать и сделать мобильным, как утверждают чиновники.

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

Эффект от цифровизации в первый год реализации в Костанае пока мало что дает  горожанам, это чиновники объясняют «пилотностью проекта». И пока 10% «умных» инноваций внедряется, львиная доля только держится в уме, оттого и эффект так себе. На глобальный мозговой штурм еще нужно найти не менее глобальное количество бюджетных средств и не менее умных специалистов для поддержания высокого IQ. 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА